Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Метафизика






 

Такие авторы, как Б. Латур (Latour B., 1995) и Н.Хансен (Hansen N., 1997) черпают вдохновение для размышлений о становлении в метафизике процесса А.Уайтхеда (Whitehead A., 1929). Я же нахожу работы Ж. Делеза, Ф. Гваттари (Deleuze G., Guattari F., 1987) и М. де Ланда (De Landa M., 1991; 1997а) более подходящими. Поэтому я хочу начать с описания того, что я считаю делезианской картиной бытия и становления.

Это картина многообразия. Вообразите ряд сущностей. Вообразите каждую из них в беспрерывной игре, представьте, что она неограниченно изменяет свою природу сначала одним, потом другим способом в бесконечных пространствах возможности. Представьте, что подмножества этих моментов время от времени приходят во взаимное равновесие и поддерживают или стабилизируют друг друга, формируя новую сущность, которая начинает собственную игру. Представьте, что исходные сущности сформировались таким же точно образом и что все сущности являются составными. И воспроизведите весь процесс заново.

Это и есть исходный образ, который я буду различными путями детализировать в ходе дальнейшего изложения. Прежде всего, он позволяет мне прояснить или определить два ключевых понятия. Это – образ бытия, т.е. того, что существует в любое данное время. В «бытие» нужно также включить любые отношения, которые существуют между сущностями. Это образ реляционный, хотя я бы не стал сводить сущности к отношениям3. В то же самое время это образ становления, – в той мере, в какой наличное состояние ряда сущностей не предопределяет их будущего. Конечно, происходящее во времени развивается но некоей схеме, но этой схеме органически присуща случайность – случайность конкретных изменений в конкретные моменты времени и во взаимоотношениях играющих сущностей – вне зависимости от того, складываются они в составные структуры или нет. Именно эта схема приводит к появлению в мире подлинной новизны – новых составных структур. Таким образом, наличное состояние ряда сущностей в любое данное время является функцией как исходного набора сущностей (относительность; ситуативность), так и того временного пути, который они прошли к настоящему моменту (временнá я зависимость). Рассматривая этот процесс как движение, обращенное в будущее, можно говорить о темпоральном возникновении, при обратной перспективе – об историчности.

Здесь возникают два вопроса. Первый – что такое совокупность? От чего зависит, встретятся ли две или более сущности, чтобы образовать новое единство? Окончательного ответа на этот вопрос я не знаю. Я не думаю, что существует какой-нибудь общий принцип объединения и взаимного уравновешивания. Единство (временное, хрупкое) любой возможной совокупности, по-видимому, определяется ее неповторимыми особенностями: «это» соединяется с «другим» данным конкретным образом 4. И второй вопрос: что представляют собой сами сущности, которые участвуют в «играх»? Мой ответ ­­– все, что угодно. В основном тексте Валков они фигурируют как «сделанные вещи» человеческой культуры (включая материальную культуру), но сейчас я хочу посмотреть, что произойдет, если эти сущности покроют пространство всего, что существует в мире (включая человеческую культуру). Поэтому я заговорил о метафизике и в последних разделах «Валков» поднял вопрос о теории всего (ТОЕ) – как ученым нравится это называть. Однако заявить нечто подобное нетрудно. Трудность состоит в соотнесении теории с реальными фактами. И нам пора покинуть сферу абстракции.

 

II. Эволюционная биология

 

Эволюционная биология – это нормативное знание, самым непосредственным образом олицетворяющее метафизику становления. Рассматриваемые сущности – биологические виды; они неограниченно мутируют и произвольно меняются, реагируя друг на друга. Эволюционная теория – это наука о возникновении во времени и об историчности. Я не могу углубляться в подробности биологии и очень сомневаюсь, стоит ли мне это делать. Поэтому я просто приведу несколько элементарных биологических тезисов, которые наполнят метафизику плотью.

1) Большинство биологических мутаций не ведут никуда. Они не встречают отклика, они не продуктивны, они отмирают. Вероятно, это истинно и в более широком плане. Поэтому метафизика становления есть одновременно метафизика пребывания, хотя обратное утверждение – невозможно понять изменение, если иметь в виду только воспроизведение – ложно. REP ПО ЛАТУРУ

2) Внутри поля становления эволюционные примеры свидетельствуют о полезных, но не слишком резких изменениях. Можно сказать, что очень многие становления лишь слабо связаны друг с другом. Клювы зябликов становятся немного больше, облегчая доступ к еде, что слегка изменяет пространство становления для других видов и т.д. Онтологические «базовые состояния» остаются в основном теми же самыми, хотя точные контуры этих состояний дрейфуют во времени. Здесь мы имеем дело с относительно спокойным видом становления, который нужно добавить к образу возникновения, набросок которого я дал в первом разделе.

3) С другой стороны, траектории становления иногда оказываются прочно соединенными друг с другом. Пример симбиоза: пчелы впадают в полную зависимость от орхидей, а те, в свою очередь, полностью зависят от пчел. Это равносильно изменению в базовом состоянии эволюции: гибрид пчела-орхидея тождествен возникновению новой эволюционной сущности. УСТОЙЧИВЫЕ ОБЪЕКТЫ В терминах первого раздела это означает возникновение новой составной структуры, которая свидетельствует о своего рода «болтанке», «комковатости» и даже дискретности в поле становления. Этот процесс наиболее наглядно передает суть возникновения и историчности и, можно сказать, высвечивает более продолжительные процессы, о которых идет речь в рубрике 25.

4) С биологической эволюцией связан и еще один вид дискретности. Например, я представляю себе птиц, крылья, полет. Полет – это возникающий феномен. Оказалось, что крылья позволяют перемещаться в воздухе. Они создали новый способ, каким одушевленное может пользоваться неодушевленным (воздухом). Подобные возникающие феномены опять-таки указывают на более продолжительные процессы, упомянутые в рубрике 2. В этих феноменах проявляется столь же тесное взаимодействие, как в симбиозе биологических видов, но только в этом случае имеет место сочетание с неорганическим6.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал