![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зонирование территорий.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Лекция 1. Цели и основные задачи планирования использования земель. В соответствии со ст. 14 Федерального закона 78-ФЗ «О землеустройстве» планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В настоящее время, поставлена задача максимального удовлетворения экономических интересов всех собственников земли, а не только государства. Поэтому основными задачами по планированию и организации рационального использования и охраны земель являются: определение долгосрочной и краткосрочной перспективы развития территорий и рационального использования земель всех категорий независимо от форм собственности на землю и форм хозяйствования; подготовка предложений для принятия решений по предоставлению (перераспределению) земель с учетом потребности отраслей: агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, развития городов и других населенных пунктов и систем расселения, промышленности, транспорта, территорий природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, историко-культурного назначения; формирование фонда перераспределения земель, обеспечение земельными участками граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, организация крестьянских (фермерских) хозяйств. В соответствии с законом, планирование включает также, разработку предложений по природно-сельскохозяйственному районировании земель. В городах и сельских населенных пунктах, планируют и организуют рациональное использование земель и их охрану, в соответствии с градостроительной документацией. В Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, планируют и организуют рациональное использование земель и их охрану на основе комплекса землеустроительных документов, взаимосвязанных между собой. К ним относятся: Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схемы землеустройства территорий муниципальных образований; схемы использования и охраны земель. Реализуют указанные документы через планы и программы (федеральные, региональные, местные) использования и охраны земельных ресурсов, а также через конкретные проекты землеустройства.
Теоритические основы управления планированием использования земель.
Планирование использования земельных ресурсов, осуществляется на основе утвержденных программ, схем, проектов. Схемы и проекты землеустройства, составляются с использованием материалов инвентаризация земель, почвенного и геоботанического обследования, оценки земель, проектов межевания, межевых планов, документов о регистрации прав на земельные участки и т.д. Схемы и проекты направлены на повышение эффективности использования земель и получение максимальной прибыли от запланированных мероприятий. Процессы управления разработки схем и проектов землеустройства осуществляются на всех стадиях, от составления до реализации и могут быть классифицированы по целевому результату - фазе управления. Под фазой процесса управления понимается совокупность мероприятий (процессов), обеспечивающих достижение определенного результата (рис. 1). Процесс управления, планированием использования земель.
Рис.1 Схема, наглядно иллюстрирует циклы проекта. Центральное звено в этом цикле занимает планирование, оно является организующим началом всего процесса. Сущность планирования состоит, в определении, и обосновании способов достижения целей, выбора эффективных методов их разработки, установления взаимодействия между участниками процесса планирования. Планирование состоит из нескольких этапов и начинается с участия менеджера (управляющего, специалиста по управлению) в процессе разработки концепции, продолжается при выборе стратегических решений, заканчивается утверждением и реализацией намеченных мероприятий. На этапе планирования мероприятий по улучшению и освоению земель, определяются все необходимые параметры реализации проекта — продолжительность (в целом, отдельных этапов и работ), потребность в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки поставки материалов, технологического оборудования, сроки и объемы привлечения проектных, строительных и других организаций. Принятые решения должны обеспечить реализуемость проекта в заданные сроки с минимальными стоимостью и затратами ресурсов и при высоком качестве выполнения работ. В неразрывной взаимосвязи с планированием находятся вопросы организации. Эта функция обеспечивает выполнение планов и отдельных заданий. Организаторская работа направлена на подбор и расстановку специалистов, повышение их квалификации. Организация включает как решение частных задач (в рамках конкретного проекта): выполнение плана производства работ, выполнение конкретных производственных задач, так и общие вопросы. Иными словами, организация является центральной функцией управления (рис. 1), выступая связующим звеном планирования, координации и контроля производимых работ. Таким образом, планирование определяет стратегию обеспечения производственной деятельности, тогда как организация - тактику. При планировании, рассчитываются объемы ресурсов, средств производства, материальных затрат. Организация решает вопросы маневрирования во времени и пространстве этими ресурсами. Своевременное переключение освободившихся ресурсов с предыдущего этапа на последующий, перераспределение ресурсов между параллельными этапами – задача организации. Планирование и организация являются взаимосвязанными и в определенной степени взаимодополняющими функциями процесса управления. Немаловажна их связь с остальными функциями. Мотивация, дает необходимый объем входящей информации системы планирования и организации. Основной задачей данной функции является определение системы ограничений данного проекта. Выполнение проекта, основывающееся на разработанном плане, через функцию контроля осуществляет обратную связь с процессом планирования и организации, что позволяет системе управления проявлять гибкость и устойчивость в условиях изменения окружения проекта. Принципы и процесс планирования. Главной задачей планирования является, обеспечение разработки проекта или схемы землеустройства, необходимыми трудовыми и финансовыми ресурсамим, а так же их распределение во времени и пространстве. Обеспечение проекта трудовыми ресурсами, является главной составляющей, от которой, в первую очередь, зависит его успешное выполнение. Процесс землеустроительного производства с этой точки зрения имеет определенную особенность. С одной стороны, это весьма наукоемкий процесс, требующий привлечения высококвалифицированных исполнителей. С другой – любая землеустроительная документация, включает в себя большое количество технической работы проводимой как в камеральных, так и в полевых условиях, выполнение которой по оплате должно быть дифференцированным. Обеспечение составления, землеустроительной документации средствами производства, является приоритетной целью в системы планирования. Средства землеустроительного производства отличаются большим разнообразием, которое напрямую определяется производительностью и ценой. Оптимальное решение вопросов обеспечения и распределения ресурсов, часто ограничивается наличием финансовых возможностей и поэтому компенсируется иными методами и средствами разработанными в теории управления. Планирование использования земель является одним из наиболее важных процессов управления земельными ресурсами на различных уровнях. Планирование связано с другими важными процессами, такими, как организация, координация, контроль, анализ и регулирование. Планировать можно все то, что подлежит учету, контролю, анализу и регулированию. При всем многообразии документации по планированию использования земель, существуют общие подходы и принципы планирования мероприятий. Общие принципы планирования мероприятий по использованию земель обусловлены типичной деятельностью управления, к которым согласно таблице 1 можно отнести.
Таблица 1 Основные принципы планирования.
4. Природно – сельскохозяйственное районирование земель. Основой для разработки документов планирования, могут служить данные природно-сельскохозяйственного районирования земель соответствующих территорий. Природно-сельскохозяйственное районирование земель — это разделение территории Российской Федерации, отдельных регионов или территорий субъектов Российской Федерации (пример разделения территории Волгоградской области показан на рисунке 2) с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных растений. С помощью системы комплексного общероссийского районирования выделяют природно-сельскохозяйственные пояса, зоны, провинции, округа. П р и р о д н о-сельскохозяйственный пояс — высшая единица природно-сельскохозяйственного районирования, где основным признаком выделения является теплообеспеченность, отражаемая суммами температур выше 10 °С. В Российской Федерации выделяют три пояса: холодный, умеренный, теплый субтропический. П р и р о д н о-сельскохозяйственная зона —основная единица природно-сельскохозяйственного районирования, которая характеризуется определённым балансом тепла и влаги. П р и р о д н о - сельскохозяйстенная провинция - часть зоны, характеризующаяся специфическими особенностями почвенного покрова, связанными с микроклиматом внутри зон. П р и р о д н о - сельскохозяйственный округ — часть провинции, характеризующаяся хорошо выраженными геоморфологическими и гидрологическими особенностями, составом почвообразующих пород, преобладающим типом почвообразования, а также существенными особенностями макро- и мезоклимата. Использование земель сельскохозяйственного назначения, планируют в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием территории. На основе данных природно-сельскохозяйственного районирования, устанавливаются обременения и ограничения в использовании земельных участков предоставляемых гражданам, сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам. При утверждении законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, учитывают рекомендации научно исследовательских учреждений по природно-сельскохозяйственному районированию земель. Материалы по природно-сельскохозяйственному районированию территории Российской Федерации, региона или субъекта Российской Федерации изготавливают в виде схематической карты (рис.2), на которой показывают границы поясов, зон, провинций, в необходимых случаях и подпровинций, каждый пояс окрашивают определенным цветом, на котором условными индексами надписывают основные характеристики данного пояса (номер зон; номера провинций в зоне, округов; агроклиматические показатели, преобладающие типы рельефа, гидрологические условия). На карте приводят подробную легенду всех принятых обозначений и индексов, к ней прикладывают пояснительный текст. Материалы природно-сельскохозяйственного районирования в целом по Российской Федерации или региону рассматривает и утверждает Правительство Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации — органы его исполнительной власти. Первые материалы по природно-сельскохозяйственному районированию земельного фонда СССР составлены, Министерством сельского хозяйства СССР в 1984 г. В состав материалов вошли пояснительная записка и карта в масштабе 1: 8 000 000. На карту нанесены границы зон, областей и провинций, подпровинций, округов и уровни горной территории, а также индексы природно-сельскохозяйственных округов, подразделений (зон, провинций, подпровинций и др.). На врезках и картах приводятся условные обозначения, а также характеристики:
Рис.2. Природно-сельскохозяйственное районирование Волгоградской области.
природно-сельскохозяйственных округов по преобладающему гранулометрическому составу почв, гидрологическим условиям, преобладающему типу рельефа; коэффициенту континентальности, сумме температур воздуха выше 10 °С, коэффициенту годового атмосферного увлажнения (отношение осадков к испаряемости), климатическому индексу биологической продуктивности в баллах относительно средней продуктивности; зон по типам и подтипам почв; состава горных территорий. При планировании и организации рационального использования земель и их охраны используются также материалы специальных районирований: эколого-хозяйственного, эколого-ландшафтного, агроэкологического и др.
Зонирование территорий. Зонирование территории — это разграничение территории, с выделением особых зон и определением для каждой из них целевого назначения, приоритетных функций и соответствующих режимов использования. Особое распространение зонирование территории получило в западноевропейских странах, США и Канаде, где зоны определяют основные направления развития землепользования на перспективу. Зонирование территории осуществляют на основе схем землеустройства, схем использования и охраны земельных ресурсов, природоохранной, землеустроительной, градостроительной и иной документации на уровне субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований. Решения по зонированию территории принимают, исходя из следующих основных принципов: ориентации на интенсивное использование и рациональную организацию территории; установления научно обоснованного баланса земель различного назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий, ценных историко-культурных объектов. Создания необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры; четкого разграничения земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного, природоохранного назначения и урбанизированных территорий с закреплением в законодательном порядке соответствующих режимов их функционального использования; обеспечения наиболее благоприятных организационно-территориальных условий для ведения сельского хозяйства. В состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Материалы по зонированию территории изготавливают в составе текстовой и графической частей. В текстовой части обосновывают условия установления зон, их границы, площади земельных угодий и т. п. Графическая часть включает схематическую обзорную карту, на которой в цвете показывают расположение каждой из установленных зон. Масштаб карты зависит от размера территории зонирования и может быть: для территории субъектов Российской Федерации —1: 1 000 000 - 1: 250 000; административных районов — 1: 250 000 - 1: 50 000; территории муниципальных образований, находящихся в границах административных районов, — 1: 10 000 - 1: 25 000. Схемы зонирования территории, утверждаются постановлением соответствующих органов власти или решением органов местного самоуправления. В утверждаемых документах, регулируются вопросы изменения форм собственности на землю, установления платы за землю, зонирования территорий с учетом режима использования земель и т.д..
|