Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пл. исп. земель.






Лекция 3

Земельная политика РФ, в части планирования рационального использования земли, и их охраны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О землеустройстве» и другими нормативными правовыми актами государство определяет земельную политику развития землепользования страны, организует планирование, рациональное использование и охрану земельных ресурсов. Земельная политика формируется в соответствии с перспективами развития экономики страны и обеспечивает сочетание интересов всего общества, законных интересов и гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками. Стратегическая цель государственной земельной политики — достижение эффективного, рационального и сбалансированного использования земельных ресурсов для роста экономического потенциала страны и уровня жизни людей, создания условий национальной безопасности. Государственная земельная политика должна быть направлена: на сохранение земли как территории, определяющей целостность государства и составляющей основу жизни и деятельности населения; предупреждение негативного антропогенного воздействия на земельные и природные ресурсы, сохранение биологического потенциала территории; повышение качества жизни населения за счет улучшения условий его проживания; увеличение полезной отдачи земли и рост ее потребительской стоимости. Эффективная реализация государственной земельной политики может быть достигнута на основе четко действующей системы планирования рационального использования земель. Рациональное использование земель и их охраны планируют, на уровне страны, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных территорий на основе землеустроительной

документации. В ее состав входят: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схемы землеустройства территорий муниципальных образований; схемы использования и охраны земель по отдельным частным проблемам (формированию целевых земельных фондов;

размещению и установлению границ особо охраняемых природных территорий и др.).

В схемах землеустройства определенного уровня с соответствующей детализацией и соблюдением иерархичности должны быть: установлены приоритетные направления земельной политики, исходя из перспектив развития экономики, социальных и экологических задач; систематизированы межотраслевые и отраслевые требования, предъявляемые к распределению и использованию земельных ресурсов с учетом региональных и местных условий; разработаны предложения по упорядочению границ объектов землеустройства; подготовлены предложения по перераспределению земель по формам собственности, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических и физических лиц, а также по категориям земель в зависимости от их целевого назначения. Сформированы государственные фонды перераспределения земель и иные специальные фонды для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас; для предоставления земель казачьим обществам, включенным в реестр; предоставления для коллективного садоводства, животноводства, огородничества, организации крестьянских хозяйств; для продажи на конкурсах и аукционах. В документах по планированию использования земель должны быть разработаны мероприятия, направленные на формирование устойчивого землепользования, на создание благоприятных условий для эффективного ведения сельского и лесного хозяйства, для устойчивого развития городов; уточнено размещение территорий с особым правовым режимом и условиями использования, имеющих федеральное, региональное или местное значение, включаемых в состав охранных, защитных, санитарных, запретных зон особо охраняемых территорий, объектов промышленности, транспорта, энергоснабжения, связи, источников водоснабжения, инженерной инфраструктуры и коммуникаций; зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования, в том числе районов экологического бедствия, опустынивания, деградации, водосборных бассейнов рек, требующих экологической защиты и др. Определены виды и местоположение объектов инфраструктуры, имеющих федеральное, региональное или местное значение (газопроводов, нефтепроводов, высоковольтных ЛЭП, автомобильных и железнодорожных магистралей, аэропортов, морских и речных портов и т. п.). Установлены состав и площади земель объектов землеустройства на перспективу по угодьям, обоснованы объемы возможного освоения новых земель, мелиорации земель, трансформации и улучшения сельскохозяйственных угодий, рекультивации нарушенных земель; разработаны предложения по развитию и размещению агропромышленного комплекса и повышению эффективности использования земель в сельском хозяйстве; запланированы и территориально привязаны природоохранные мероприятия по защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного заселения, иссушения, уплотнения; загрязнения отходами производства и потребления. Определены потребности в инвестициях и других ресурсах, необходимых для осуществления мероприятий, намеченных в схемах землеустройства по периодам их освоения и в программах реализации; проведена оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по организации рационального использования и охране земель. Подготовлены предложения по разработке необходимой нормативной правовой и методической документации, обеспечивающей составление схем землеустройства соответствующего уровня и реализацию предусмотренных ими мероприятий. Исходя из научно обоснованного планирования рационального использования земель и их охраны, в нашей стране необходимо разработать:

Генеральную схему землеустройства территории Российской Федерации; 83 схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; более 23 тыс. схем землеустройства муниципальных, образований; региональные схемы использования и охраны земли. Градостроительным кодексом Российской Федерации, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования. Землеустроительная документация по планированию использования земель и их охраны должна быть законодательно приравнена к документам территориального планирования. Главным документом, определяющим основные направления развития землепользования в стране, должна быть Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, используемая органами государственной власти страны для принятия решений по управлению земельными ресурсами государства.

Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации служит средством: для увязки и согласования территориальных и земельно-имущественных интересов; оценки земельно-ресурсного потенциала страны и включения его в экономику государства; совершенствования федеральных и региональных систем землевладения и землепользования и регулирования земельных отношений.

Материалы схем землеустройства соответствующих уровней должны служить установлению государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований. Схемы землеустройства различных административно-территориальных образований могут быть использованы для установления правового режима и условий использования земель и их охраны. В землеустроительной документации определяют перспективы развития агропромышленного комплекса, обосновывают природоохранные мероприятия на межселенных территориях, устанавливают ограничения и обременения в использовании земель, данные о которых включают в документы ГКН, удостоверяющие право собственности на земельные участки, землевладения и землепользования.

 

Система землеустроительного обеспечения планирования использования и охраны земельных ресурсов,

 

До начала земельной реформы в Российской Федерации функционировала достаточно четкая система землеустроительного обеспечения планирования использования и охраны земельных ресурсов, сопряженная с общей системой планирования народного хозяйства на всех уровнях: союзном, республиканском, областном, районном и хозяйственном. На уровне Российской Федерации эта система предусматривала разработку схем использования и охраны земель в целом по России, схем землеустройства территорий автономных республик, краев и областей, схем землеустройства административных районов, проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, технорабочих проектов по освоению и улучшению земель, защите земель от эрозии и других негативных процессов. В Российской Федерации в целях планирования, организации рационального использования земель и их охраны, были разработаны схемы противоэрозионных мероприятий. В Генеральных схемах противоэрозионных мероприятий определены площади эродированных земель, виды, объемы и стоимость работ по защите почв от ветровой и водной эрозии, установлены сроки и очередность их выполнения, источники финансирования, даны рекомендации по их осуществлению, определена потребность в машинах, посадочном и строительных материалах, рабочей силе. В 1975 г. институтом «Росгипрозем» обобщены в целом по РСФСР показатели разработанных Генеральных схем противоэрозионных мероприятий. По результатам этой работы подготовлены сводные расчетные таблицы, графические материалы. Полученные данные опубликованы в шести томах. В 1976—1977 гг. по всем областям, краям и автономным республикам РСФСР и в целом по РСФСР объединением «Росземпроект» и его филиалами разработаны «Основные направления использования и охраны земель Российской Федерации на

перспективу до 1990 г.». В 1985—1986 гг. Росземпроектом и его зональными институтами и филиалами разработаны схемы организации рационального использования земель областей и краев, которые были использованы исполнительными органами власти на местах для осуществления мероприятий по повышению эффективности землепользования.

В 1986—1988 гг. разработана схема использования и охраны Черных Земель и Кизлярских пастбищ. Это было необходимо в целях предотвращения опустынивания указанных территорий и повышения продуктивности земель. В 1976—1977 гг. составлена схема использования земель в зоне Байкало-Амурской магистрали. В период с 1971 по 1990 г. активно разрабатывали также схемы землеустройства административных районов. В этот период было составлено 623 схемы, которые применяли на местах для планирования и осуществления мероприятий по наиболее полному, рациональному и эффективному использованию земель. В начале 1990-х годов институтом «Гипрогор» разработана Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации.

С началом земельной реформы работы по планированию и организации рационального использования земель на уровне Российской Федерации практически не проводились. На уровне субъектов Российской Федерации схемы землеустройства не составлялись. В 1991—1997 гг. на этом уровне разрабатывали «Программы защиты земель от деградации, консервации земель и их восстановления». На уровне административных районов схемы землеустройства по полной программе также не разрабатывали. По отчетным данным в 1991—1993 гг. разработано 155 схем землеустройства районов. Однако они представляли в основном материалы инвентаризации земель, проводимой с целью выявления резервов для коттеджного и дачного строительства, организации крестьянских хозяйств, садоводства и огородничества. В 1991—1997 гг. на уровне административных районов разработано 900 схем формирования специальных земельных фондов с целью обеспечения земельными участками беженцев, вынужденных переселенцев, бывших военнослужащих и их семей, для предоставления казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, предоставления земель гражданам для организации личных подсобных хозяйств. Вместе с тем, на протяжении последних двадцати лет наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий, ухудшение их качественного состояния. С/х угодья зарастают кустарником, мелколесьем, заболачиваются. Усиливаются процессы деградации земель, эрозии, опустынивания, различного рода загрязнения почв. Выбытие сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного использования зафиксировано более чем в 60 субъектах Российской Федерации. В складывающейся ситуации необходимо формирование и последовательное проведение активной государственной политики в сфере планирования использования и охраны земельных ресурсов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал