Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Э. Пикеринг






 

О становлении: воображение, метафизика и валки [i].

 

«Qual» – это философская игра в слова. «Qual» буквально значит муку, боль, толкающую к действию; в то же самое время мистик Беме связывает это немецкое слово с латинским «qualitas»; его «Qual» есть в противоположность боли, причиняемой извне, активное начало, возникающее из самопроизвольного развития вещи и выдвигающее на первый план это развитие, отношение, или участвующую в нем личность, – в противоположность боли, причиняемой извне.

– Фридрих Энгельс

 

[Итак, мы приходим] к совершенно новому и пост-гуманистическому пониманию пропущенной через валки человеческой практики, которая осуществляется в каком-нибудь уголке мира, также пропущенном через валки. В этой перспективе все связано со всем и нет ничего устойчивого. Картина, достойная созерцания – танец действия как танец Шивы…

 

 

Это заключительные строки моей книги «Валки практики»[ii](Pickering 1995a, 252)1. Нижеследующая статья продолжает мои размышления о времени и становлении. В основном тексте книги «Валки практики»я развил строго исторический подход к практике и культуре в науке, математике, технологии и обществе, тогда как в процитированном выше «Постскриптуме» я лишь выдвинул предположение, что тот же подход в значительной мере может быть применен и к самой природе. Сейчас я попытаюсь более основательно развить эту идею и выстроить метафизическую модель, способную описать становление как людей, так и не-людей (nonhumans). Мы, судя по всему, испытываем серьезные трудности, мешающие нам признать, что в мире возникает реальная, нередуцируемая новизна, и я хочу сосредоточиться на процессе ее возникновения. Метафизика, как минимум, мне поможет: я полагаю, что она совместима и с тем, что мы знаем, и с тем, как мы исторически приходим к нашему знанию.

В первом разделе представлена исходная метафизическая модель становления. Во втором разделе я использую идею биологической эволюции, чтобы несколько оживить эту модель. В третьем разделе я обращаюсь к неодушевленным технологиям. Четвертый посвящен артикулированному знанию и теории, т.е. самой насущной проблеме, возникающей при попытке мыслить становление2. Затем мои рассуждения приобретают рефлексивный характер. В пятом разделе я разбираю проблему реализма и предлагаю считать развиваемую мною метафизику средством поддержки воображения. Шестой раздел посвящен некоторым академическим приложениям этой идеи, а в седьмом разделе я высказываю мысль, что обогащенное воображение может иметь и практические приложения. Наконец, в приложении я затрону тему становления неодушевленной материи, которая не фигурировала в третьем разделе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал