![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность лидерства в современном управлении. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей (по Б. Калофу и С. Седербергу). Лидерство — комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих: — ассоциация с человеческими качествами, — процессом, в котором «ведут ведомых», — результатом деятельности человека. Другие авторы — М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури — определяют лидера следующим образом: «Лидер — человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей. С точки зрения этих авторов, «лидер организации — человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство». Сравнивая понятия лидерства и руководства, другой автор Б.Д. Парыгин, отметил как общие, так и различающие черты лидеров и руководителей. Что касается различий между ними, то прежде всего следует отметить, что: 1. Руководитель назначается официально. Лидер выдвигается неофициально. 2. Руководителю даны права и полномочия законом. Лидер не является обладателем прав и полномочий. 3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отношений. 4. Руководитель несет перед законом ответственность за деятельность группы и ее результаты. Лидер не несет перед законом ответственности за работу группы и за все, что в ней происходит. Следует в этой связи отметить, что между лидером и руководителем имеются общие аспекты в их деятельности. Прежде всего, это — полная подчиненность принятым в организации целям; постоянное общение с людьми, объединенных в группы; воздействие на членов группы для достижения поставленных общих целей; положительное мотивирование персонала, направленное на достижение успеха в деятельности группы и каждого отдельного работника, а также реализация социального влияния на рабочие группы. В отличие от руководства лидерство имеет психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Оно является средством организации и управления этими отношениями. Как отметил наш отечественный социальный психолог Р.Л. Кричевский, «... лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы. Лидерство есть проявление психологического влияния, неформальной власти». По Р.Л. Кричевскому, лидерство относится к персонифицированным формам социального влияния и контроля и объединения всех механизмов и способов социально-психологического воздействия с целью достижения наилучшего эффекта в групповой деятельности и общении. В зависимости от выполняемой деятельности лидеры выполняют различные роли, например, такие, как роль интегратора идей и лидера-мотиватора. Выполнение этих ролей связано с упорядочиванием групповой деятельности, а также подчинением решению стоящих перед группой задач. Для управления важны и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые». Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или, наоборот, нивелировки личностных черт, мотивационной сферы и т. д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже — наставлениями. Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко является волне оправданным. Неформальное лидерство — это только часть рассмотрения проблемы лидерства. В основе деятельности лидеров лежат два источника: а) власть, которой пользуется лидер в связи с выполнением конкретных ролей; б) личное влияние и власть (по М. Вудкоку и Д. Фрэнсису).
Функция лидерства частично относится и к функциям положения, и к функциям личности. Причем к факторам влияния относятся весьма разнородные понятия, такие, например, как ожидания, характер выполняемой работы, законодательство и т. д. Кац и Кан выделили пять факторов, обусловливающих потребность организации в лидерстве: 1. Незавершенность организационной структуры. Лидеры помогают восполнить недостающие элементы и интерпретировать набор правил, планов, процедур или графиков работы внутри отдельных подразделений и организации в целом. 2. Необходимость связывать подсистемы (подразделения) организации. Лидеры — это звенья, связывающие организационные подсистемы. 3. Организация как открытая система постоянно взаимодействует с быстро меняющимися условиями среды. Лидеры получают ресурсы из внешней среды и делают ее более восприимчивой к потребностям организации. 4. Внутренняя динамика организации. Организации изменяются и развиваются. Лидеры прилагают больше усилий к тому, чтобы эти изменения не повредили организации, ее членам, и способствуют позитивным изменениям. 5. Членский состав организации. Люди приходят, уходят и меняются. Лидерство обеспечивает преемственность и помогает людям приспособиться к изменениям. Чем больше эта потребность организации в лидерстве, тем вероятнее, что найдется человек, который будет признан в качестве лидера или который возьмет на себя эту роль.
Е.М. Зайцева выделяет следующие виды лидерства: - организационное - профессионально-деловое - интеллектуальное - эмоциональное - волевое
ТИПОЛОГИИ ЛИДЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ Известные английские ученые М. Вудкок и Д. Фрэнсис провели определенную грань между ролями лидера и руководителя, отметив, что «функция лидерства не обязательно постоянно закреплена за одним человеком... Вполне возможна смена лидерства по мере того, как на авансцену выходят люди, чьи сильные стороны требуются в данный момент. Этот здоровый процесс может и не осуществляться из-за руководителя, не желающего делиться информацией и контролем. Социальные роли руководителя Как основной носитель социально ответственного поведения руководитель выполняет различные социальные роли в целях поддержания равновесия в отношениях с членами группы. Среди этих ролей выделяются следующие: а) «эксперт»; б) «катализатор»; в) «дирижер»; г) «образец участника группы». Как «эксперт» руководитель устанавливает смыслы меняющихся процессов в группе. Как «катализатор» руководитель способствует развитию отношений между членами группы, что называется, «держа зеркало перед группой». Как «дирижер» группового поведения он направляет и варьирует действия подчиненных, с тем чтобы избежать лишней напряженности внутри группы. В роли «образца участника» руководитель демонстрирует социально ответственное поведение как один из членов группы, а также активность и широкий спектр умений, навыков управления и возможность самореализации личности.
Психоаналитическая типология лидеров: 1. Соверен (патриарх) – лидер в образе строгого, но любимого отца. Он способен вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его любят и почитают. 2. Вожак. В нем видят концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту, как правило, силу. Личность вожака-носитель этих стандартов. Ему стараются подражать, особенно в плане внешнего поведения. 3. Тиран. Внушает чувство повиновения, страха. Он авторитарен, его бояться. 4. Организатор. Он-сила для поддержания самоутверждения и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги. Он объединяет людей, его уважают. 5. Соблазнитель. Он лидер, играет на слабостях других членов группы. Он выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям, предотвращая конфликты. Его обожают, не замечают недостатков. 6. Герой. Он жертвует собой ради других. Проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на него как на стандарт справедливости. Он способен увлекать за собой. 7. «Дурной пример» - эмоциональный лидер. За ним следуют, при этом не всегда двигаясь к положительной цели. 8. Кумир. Он влечет, притягивает к себе, заражает других положительными эмоциями, его любят, боготворят и идеализируют. 9. Изгой 10. Козел отпущения – это роли антилидеров. Они являются объектами агрессивных тенденций, группа всегда объединяется против них, но когда они исчезают группа распадается.
Б. Д. Парыгин предложил классифицировать типы лидеров с учетом трех оснований: содержание, стиль, характер деятельности лидера. В соответствии с этим выделяются три ступени дифференциации лидерства. 1. По содержанию деятельности: • лидер-вдохновитель, ярко демонстрирующий программу (модель) поведения; • лидер, исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; • «универсальный лидер» — лидер, совмещающий вдохновителя и организатора. 2. По стилю руководства: • авторитарный; • демократический; • совмещающий в себе элементы обоих стилей. 3. По характеру деятельности: • универсальный, постоянно проявляющий свои качества лидера; • ситуативный лидер, проявляющий качества лидера лишь в определенной, специфической ситуации. Р. Л. Кричевский выделил типы лидерских ролей в зависимости от доминирующей в процессе взаимодействия функции: • деловой лидер; • инструментальный лидер; • коммуникативный; • эмоциональный лидер. В соответствии с функциональными ролями можно выделить также следующие типы лидеров: • организатор (деловой); • инициатор; • генератор идей (креативный); • лидер эмоционального притяжения («звезда»); • мастер (знающий и умеющий).
Таким образом, лидерство в группе складывается их следующих компонентов:
Лучший руководитель-лидер, который сочетает в себе все три компонента.
Опишите данную модель лидерства.
ЗАДАНИЕ Дайте определение команде
Разработайте схему типологии команд
Опишите ролевую структуру команды по М. Белбину
Опишите основные технологии создания команды
|