![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. второй ступени высшего образования (магистратура)Стр 1 из 4Следующая ⇒
ПРАКТИКА
Учебная программа второй ступени высшего образования (магистратура) для специальностей, формирующих знания, умения и навыки научно-педагогической 2012 г. СОСТАВИТЕЛИ: И.И. Цыркун, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики; Е.Н. Артемёнок, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Пионова Р.С. доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики высшей школы УО «Минский государственный лингвистический университет»,
Козинец Л.А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики БГПУ.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: кафедрой педагогики
научно-методической комиссией кафедры педагогики БГПУ
Ответственный за редакцию: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
Ответственный за выпуск: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует..
Методист учебно-методического _________________ С.В. Пантелей.
Пояснительная записка «Практика» ориентирована на формирование у магистрантов практических умений и навыков эффективной педагогической деятельности в учреждениях образования разного типа. Научные знания о педагогической практике рассматриваются в дисциплинах «Педагогика высшей школы», «Методика и техника научного исследования», которые читаются магистрантам всех специальностей. Для магистрантов педагогической направленности читаются также дисциплины по выбору, где обсуждаются проблемы преобразования педагогической деятельности – «Педагогическая инноватика», «Педагогическая диагностика», «Психология образования» и др. Во время педагогической практики магистрантов особое внимание уделяется рефлексии, поиску ответов на следующие вопросы: «Какие модели научного познания отражены в учебном процессе?», «Каковы источники научного обоснования педагогического процесса?», «В чем сущность активных методов и форм обучения?», «Как организовать рациональную самостоятельную работу студентов?» и др. Образовательная программа высшего образования второй ступени предусматривает организацию практики по специальности в учреждениях высшего образования. Практика направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, овладение научно-педагогической, учебно-методической и организационно-управленческой деятельностью путем самостоятельного проведения учебных занятий, участия в разработке учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса и применения современных образовательных технологий. Цель практики – формирование знаний, умений и навыков опыта практической педагогической деятельности в учреждениях высшего образования. Практика решает ряд задач: – ознакомление магистрантов с системой учебно-воспитательной работы учреждения образования, которое является базой педагогической практики; – изучение и анализ опыт работы педагогов в учреждении образования; – формирование методологических знаний и исследовательских умений, обеспечивающих решение задач научно-исследовательской, научно-педагогической, инновационно-педагогической и учебно-методической деятельности; – развитие способностей к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической, инновационно-педагогической и учебно-методической деятельности; – формирование опыта проведения учебных занятий традиционного и инновационного типа. Практика включает три компонента: пропедевтика, проведение занятий в логике классической педагогической модели и проведение занятий в логике инновационной педагогической модели. Выбор темы занятия обусловлен специальностью базового образования и (или) специальностью, связанной с темой магистерской работы. В ходе «Практики» магистрантам предлагаются специально-организованные виды педагогической деятельности, в результате чего необходимо выполнить следующие задания: 1. Посещение лекционного занятия у преподавателей, участие в обсуждении; 2. Посещение практического занятия у преподавателей, участие в обсуждении; 3. Проведение лекционного занятия в логике классической модели; 4. Проведение теоретического занятия в логике инновационной модели; 5. Проведение семинарского, практического или лабораторного занятия. в логике классической модели; 6. Проведение семинарского, практического или лабораторного занятия в логике инновационной модели. «Практика» обеспечивает практическую подготовку магистрантов по специальностям, формирующим знания, умения и навыки научно-педагоги- ческой и научно-исследовательской работы. Общее количество часов, отводимое на педагогическую практику – 108. Для магистрантов заочной формы получения высшего образования практика может быть сокращена по усмотрению выпускающей кафедры. Продолжительность практики составляет 2 недели. Методическую помощь, непосредственное руководство и контроль за работой магистрантов осуществляет научный руководитель. Магистранты обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учреждения образования. В конце практики научный руководитель (администрация учреждения образования) проводит консультацию с практикантами, анализирует их работу, подводит итоги педагогической практики, составляет отзыв на каждого магистранта, оценивает его работу. В соответствии с требованиями образовательных стандартов второй ступени высшего образования по специальностям, формирующим знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы, магистрант должен знать: – методы и методики изучения массового и передового, новаторского и исследовательского педагогического опыта; – методы и методики диагностики учебных и воспитательных результатов посредством использования современных технологий; – методы и технологии педагогического анализа и планирования образовательных процессов различного уровня; – особенности учебно-программной документации, учебно-методических материалов, образовательных технологий и образовательной среды; – требования к проектированию и организации семинарского, практического и лабораторного занятия в логике классической модели; – требования к проектированию и организации семинарского, практического и лабораторного занятия в логике инновационной модели. Магистрант должен уметь: – осуществлять педагогическое исследование; – анализировать и представлять результаты педагогического исследования с учетом мировоззренческого, философского, исторического, психологического аспектов; разрабатывать рекомендации по использованию научных исследований; – осуществлять процедуры: педагогического анализа образовательных процессов, планирования образовательных процессов различного уровня, мониторинг образовательного процесса, – оценивать образовательные программы, проекты, технологии на их соответствие возрастным, учебным возможностям обучающихся и современным достижениям педагогической науки и практики; – организовать педагогический процесс в учреждениях образования различного типа; – проводить лекции, семинарские, практические или лабораторные занятия в логике классической модели; – проводить лекции, семинарские, практические или лабораторные занятия в логике инновационной модели. По результатам педагогической практики каждый магистрант оформляет отчет и прилагает планы-конспекты проведенных занятий. Итоговая конференция проводится на кафедре совместно для всех практикантов. При положительных результатах практики магистранту выставляется зачет. Содержание практики На установочной конференции: Определяются цель, задачи и содержание педагогической практики. Итоговая документация по практике. Критерии оценки работы магистрантов-практикантов. Техника безопасности в ходе практики. В период прохождения практики магистрант-практикант посещает лекционные и практические занятия у преподавателей на базе педагогической практики. За период практики магистранту необходимо провести два лекционных занятия (4 часа) и пять практических (10 часов). За проводимые занятия магистранту выставляются отметки. Выбор темы занятия обусловлен специальностью базового образования и (или) специальностью, связанной с темой магистерской работы.
|