Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система юридико-психологического знания
Концепция системы. Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) научной отрасли представляет собой определенным образом структурированную совокупность целостного комплекса ее знаний, их направлений, разделов, частей. Сложность предмета юридической психологии как в его «юридической части», так и «психологической» с очевидностью предопределяет огромный объем взаимосвязанных и взаимопереплетающихся знаний. Изначально интуитивно угадывается ограниченность попытки свести эти знания к психологии следственной деятельности, судопроизводства либо поставить их в центр, лишь обрамляя «венком» кратких сведений о других видах юридической деятельности, работы разных юридических органов и решения многообразных задач по укреплению законности и правопорядка. Современная юридическая психология, какой она начала становиться с рубежа 70-х годов и ускоряющимся темпом развивается сегодня, представляет собой богатую и разветвленную систему научного знания. В структуру этой системы входят разделы юридико-психологического знания: • уже сложившиеся к настоящему времени; • быстро и плодотворно развивающиеся; • начинающие развиваться; • которые объективно должны быть представлены в системе юридической психологии, но почти еще не развиты. При таком подходе система юридической психологии становится похожей на «психологическую систему элементов», сопоставимую по принципу с Периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Это позволяет более правильно судить о самой юридической психологии, ее полной системе, состоянии и возможностях, способствует ускоренному преодолению ее научного отставания, ее изучения и использования в юридической практике. Структура и состояние системы. Макроструктура системы юридической психологии в виде основных частей и разделов представлена на рис. 1.2. Основы юридической психологии - (первая часть) — исходные научные и прикладные положения, характеризующие ее как отрасль научного знания, находящуюся ! на стыке юриспруденции и психологии, ее назначение, концептуальные подходы к научно-психологическому решению проблем укрепления законности и правопорядка, создания общества, основанного на законе. Эта часть включает в себя основные разделы, каждый из которых образован рядом направлений юридико-психологического знания и их практического приложения: 1) методологические основы юридической психологии — научная база, фундамент всей юридической психологии как особой отрасли научного знания и всех ее разделов. К ним относятся знания о: • значении, месте юридической психологии в системе науки и юридической практики, • предмете юридической психологии, • целях, задачах и системе юридической психологии, • методологии юридической психологии, • истории юридической психологии. Разработок и публикаций по этим вопросам много, хотя они несколько различаются мнениями, характеризующими движение научного знания, его продолжающееся развитие. Остаются слабо разработанными проблемы методологии, имеющие принципиальное и общее значение; 2) психология правового общества и государства — раздел, представляющий собой научно-психологическое видение (модель) правового государства и общества, психологических феноменов, закономерностей, механизмов, отношений, характеризующих субъекты, структуры, общности, граждан, отвечающие требованиям законности, образ жизни, поведение и деятельность, их психологические детерминанты. Исключительно важный раздел, определяющий возможность сравнивать то, что есть сегодня, с тем, что должно быть, и понимать, что надо делать, определять стратегические направления поисков на вызовы времени и существующей практики. До последнего времени юридическая психология развивалась, как и другие отрасли научного знания, изучающие проблемы укрепления законности и правопорядка, преимущественно как бы с конца, с «ударов по хвостам», исходя из состояния преступности, ее причин и условий, необходимости их устранения и профилактики. Между тем, не менее, а, вероятно, более важен позитивный, созидательный подход — поиск путей утверждения в обществе правозаконности. Он связан с поисками и разработками по направлениям: • психологии права, • психологических аспектов уголовно-правовой политики, • правовой психологии общностей, • народно-правовой психологии, • правовой психологии личности, • психологии правосознания, • психологии правовой социализации, • психологии правового воспитания, • психологии антикриминальной устойчивости личности, • социально-психологической детерминации правомерного поведения, законности и правопорядка, • психологических аспектов деятельности государственных органов и общественных формирований по укреплению законности и правопорядка, • психологических аспектов участия средств массовой информации, культуры и искусства в укреплении законности и правопорядка, • психологии правового просвещения, пропаганды и агитации, • психологии личной безопасности граждан и др.;
3) криминальная психология - психология преступности. Ее основные направления: • психолого-правовая асоциализация, • психология генезиса противоправного поведения, • психология личности преступника, • психология криминальной среды и преступных групп, • психологические особенности различных видов преступлений, • психологические причины и условия преступного поведения и образа жизни, • криминально-психологический мониторинг и прогнозирование и др. Психологические проблемы криминологии и преступности исследовались активно, но динамика жизни общества не позволяет успокаиваться сделанным, многое из которого быстро устаревает. Вторая часть юридической психологии — психология организации деятельности правоохранительного органа — содержит совокупность знаний по вопросам организации деятельности правоохранительного органа. Ее основные разделы: 1) психология личности юриста с направлениями: • психологические требования к личности юриста, • психологические свойства личности, • психологические особенности профессионального мастерства, • профессионально-психологическая подготовленность юриста, • психология профессиональной культуры юриста, • психограммы юридических специальностей; 2) психология управления в правоохранительных органах, включающая: • психологическую концепцию управления в правоохранительных органах, • личность в системе управления, • психологию личности руководителя правоохранительного органа, • психологию управленческой деятельности руководителя, ее стиля и методов, • психологическую структуру организации управления, • психологию текущего управления, • психологию организации деятельности служб и подразделений правоохранительного органа, • психологические пути совершенствования управления в условиях гуманизации и демократизации жизни общества, • психологию взаимодействия правоохранительных органов, • психологию взаимодействия правоохранительных органов с другими органами, структурами, общественными формированиями и населением, • психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах; 3) психология работы с персоналом правоохранительных органов, включающая: • профессионально-юридическое ориентирование, • особенности психологического отбора в юридические образовательные учреждения и правоохранительные органы, • психологию юридического образования, • психологию коллектива правоохранительного органа, • психологию правового воспитания сотрудников правоохранительных органов, • морально-психологическую подготовку юриста, • психологию формирования профессионального мастерства юриста, • профессионально-психологическая подготовку юриста, • психологические особенности укрепления организационного порядка и дисциплины в правоохранительных органах, • психологию научной организации труда в правоохранительных органах, • психологию профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудника правоохранительных органов, • психологические особенности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров; 4) психологическая служба в правоохранительных органах. Раздел приобрел важное значение в современных условиях в связи с созданием психологических служб в МВД, ФСБ, Федеральной пограничной службе и зарождением их в других правоохранительных органах. В этом находит признание практиками возможностей юридической психологии и вместе с тем ожидание, что надежды на нее и работающих в ней практических психологов оправдаются. Огромна ответственность сейчас всех, кто работает в системе юридической психологии, ответственность за удовлетворение ожиданий и будущее юридической психологии. Если практика разочаруется, это может повлечь за собой тяжелые и долговременные последствия для юридической психологии. Потерять престиж легче, чем его завоевать, а тем более повторно. Необходимы общие усилия всего корпуса юридических психологов для оказания помощи психологической службе, забота о ее успехах, усиленная разработка эффективных технологий психологической работы. Все разделы неплохо развиты, но слабо освещены в широкой печати. Третья часть — психологические технологии в правоохранительной деятельности — чрезвычайно важное для правоохранительной практики направление исследований и практических разработок. Оно начало по существу создаваться и расширяться с середины 80-х годов опять-таки при активном участии сотрудников Академии управления МВД и Психологического отдела НИИ Прокуратуры. Сейчас оно включает два обширных раздела: 1) психологические действия в правоохранительной деятельности с направлениями: • психологический анализ профессиональных ситуаций, • психологический анализ юридических фактов, • психологический портрет и его составление, • изучение человека в психологическом наблюдении, • визуальная психодиагностика криминальных признаков • составление психологического портрета преступника по следам на месте преступления, • психологическое наблюдение за группой, • психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений, • психология правомерных психологических воздействий, • психологический анализ сообщений граждан, • психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств, • юридическая психолингвистика, • психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби, • внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве, • нетрадиционные психологические методы раскрытия преступлений, • судебно-психологическая экспертиза, • посмертная судебно-психологическая экспертиза; 2) психотехника в работе юриста. В современном виде раздел включает направления: • психотехника речи, • психотехника использования речевых средств, • психотехника использование неречевых средств, • психотехника построения высказываний, • психотехника речевого доказывания и опровержения возражений, • психотехника воздейственности речи, • общая психотехника профессионального мышления юриста, • психотехника рефлексивного мышления и др. Начало изучению психотехники было положено 100 лет назад П.С. Пороховщиковым (П. Сергеич)1, а в последние 10—20 лет оно особенно активизировалось. Четвертая часть — психология видов правоохранительной деятельности — объединяет юридико-психологические исследования решения разных правоохранительных задач разными правоохранительными органами. Она представляет собой конкретизацию общих психологических подходов и рекомендаций, относящихся к предыдущим трем частям юридической психологии, и дополняет их новыми. Эта часть включает разделы: 1) психологические особенности решения разных правоохранительных задач с направлениями: • психология профилактики преступлений, • психология предупреждения преступлений несовершеннолетними, • психология профилактики рецидивной преступности, • психология обеспечения безопасности граждан, • психология гражданско-правовой работы, • психологические аспекты борьбы с различными видами преступлений, • психология раскрытия преступлений («оперативная психология», «психология оперативно-розыскной деятельности»), • психология расследования преступлений и др.; 2) экстремально-юридическая психология. Этот раздел в связи с обострением криминальной ситуации в стране получил интенсивный импульс к развитию в 90-е годы. Он включает направления: • психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности, • экстремально-психологическая подготовленность сотрудника, • экстремально-психологическая подготовка сотрудника, • психологическая подготовка начальствующего и командного состава к управлению в экстремальных условиях, • боевая готовность и бдительность сотрудника, • психологические аспекты задержания вооруженных правонарушителей, • психологические основы ведения переговоров с преступниками, • морально-психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах, • психология управления силами и средствами правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах. 3) психологические особенности деятельности разных правоохранительных органов. Система правоохранительных органов, как отмечено выше, включает в себя органы судебной системы, обеспечения охраны порядка и безопасности, предварительного следствия и дознания, прокуратуру, органы правового обеспечения и правовой помощи и негосударственные организации обеспечения правоохраны. Всего их около двадцати. У них есть общие функции и направления деятельности, но есть и особенности, есть своя специфика, определяемая задачами, условиями, объектами, формами и методами ее осуществления, есть свои особенности психологии. Психологические особенности деятельности других правоохранительных органов еще ждут своих исследователей.
1 П. Сергеич. Искусство речи на суде. - М., 1988.
|