Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология организационных отношений в управлении
Понятие организационных отношений. Организационные отношения — это психологические отношения работников органа правопорядка, находящие конкретное отражение в их профессионально-должностных позициях, а также в реальных взаимоотношениях по поводу совместного выполнения должностных обязанностей. Организационные отношения характеризуют особый пласт сознания работника - организационное сознание, от которого зависит его организационное поведение. Реализуясь в виде субъективных отношений личности работника, они ведут к формированию соответствующей позиции (профессионально-должностной позиции), которая обеспечивает включение и ориентацию работника в системе управления органом правопорядка и его организационное самоопределение. Организационные отношения, выступая как взаимоотношения, определяют сущность и психологическое содержание контактов, ориентированных на согласование действий и поступков работников органа правопорядка. Организационное сознание выполняет важнейшую роль в процессе структурирования организационного поведения работника. Так, организационное сознание позволяет «увидеть» себя в системе сложившихся организационных связей, определить свои должностное положение и роль в организации, т.е, : сформировать соответствующую профессионально-должностную позицию. Профессионально-должностная позиция есть следствие проявления организационного сознания применительно к поведению человека в конкретно взятой социальной организации и конкретно взятой должности. Можно сказать, что организационное сознание находит реальное воплощение в организационных отношениях1. Динамика организационных отношений. Сложность управления персоналом органов правопорядка заключается в том, что реальные организационные отношения зависят от нормативно определенных взаимозависимостей работников И степени адекватности их осознания работниками органов правопорядка. Можно выделить следующие разновидности соотношений между заданными организационными зависимостями и реальными связями работников: • взаимозависимости не заданы (указаний на них в нормах, организационных документах и должностных обязанностях нет), но реальные организационные связи наблюдаются; • взаимозависимости заданы, но работник их не осознает, контакты ослаблены или совсем не наблюдаются; • взаимозависимости предписаны, осознаны работниками, и имеются реальные организационные отношения; • взаимозависимости заданы, осознаны работником, но в силу различных причин контакты отсутствуют; • взаимозависимости не заданы, хотя целесообразны с практической точки зрения, реальные связи не наблюдается и т.д. Исследования показывают, что круг осознаваемых организационных зависимостей гораздо шире круга реальных организационных контактов. В основном непосредственные организационные отношения, «контакт лицом к лицу», ограничены ближайшим должностным окружением, работниками своего подразделения (службы) и конкретного органа правопорядка. Можно и нужно говорить о сетях организационных отношений. Сеть организационных отношений — это совокупность сознательных, избирательных связей работника с различными элементами жизни и деятельности в органе правопорядка как социальной организации. Это определяющая особенность оценок, интересов и предпочтений в организационном поведении. Сеть организационных отношений — это также совокупность целеориентированны на согласование, кооперацию в совместной работе взаимосвязей работников органа правопорядка. С психологической точки зрения значимыми характеристиками сетей организационных отношений являются: • взаимозависимость и взаимосвязанность их элементов (работников подразделений); • целеориентация сетей как по включенным в них лицам и группам, так и по решаемым профессиональным задачам; • объем (круг) предполагаемых и действительных контактов работников и функциональных групп, входящих в сети организационных отношений; • совпадение или рассогласование ожиданий в образовании сетей; • степень представленности в сознании работников сетей организационных отношений; • удовлетворенность личности работника, функциональной группы, коллектива органа правопорядка в целом состоянием сетей организационных отношений, что отражается в соответствующих характеристиках социально-психологического климата. На основе анализа и проведенных исследований можно утверждать, что психологическая структура профессионально-должностной позиции работника органа правопорядка включает в себя следующие элементы: • концептуальные (организационные ценности, убеждения, представления, приоритеты, отношение к существующей системе управления органами правопорядка и т.п.); • познавательные (знание и понимание сущности своих должностных обязанностей, прав и ответственности, содержания и порядка взаимодействия с другими работниками); • цеммотшационные (организационные цели и задачи, деловые мотивы, оценки, удовлетворенность организацией работы и служебными контактами и т.п.); • профессионально-творческие (уровень профессиональной и организационной подготовленности, деловой самостоятельности, инициативы, самоорганизации и т.п.). Все элементы профессионально-должностной позиции взаимосвязаны, поэтому процесс ее формирования у работников должен строиться с учетом управленческого воздействия на каждый из них. Конечно, отклонения могут чаще обнаруживаться в какой-либо одной из подструктур (например, недостаточно четкое и полное представление о круге своих должностных обязанностей). Однако можно предполагать, что в этом случае познавательные элементы позиции зависят от отсутствия интереса к работе и недостаточной мобилизованности. Таким образом, здесь влияние должно идти по пути управленческого воздействия уже на две взаимозависимые подстурктуры (познавательную и целемотивационную) профессионально-должностной позиции. Психологические аспекты проектирования и нормирования организационных отношений. Концептуальное значение для проектирования организационных отношений имеют принципы: • единства целей, предполагающего согласование служебных целей, достижение взаимопонимания и целенаправленности во взаимодействии работников; • ответственности работников за выполнение своих должностных обязанностей; • согласования прав и ответственности; • разделения труда в соответствии с должностными обязанностями и служебными целями, поставленными перед каждым работником; • делегирования полномочий, означающего, что работа, которая может быть выполнена на нижележащем уровне управления, должна быть делегирована руководителем соответствующим подчиненным; • опоры на передовые формы управления и использование научных достижений в формировании и поддержании стабильных организационных отношений. Исследования показывают, что для разработки эффективных организационных отношений целесообразно следовать следующим семи рабочим правилам: 1) обоснованное сочетание в организационных отношениях нормативно предписанных действий и самоорганизации работников; 2) развитие работников и функциональных групп в системе организации органа правопорядка, учет перспектив их деятельности и карьеры; 3) заинтересованность работников в организационной деятельности и ее соответствующее стимулирование; 4) учет психологической совместимости людей в системе организационных отношений, организационных предпочтений и притяжений при расстановке кадров; 5) доминирование общеорганизационных целей перед частными целями подразделений, служб, отдельных работников; 6) учет психологического уровня развития профессиональных коллективов; 7) ориентация на психологические и физические возможности человека при нормировании его труда, определении его обязанностей и объема ответственности. В качестве содержательных элементов проектирования и нормирования выступают: для сетей организационных отношений • ориентация сетей, • диапазон сетей, • критерии и мотивация выбора делового партнера, • согласованность сетей, • преодоление функциональной замкнутости сетей; для профессионально-должностной позиции сотрудников • их организационные концепции, • усвоение ими должностных обязанностей, прав и ответственности, • мотивы самоопределения и самоутверждения в социальной организации, • формы самоутверждения, • стимулирование и перспективы должностного роста, • уровень знаний, умений и навыков в представлениях и оценках работников; для реальных организационных связей и контактов • порядок и периодичность контактов, • формы организационного воздействия друг на друга, • предполагаемый результат контактов, • стабилизация контактов. В качестве основных носителей предмета психологического проектирования организационных отношений могут выступать различные организационно-управленческие документы: проект оргструктуры органа правопорядка; организационно-управленческие регламенты работы; технологические правила работы и инструкции; нормативно-правовые акты (положения, уставы, приказы, наставления и т.п.); должностные инструкции; методические рекомендации и т.п. При проектировании организационных отношений в органе правопорядка необходимо обращать внимание на решение следующих психологически важных для работников вопросов: • четкого формулирования целей деятельности каждого работника и отдельных служб и подразделений; • создания эффективной мотивации, что достигается в первую очередь ясным и однозначным формулированием конечных результатов деятельности, критериев ее оценки, стимулов за служебные достижения и неудачи, способов определения вклада каждого работника в совместную деятельность; • четкого определения рабочей зоны (участка, объекта и т.п.), обслуживаемого отдельным работником или группой сотрудников; • обеспечения стабильности службы или подразделения; • формирования требований к руководителю функциональной группы (службы или подразделения) органа правопорядка; • комплектования службы, подразделения или временной рабочей группы с учетом психологической совместимости работников и их профессиональной подготовленности; • оптимизации численности профессиональной группы; • планирования основных видов взаимосвязей и контактов работников, служб и подразделений органа правопорядка.
1 Панкин А.И. Психология организационных отношений: методология, теория, практика. М., 1990. - С. 18-35.
|