Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни ораторского мастерства






Вступление.

Термин " ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: " риторика" (от греч. rhetorike) и " красноречие" (рус.).

Сегодня в понятия " риторика", " ораторское искусство", " красноречие" вкладывают следующий смысл:

1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант;

2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.

Уровни ораторского мастерства

Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления):

I. Владение материалом

что говорить»);

II. Владение собой («как говорить»);

III. Образ оратора («кто говорит»).

1 уровень. Владение материалом («что говорить»)

· Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка

· Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент.

· Композиция речи. Речь состоит из трех частей:

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Заключение.

СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ:

· Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.

· Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее.

· Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

· ВСТУПЛЕНИЕ – способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия.

Поэтому можно блеснуть, но не ослеплять вступлением.

От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе.

Основная часть — то основное, что хотите сказать, доказать, передать, в чем убедить. В главной части последовательно развертывается тезис на основе взаимодействия со слушателями.

ТЕЗИС — это то основное положение, которое учитель собирается доказывать или защищать.

Достояние искусства оратора:

«Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям; изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали из частных доказательств; наконец, замкнуть это все воспламеняющим или успокаивающим заключением» (Цицерон).

Достояние искусства оратора:

То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление и, видимо, их будут помнить дольше всего» — пишет Д. Карнеги ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Завершение речи тоже должно быть продумано. Заключение — это итог, здесь необходимо закрепить и усилить впечатление, побудить к действию, обобщить сказанное, высказать пожелания, утвердить тезис в доступной форме.

Заключение должно быть кратким и ясным.
II уровень. Владение собой
(как говорить)
Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.

· Естественность поведения – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение " оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

Неестественное поведение оратора сразу же " считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал