Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология научных исследований






5.1.Цель и задачи науки

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на по-лучение новых знаний о природе, обществе и мышлении.

В условиях рыночных отношений происходит коренная перестройка науки, уже не просто следующей за развитием техники, а обгоняющей её, становящейся ведущей силой прогресса материального производства. Оказывая стимулирующее воздействие на общественное производство, наука принизывает все факторы общественной жизни. Необходимость научного подхода в материальном производстве, в экономике и в политике, в сфере управления и в системе образования заставляет науку развиваться более быстрыми темпами, чем любые другие отрасли.

Современное общество во всех его элементах и во всех видах его деятельности пронизано влиянием науки и техники. В наши дни наука становится во все большей мере производительной силой общества. Все формы физического и умственного труда: медицина, транспорт, связь, быт современного человека – испытывают на себе глубокое преобразующее действие научно – технического прогресса.

Наиболее общим определением науки можно считать следующее: наука – сфера человеческой деятельности, функции которой состоят в выработке, теоретическом обобщении, проверке истинности и изыскании возможностей применимости объективных знаний. Следовательно, наука как одна из форм общественного сознания направлена на получение новых знаний и установление способов их практического применения.

Перед наукой ставятся основные задачи:

1. Собирание и обобщение фактов (констатация)

2. Объяснение внешних взаимосвязей наблюдаемых явлений (интерпретация)

3. Объяснение сущности физических явлений, их внутренних взаимосвязей и противоречий (построение модели)

4. Прогнозирование процессов и явлений (на современном этапе научно – технической революции приобретает все более важное значение).

5. Установление возможных форм и направлений практического использования полученных знаний.

Таким образом, основные задачи науки состоят в описании, объяснении и предсказании разнообразных процессов и явлений действительности, в активном содействии расширению сфер применимости знаний, составляющих предмет ее изучения, и открываемых ею законов.

Цель научного исследования – определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство и получение эффекта.

Цель науки – познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Наука включает в себя также методы исследования.

Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Метод – это элемент для решения главной задачи науки – открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований.

Выполнение научного исследования неразрывно связано с егометодологий, т.е. с исходными руководящими принципами его развития. В конечном счете, методология – это совокупность методов, способов, приемов, их определенная последовательность, схема, принятая при разработке научного исследования.

Наука в развитии социально – экономических отношений в обществе выполняет роль непосредственной производственной силы. Благодаря науке создаются новые средства и предметы труда, усиливаются отраслевые, межотраслевые, экономические связи в народном хозяйстве.

Наука влияет на развитие материально – технической базы общества, основой которой является индустриализация с широким использованием научно – технических достижений.

5.2.Объекты научных исследований и их классификация

Основной формой осуществления и развития современной науки является научное исследование – изучение явлений и процессов, анализ влияния на них разнообразных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получения убедительно доказанных и полезных для науки и практики решений с максимальным эффектом.

Каждое научное исследование имеет свой объект и предмет. Если объектом научного познания выступает весь материальный мир и формы его отображения в сознании людей, то объектом научного исследования является определенная часть действительности – довольно конкретный предмет или явление, на которое направлена познавательная деятельность исследователя с целью познания его сути, закономерностей развития и возможностей последующего использования в практической деятельности.

Отметим четыре особенности объектов исследования, которые оказывают непосредственное влияние на организацию и эффективность научно-исследовательских работ.

1. Обязательность наличия непознанных качеств объекта на момент возникновения «проблемной ситуации». Например, необходимость установления себестоимости продукции (эмпиричный объект).

2. Динамичность объекта исследования. Эта особенность состоит в том, что ни одно научное исследование не может привести к конечному выявлению и изучению свойств объекта. К одним и тем же объектам исследователи могут возвращаться много раз.

3. Делимость объекта исследования. Любая научно-исследовательская задача в соответствии с наличием многих свойств объекта может быть расчленена на отдельные относительно самостоятельные задачи, которые разрешаются теми или другими методами и средствами исследования в определенном порядке, то есть по определенным стадиям и этапам.

4. Преемственность объектов исследования. Исследователь не ограничивается описанием изученных объектов. Он формулирует новые проблемы, которые вытекают из выполненного исследования

Предметом научного исследования могут выступать причины возникновения этого процесса или явления, закономерности его развития, разнообразные свойства, качества и т.д. Так, например, объектом исследования всех общественных наук является, конечно, общество, но предмет исследования у каждой науки свой: у политической экономии – система производственных отношений; у экономической статистики – количественная сторона экономических явлений и т.д. Конкретное научное исследование, например, по политической экономии имеет своим объектом систему производственных отношений или определенный элемент системы, а предметом избирает конкретную характеристику или закономерность существования или развития объекта исследования.

Исходя из этого, цель научного исследования можно сформулировать как определение конкретного объекта и всестороннее достоверное изучение его структуры, характеристик с целью получения и внедрения в практику полезных для человека результатов.

Например. Научное исследование в области экономики по теме «Рычаги и стимулы формирования инвестиционных ресурсов в промышленности» выполняется с целью разработки и теоретического обоснования рекомендаций относительно усовершенствования методологических и организационных основ формирования инвестиционных ресурсов в промышленности. Объектом этого исследования выступают экономические отношения в процессе формирования собственных инвестиционных ресурсов в промышленности в условиях экономической реформы в Украине. Предметом исследования являются теоретические и методологические проблемы усовершенствования организационно-экономических условий формирования инвестиционных ресурсов в промышленности.

Объекты научного исследования можно классифицировать по определенным признакам. Различают эмпирические и теоретические. Эмпирические подразделяют на естественные и искусственные. В зависимости от степени сложности различают объекты простые и сложные. К простым относят объекты, которые состоят из одного или из нескольких элементов. Сложные представляют собой объекты с неопределенной структурой, которую необходимо сначала исследовать, а потом описать.

Кроме того, каждый объект исследования окружен определенной средой, с которой он взаимодействует. Под средой понимают все то, что окружает объект исследования и определенной мерой на них влияет. Задача исследователя состоит в том, чтобы определить конкретные факторы, которые влияют на объект исследования и отобрать наиболее важные из них. Это имеет большое практическое значение, поскольку влияет на степень достоверности результатов исследования: если не учтен какой-нибудь важный фактор, результаты исследования и сделанные на их основе выводы могут быть неполными или ошибочными.

Выполняя научное исследование, исследователь опирается на определенные научные методы. Под методом понимают способ исследования или практического осуществления какого-либо явления. Таким образом, метод – в самом общем значении – это способ, определенным образом упорядоченная деятельность и своеобразный инструмент для достижения конкретной цели.

В качестве примера приведем современную общепринятую классификацию научных методов, которые применяются в экономических исследованиях (таблица 5.1).

 

Таблица 5.1.Классификация научных методов исследований в экономике

 

Общенаучные методы Конкретно научные (эмпирические) методы
теоретические методические приемы
Анализ Синтез Индукция Дедукция Аналогия Моделирование Абстрагирование Конкретизация Идеализация Обобщение Системный анализ Формализация Гипотетический метод Аксиоматический метод Исторический метод Сравнение Измерение Наблюдение Эксперимент

 

Однако, такое распределение методов в значительной степени условно, так как любой из методов может переходить из одной категории в другую категорию по мере развития познания.

Сумма отдельных методов, которые применяются при проведении научных исследований в рамках той или иной науки, составляют ее методологию. Это понятие может иметь два значения. Во-первых, методология представляет собой совокупность познавательных средств, которые применяются в определенной науке, а во вторых, - это область знаний, которая изучает средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности человека. Таким образом, можно дать наиболее общее определение: методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности, использование принципов мировоззрения в процессе познания и практике.

Для более детального ознакомления с методами научных исследований целесообразно сначала рассмотреть обще научные методы исследований.

Анализ - метод познания, при котором выполняется практическое или мысленное расчленение объекта исследования на его составные элементы. Это позволяет обнаружить структуру объекта, отделить важное от несущественного, свести сложное к простому. Например, чтобы определить в каком направлении проводить работу по снижению себестоимости продукции необходимо установить как влияют различные факторы на себестоимость: затраты времени на изготовление единицы продукции, качество сырья, уровень механизации процесса изготовления и др.

Анализ неразрывно связан с синтезом – процессом объединения в одно целое частей, признаков, свойств объекта, определенных с помощью анализа. Например, при анализе себестоимости можно объединить такие показатели как затраты времени и механизация процесса изготовления в единый показатель – производительность труда.

Индукцией называют такой исследовательский прием, при котором общий вывод о характеристиках множества элементов делается на основании изучения этих характеристик, какой-то части элементов данного множества. Таким образом, индукция обеспечивает возможность перехода от одиночных фактов к общим положениям.

Например, путем изучения изменения в одном предмете (явлении) можно установить. Как будут происходить изменения в другом предмете (явлении) т.к. изменении в одном явлении приводит к. изменению в другом явлении, если эти явления находятся в причинной связи.

В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, когда вывод о характеристиках любого элемента множества делается на основания общих характеристик всего множества.

Одним из общенаучных исследовательских приемов, является метод анологии, при котором вывод о предмете или явлении делается на основании его сходства с другими, уже известными. Обычная схема умозаключения по аналогии: объекту А присущи признаки a, b, c, d, e; объекту В присущи признаки b, c, d, е. Значит, объекту В присущий и признак а. Аналогия, если рассматривать ее изолированно, не имеет большой доказательной силы не только потому, что вывод ее может быть лишь вероятным, но и потому, что степень этой вероятности может быть совсем низкой в результате случайного сходства или фиксации несущественных признаков объектов сравнения. С целью повышения вероятности вывода по аналогии выдвигаются следующие требования:

аналогия должна базироваться на существенных признаках и наибольшем количестве схожих характеристик объектов сравнения;

связь признака, относительно которого делается вывод, с обнаруженными у объектов общими признаками должна быть очень тесной;

вывод по аналогии должен дополняться исследованиями отличий и доказательствами того, что эти отличия не могут служить основой отказа от выводов по аналогии.

В современной науке развитой областью систематического применения аналогии является так называемая теория подобия, которая широко используется в моделировании.

Моделирование – воссоздание характеристик объекта исследования на другом объекте, созданном для их изучения.

Например, чтобы выбрать характеристику самолета, автомашины делают модель объекта в масштабе 1: 10 или 1: 100, помещают модель в аэродинамическую трубу и пускают туда с такой скоростью, с какой может двигаться объект и исследуют как влияет скорость на параметры объекта: сопротивление движению, устойчивость обшивки и др. или развивается. При моделировании могут быть изучены сложные и сверхсложные системы. Например, чтобы знать, как происходит загрязнение окружающей среды делают модель поселка города и изучают как происходит загрязнение объекта от вредных выбросов завода. На основании этого устанавливают, какая должна быть охранная зона, какая должна быть высота трубы, чтобы загрязнения не попадали в жилую зону.

Это мы остановились на физических моделях. Есть математические модели. Они могут быть осуществлены в виде зависимостей, описывающих те или иные процессы. Большое значение имеет разработка математических моделей экономики и основанное на них прогнозирование экономических процессов и управление ими.

Наиболее распространенный метод моделирования экономико-математических задач – метод линейного программирования. Основателем линейного программирования является академик АР СССР Л.В. Канторович, лауреат нобелевской премии (1935г.). Он в 1939 году занимался вопросами планирования работы агрегатов фанерной фабрики, решил математически несколько задач. При решении этих казалось бы частичных задач им были сформулированы общие экономико-математические понятия оптимизации планирования. Лишь в 40-50 годах в этой области многое сделал американский математик Дж. Донциг.

Метод линейного программирования включает теорию массового обслуживания, теорию игр, сетевое планирование и управление.

Теория массового обслуживания рассматривает разнообразные процессы в экономике, связанные с наличием очереди на обслуживание и ограниченным числом каналов на обслуживание. Теория на основе статистических закономерностей вырабатывает решения, которые минимизируют затраты на ожидание очереди, с одной стороны, и на простой каналов обслуживания с другой.

Теория игр – раздел современной математики, изучающей так называемые конфликтные ситуации, где интересы участников противоположны. Первооткрывателем теории игр был математик Джон дин Нейман. Он пришел к идеям своей теории из наблюдений за игрой в покер. Каждый участник “игры” принимает такие решения, которые обеспечивают ему наибольший выигрыш или наименьший проигрыш.

Сетевое планирование и управление – строго распространенный метод в экономике строительства крупных объектов, основанных на использовании сетевых графиков. Такой график отражает цели работ и событий в технологической последовательности управления. В каждый данный момент проводится анализ состояния процесса, определяется последовательность работ, которые могут задержать выполнение плана и вырабатываются рекомендации руководству для оперативного принятия необходимых мер.

Следует отметить многообразие объектов в экономических исследованиях: участок, завод, отрасль, экономика страдает в целом, экономика общества, экономика группы стран. Объектом экономического анализа может быть технический государственный проект: строительства атомной электростанции, космической ракеты, создание оборотного ракетного щита и др. Чем крупней проект, тем больше должна быть определена роль математическим моделям. Наконец предметом математического моделирования может быть процесс перехода страны на рыночную экономику. Можно моделировать и исследовать влияние налогового или таможенного законодательства на экономику страны.

Абстрагирование – мысленное освобождение от ряда несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение некоторых сторон объекта для исследования. Процесс абстрагирования осуществляется в два этапа. На первом этапе изучаются характеристики объекта и разделяются на существенные и несущественные. На втором – объект исследования заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, которая сохраняет основное в сложном.

Различают следующие виды абстрагирования:

- отождествление (создание новых понятий путём объединения предметов или явлений связанных своими свойствами в особый класс);

- изолирование - выявление свойств, неразрывно связанных с предметами;

- конструктивизация - обособление от неопределенных границ реальных объектов;

- предложение о потенциальной осуществимости.

Конкретизация в отличие от абстрагирования, разрешает изучить предметы или явления во всей качественной разносторонности реального их существования. При этом исследуется состояние объектов в связи с определёнными условиями их существования и исторического развития.

Идеализация – базируется на создании определенных абстрактных объектов, которые принципиально не могут быть осуществлены в опыте и реальности. Примерами идеализированных объектов могут служить понятия: прямая, идеальный раствор, идеальный газ, абсолютно черное тепло и т.д.

Обобщения являются одним из основных средств для создания новых научных понятий, формулирования законов и теорий. Оно представляет собой логический процесс перехода от частного к общему, выделению понятия, которое определяет то общее, что, характеризует объекты определенного класса. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее суть.

Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, которые образуют систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. В системном анализе широко используются методы системной динамики, теории игр, имитационного моделирования, программно-целевого управления.

Рассмотренные примеры общенаучных методов, дают представление обо всем множестве этих методов научного исследования. На их основе каждая отдельная наука сформировала свои собственные специфические методы научных исследований, которые базируются на опыте развития определённой науки и внедрения его результатов в практическую деятельность.

Конкретно – научные или эмпирические методы научных исследований являются специфическим инструментом каждой отдельной области знаний, отдельной науки. Конечно, все многообразие таких исследовательских приемов охватить не возможно. Однако некоторые из конкретно научных методов, приемов, процедур, созданных для решения задач отдельной науки, находят применение во многих других областях знаний, как родственных с ней, так и совсем отдаленных. К этим методам относятся следующие.

Форматизация – отображение объекта или явления в знаковой форме некоторого искусственного языка (математики, химии и др.), что дает возможность исследовать реальные объекты и их свойства путем формального исследования соответствующих знаков.

Гипотетический метод – базируется на гипотезе – научном предположении, которая выдвигается для объяснения определенного явления и требует проверки и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией Этот метод применяется при исследовании новых явлений, которые не имеют аналогов.

Аксиоматический метод – представляет собой процесс построения научной теории, при которой некоторые утверждения, аксиомы, являющиеся определенными научными знаниями, принимаются без дальнейших доказательств, а потом используются в качестве отправных начальных положений для получения новых знаний по определенным логическим правилам.

Исторический метод предусматривает исследования возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего создаются дополнительные знания об объекте исследования в процессе его развития.

Методы научных исследований, выполняются с помощью следующих методических приемов и процедур.

 

Сравнение – сопоставление объектов с целью определения черт сходств или различия между ними (или и того и другого вместе). Сравнение является важной предпосылкой обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии.

Счёт – нахождения числа, которое определяет количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение - называют физический процесс определения численного значения векторной величины путем сравнения ее с эталоном.

Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие окружающего мира. Оно может быть простым и сложным, непосредственным. При наблюдении отсутствует существенное влияние субъекта на объект. При этом возможно использование приборов и инструментов, которые компенсируют естественную ограниченность органов восприятия человека. Видами наблюдения являются: хронометраж, анкетирование, экспресс-диагностика и т.п.

Эксперимент - представляет собой исследование явлений путем активного влияния на них с помощью создания новых условий в соответствии с целями исследования, или же направлением протекания процесса в новое русло. При этом одни условия опыта изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются и т.д. Экспериментальное изучение объекта имеет определенные преимущества перед наблюдением, т.к. позволяет изучать явления в чистом виде с помощью устранения побочных факторов.

В разных сферах деятельности методология научных исследований имеет свои особенности. Ниже рассмотрена методология научных исследований в экономике и маркетинге.

 

5.3.Методологические приёмы в исследовании вопросов экономики

Экономическая наука сформировала свои конкретно-научные (эмпирические) методические приемы на основе общенаучных исследовательских приемов и практики экономической деятельности. Сформировались эти приемы также под влиянием взаимного проникновения в однородные области экономических наук. Так, методологические приемы группы “Экономическая теория, ” используются в группе наук “Экономическое возрастание и экономические колебания”. В процессе практической деятельности методические приемы группы наук “Количественные методы в экономике” (статистика, экономико-математический метод, модели, информационная системы в экономике) применяются в группе наук “Экономика предприятий и менеджмент”, “Бухгалтерский учет, анализ и аудит” и др. Таким образом, под влиянием интеграции любая из экономических наук определила методологические приемы исследования, которые ей присущи.

Обобщая конкретно-научные методологические приемы, которые применяются в разных экономических науках, их можно объединить в такие группы: органолептические, расчетно-аналитические, документалистика (табл.5.2)

Органолептические (от греческого organon – орудие, инструмент) – методические приемы касательного характера, если исследование ведутся способом непосредственного прикосновения к объектам наблюдения. К ним относится инвентаризация, контрольные замеры, выборочные и сплошные наблюдения, технологические и химико-технологические исследования.

Инвентаризация – проверка объектов исследование в натуре количественными приемами.

Суть этого приема состоит в том, что проверка наличия и состояния объектов осуществляется обзором подсчетами, взвешиванием, обмериванием. В экономических исследованиях инвентаризация применяется как основной методический прием для выявления фактического состояния товарно-материальных ценностей и средства, а также расчетно-кредитных отношений и других активов и пассивов объединения, предприятия. Инвентаризация применяется ко всем видам исследований, в особенности распространена при исследовании в бухгалтерском учете и аудите.


Таблица 5.2 Выполнение методических приемов и процедур исследований.

 

 

№ п/п Методологические приемы и процедуры исследований Научно-исследовательские работы
     
1.1   1.2     1.3   1.4   Органолептические Инвентаризация Контрольные замеры: выборочные и сплошные, наблюдение Экспертиза разных видов Экспертиза проектов и сметной документации   Организация инвентаризационного процесса. Проверка наличия и состояния материальных объектов в натуре. Проверка финансовых ресурсов и расчетно-кредитных отношений. Документирование. Нормативно-правовое регулирование, счетная и бухгалтерская обработка документов. Принятие решений по результатам инвентаризации.   Организация контрольных замеров, выбор методики проведения исследования. Проверка закрытых или остановленных работ. Оформление результатов исследований. Организация технологического и химико-лабораторного контроля, выбор методики и проведение исследований, оформление результатов.   Организация проведения и оформление результатов экспертизы.   Исследования нормативно-правовой и договорной документации. Исследование технического уровня, методов организации и очередности работ, сбалансированности ресурсов. Оформление результатов экспертного исследования.    

Продолжение таблицы 5.2.

 

     
2.1 Расчетно-аналитические Функционально- стоимостный анализ Выбор объектов исследования, определение методики исследования, установление соотношения между потребительской стоимостью объекта и затратами на его разработку, обобщение результатов исследования  
2.2 Экономический анализ Организация, выбор методики и проведение экономического анализа объектов исследования. Оформление результатов анализа
2.3 Статистические расчеты   Выбор объектов, методики и информационного обеспечения расчетов. Статистические группирования и обобщение. Оформление результатов статистических расчетов.  
2.4 Экономико-математические методы Выбор объектов и методик исследования. Экономико–математические расчеты и оформление их результатов.
3.1 Документалистика Информационное моделирование Выбор нормативно-правовой, плановой, договорной, учетной, отчетной и другой информации.
3.2 Исследование документов Выбор объектов исследования и нормативно – правового обеспечения их. Учетно-вычислительные и бухгалтерские процедуры: исследование документов по форме и содержанию, встречная проверка их, взаимный контроль операций, аналитическая и логическая проверка

 

 

Продолжение таблицы 5.2

     
3.3 Нормативно– правовое регулирование Выбор нормативно – правовых актов, которые касаются объекта исследования. Выявление отклонений фактического состояния объектов исследования от нормативно – правового обеспечения, оформление результатов
3.4 Аналитическое и синтетическое документирование Организация обработки информации на ПЭВМ из аналитического и синтетического документирования информации соответственно программе исследования. Диалоговое общение исследователя с ПЭВМ по избранной методике. Создание информационных совокупностей и их аналитическое и синтетическое документирования в форме доказательств результатов исследования.    

Контрольные замеры работ – прием фактического контроля, исследование при проведении фактического контроля объемов производства, работ и услуг. Этот методический прием используют также в технических науках Контрольные замеры включают: выборочные наблюдения, сплошные наблюдения, технологические исследования, химико - технологические исследования.

Выборочные наблюдения – прием статистического исследования качественных характеристик хозяйственного процесса. Используется в аудите в том случае, если сплошной контроль технически невозможен (при определении дефектов товаров, которые поступили в торговлю, времени, затраченного покупателем на приобретение товара, и т.п.)

Сплошные наблюдения – прием статистического исследования фактического состояния объектов, которые изучают, например, проведение хронометражных наблюдений при исследовании норм выработки, использование рабочего времени работников за отчетный период и т.п.

Технологические исследования – прием исследования инженерной и технической подготовки производства, а также качества продукции выпускающейся в соответствии с техническими условиями. Проверку проводит отдел технического контроля (ОТК) и прочие службы предприятия в процессе предшествующего, текущего и заключительного контроля производства. Одним из видов технологического исследования есть контрольный запуск сырья и материалов в производство для исследования оптимальности технологии производства, обоснованное норм затрат материальных ресурсов и полноты выхода готовой продукции.

Химико-технологического исследования – прием определения качества сырья и материалов, которые используются в производстве продукции, а также качественных характеристик изделий. В общественном питании применяется для установления калорийности, вкусовых качеств, полноты соблюдения рецептур и других качественных показателей продукции. Осуществляется этот вид исследований лабораторным анализом, проверкой продукции на технологическом конвейере, и другими способами.

Экспертиза разных видов осуществляется путем экспертных оценок, которые применяются технологическими, судейско-бухгалтерскими, криминалистическими, товароведческими и другими экспертизами при исследовании социальных вопросов, связанных с конкретной экономикой. К таким экспертизам прибегают в том случае, если в составе исследователей нет соответствующих специалистов, или по выявленным результатам возникшая потребность в экспертных выводах.

Экспертиза проектов и сметной документации – прием проверки технологического уровня, прогрессивности норм и нормативов, организации и индустриализации строительства, отображенных в проектно-сметной документации на сооружение объектов и приобретения оснащения, которое требует и не потребует монтажа. Осуществляют экспертизу специальные подразделения предприятий – заказчиков проектно-сметной документации, а на больших объектах – специальные государственные учреждения.

Расчетно-аналитические приёмы включают: функционально- стоимостной анализ, экономический анализ, статистический расчет,, экономико-математические методы.

Функционально-стоимостный анализ – исследовательский прием объекта (изделия, процесса, структуры) за его функцией и стоимостью, которая применяется при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Важнейшими его функциями являются:

функциональный подход при исследовании функций объекта и его элементов с целью наиполнейшего удовлетворения требований в изделии и рациональных путей изучения;

народнохозяйственный подход к оценке потребительских качеств и затрат на их разработку, производство и использование объекта;

соответствие полезности функций затратам на их осуществление;

коллективное творчество, которое использует методы поиска и формирование технических решений, качественной и количественной оценок вариантов решений.

Целевой функцией функционально-стоимостного анализа является определение оптимального соотношения между себестоимостью объекта и затратами на его разработку, снижение себестоимости продукции которая выпускается, и повышение её качества, рост производительности труда.

Экономический анализ – система приемов исследования для раскрытия причинных связей, которые предопределяют результаты явлений и процессов. Применяется экономический анализ во всех видах исследований производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединений и предприятий.

Статистические расчеты – приемы получения таких величин и качественных характеристик, которых нет в экономической информации предприятия, и которые подлежат исследованию. Применяются они при потребности воспроизведения реальных количественных отношений, исправление приблизительных величин или перехода от одних величин к наиболее точным характеристикам качественных связей и отношений. С помощью статистических расчетов определяют коэффициенты трудового участия членов бригады, использование оснащения и производственных мощностей, ритмичность выпуска продукции, динамику выполнения плана производства и т.п.

Экономико-математические методы применяются в научных исследованиях при определении факторов, влияющих на результаты важнейших процессов, с целью оптимизации их на стадии планирования и проектирования, а также после завершения хозяйственных процессов, если другими методическими приемами установить взаимосвязи факторов невозможно, например, оптимизация маршрутов перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом, корреляционный анализ себестоимости продукции, затрат производства, выполнение планов производства и др.

Документалистика – информационное моделирование, заключается в исследовании документов, нормативно – правовых актов.

Информационное моделирование – это информационная совокупность, которая представляет исследуемый объект в виде модели. При формировании информационной модели необходимо обеспечить полноту характеристики объекта исследования и информационного образа. Другие виды исследований по документалистики приведены в таблице 5.3.

 

5.4.Методологические приёмы в исследовании маркетинга

 

Маркетинг-(маркетинг–англ рынок) система управления предприятием, учитывающая процессы, проходящие на рынке для принятия решений. Основу этой системы методов научных исследований составляют общенаучные, аналитико-прогностические приемы, заимствованные из других областей знаний (таблица 5.3.).

Общенаучные методы включают: системный анализ, комплексный подход программно-целевое планирование.

Системный анализ в маркетинговых исследованиях находит довольно широкое применение, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как разветвленную систему с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Так, изменения на рынке потребительских товаров могут быть причиной, с одной стороны, изменений внешних процессов, которые происходят в сфере рынка средств производства, финансового и международного рынков, а с другой стороны – внутренних процессов: изменений в развитии рынков отдельных тесно связанных товаров.

Таблица 5.3.Научные методы исследований в маркетинге

 

Общенаучные методы Аналитико-прогностические методы Области знаний, из которых заимствуются методические приемы
Системный анализ Комплексный подход Программно целевое планирование Линейное программирование Теория массового обслуживания Теория вероятности Сетевое планирование Методы деловых игр Экономико-статистические методы, функционально-стоимостной анализ Экономико-математическое моделирование Методы экспертных оценок Социология Психология Антропология Экология Эстетика Дизайн

Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию как объект, имеющий различные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с отклонением спроса, товарного предложения или цены, т.е. с такими аспектами исследуемого объекта, с помощью которых можно определить и принять стратегическое или тактические решения об изменении ситуации в целом.

При этом системный анализ и комплексный подход тесно взаимосвязаны и не могут быть реализованы один без другого.

Программно-целевое планирование широко используется при разработке и реализации стратегии и тактики маркетинга. Более того, можно сказать, что сам маркетинг и есть программно-целевой подход к сфере рынка, на основе которого строится вся плановая маркетинговая деятельность на предприятии.

Линейное программирование как математический метод выбора оптимального решения (с минимальными затратами и максимальной прибылью и т.п.) используется в маркетинге при разработке оптимального ассортимента в условиях ограниченности ресурсов, определении оптимальной величины товарных запасов, планировании движения торговых агентов.

При решении проблем очередности обслуживания заказчиков, составления графиков снабжения товарами и др. аналогичных задач применяются методы теории массового обслуживания, которые представляют возможность, во-первых, изучить закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и, во-вторых, выдержать необходимую очередность их выполнения.

Теория связи позволяет получить сигнальную информацию о процессах, которые выходят за рамки установленных параметров. В маркетинговой деятельности использование такого подхода дает возможность руководить товарными запасами, процессами производства и сбыта. Применение теории связи в организационных структурах маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь предприятий с рынком, повышать эффективность использования полученных данных.

Методы теории вероятности используются при принятии решений, которые сводятся к определению вероятности конкретных событий и выбору из ряда возможных действий наиболее оптимальных (например, производить или не производить продукт А или В, реорганизовывать или расширять производство и.т.д.).

Решению реальных маркетинговых задач в значительной мере помогает метод деловых игр, который позволяет «проигрывать» при поиске оптимальных вариантов упрощенные модели, например, поведения конкурентов и стратегии выхода на новые рынки.

Для комплексного решения задач, связанных с повышением качества продукции с одновременной экономией материальных и трудовых ресурсов, используется метод функционально-стоимостного анализа (ФСА). По мере развития конкуренции взаимодействие функций производства и маркетинга усложняется. Применение ФСА позволяет предприятиям вести поиск таких рациональных решений в области конструирования, технологии, организации производства и обслуживания продукции, которые обеспечили бы ее повышенную конкурентоспособность.

Систему имеющихся или возможных связей между событиями, действиями, или процессами можно описать с помощью методов моделирования. Наиболее эффективными в нашем случае были бы эконометрические (экономико-математические) модели.

Особое место в методическом ассортименте маркетинга занимают методы экспертных оценок, которые разрешают довольно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или другого события на рынке, обнаружить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных маркетинговых решений.

В исследованиях и разработках в маркетинге довольно активно используются методические приемы, заимствованные из других областей знаний. Наиболее тесная связь прослеживается с такими науками, 4ак социология и психология, поскольку особое внимание уделяется мотивации поведения потребителей на рынке и факторам влияния на них, восприятию потребителем на рынке и факторам влияния на них, восприятию потребителем рекламных акций, образа товара.

Методы социологии (анкетирование, панельные исследования и т.п.) позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, определять отношение потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнедеятельности человека и т.д.

Методы антропологии позволяют маркетологу на основе знаний национальных культур и уровня жизни разных народов лучше изучить рыночную среду. Антропологические измерения используются также при моделировании ряда потребительских товаров, например, одежды, обуви, мебели.

Методы маркетинговых исследований тесно связаны с такими науками как экология, эстетика, дизайн, физиология, история, философия.

5.5.Гипотеза в научных исследованиях

0дним из важнейших структурных элементов науки является гипотеза.

Гипотезой называют систему умозаключений, научных предложений, с

помощью которых на основании ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот не является абсолютно достоверным. Потребность в гипотезе возникает в науки тогда, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя известно множество обстоятельств, предшествующих или сопровождающих их; когда по некоторым характеристикам современного надо установить картину прошлого; на основании минувшего и современного надо сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение гипотезы на основе определенных фактов – лишь первый шаг. Сама гипотеза носит вероятностный характер и требует проверки, доказательства После такой проверки гипотеза становится научной теорией или видоизменяется, а если проверка дает отрицательный результат, то от-брасывается-совсем.

Для выдвижения гипотезы необязательно полное ее соответствие фактическому материалу исследований, но гипотеза должна находиться в согласии или, в крайнем случае, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. Для объяснения одних и тех же явлений, событий могут выдвигаться различные гипотезы. Это обусловлено многомерными связями объекта с другими явлениями, выявленными в процессе исследования. Поэтому выдвижение нескольких гипотез не может считаться ошибочным. Пока не установлено, в чем состоит индивидуальная особенность объекта исследования, наличие разных гипотез обеспечивает его всесторонне изучение, без чего невозможно установить новые закономерности и сделать на их основе научные обобщения. Но для объяснения серии фактов, связанных между собой многочисленными внутренними связями, следует выдвигать по возможности меньше гипотез и их логическая связь должна быть как можно более тесной. Из множества противоречивых гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, преимущество отдается той гипотезе, которая единообразно объясняет наибольшее количество фактов. Конечно, гипотезы, которые противоречат друг другу, не могут быть истинными одновременно, за исключение того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта.

Не существует и запрета на выдвижение гипотез, которые противоречат даже устоявшимся научным теориям и взглядам. Поэтому гипотеза полноправно входит в научную теорию до тех пор, пока дальнейшие научные исследования не докажут или не опровергнут ее. В процессе развития гипотезы накопление теоретических и эмпирических знаний об объекте исследования в процессе его изучения, обоснования на их базе научных предположений о возможности получения новых знаний об объекте характеризуют стадию выдвижения гипотезы. На стадии формулировании гипотезы выполняются теоретические выкладки, экспертная оценка, очерчивается методика исследования гипотезы, выполняется подбор доказательств. По результатам доказательства, предварительная гипотеза применяется как достоверная научная теория, или отбрасывается.

Можно выделить четыре стадии развития гипотезы (рис. 5.1.).

Для того, чтобы гипотеза могла выполнять свою основную функцию как форма развития знаний, она должна отвечать основным критериям философии. В частности, основное содержание гипотезы не должно противоречить законам, установленным в определенной системе знаний. Например: ни одна из гипотез в области конкретной экономики не должна противоречить закону соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Однако, как уже упоминалось, это требование нельзя абсолютизировать, т.к. это исключило бы возможность развития знаний. Если возникает разногласие между выдвинутой гипотезой и раннее доказанными положениями определенной науки, то подвергают сомнению в первую очередь истинность гипотезы. Но если новые аргументы все больше подкрепляют гипотезу, то приходится проверять на сколько достоверна та теория, которая противоречит выдвинутой гипотезе.

 

 


 

Гипотеза в научных исследованиях

Выдвижение   Формулирование   Доказательство   Результаты доказательства

 

Изучение объекта исследования
В производсвен-ных условиях По литературным источникам
Предвидение возможности получения новых данных
Исследование гипотез Экспериментальная проверка результатов исследования гипотез Уточнение и корректирование гипотез
Дополнение предварительно вдвинутых гипотез Отклонение ранее выдвинутых гипотез Выдвижение.новых гипотез по результатам исследования Получение новых знаний

 

 

Выдвижение и обоснование гипотез Определение методов исследования гипотез Выбор доказательств

 

Рисунок 5.1.Процесс выдвижения гипотезы

 

При выдвижении гипотезы необходимо стараться с ее помощью объяснить не часть некоторых фактов, а всю их совокупность. При этом сформулированные положения не должны быть логически противоречивыми. Гипотеза должна быть предельно простой, т.е. такой, которая не требует введения новых гипотез и предположений. Простота выступает своеобразным Критерием, дающим возможность выбирать между несколькими разными гипотезами

Гипотеза должна на основе обобщения уже имеющихся знаний выходить за их рамки, формулировать новые положения, истинность которых еще не доказана.

Кроме того, гипотезе присуще следущее:

· быть достоверной непосредственно связанной с проблемой, которая решается исследованием, вытекать из ее сути

· предсказуемой не только объяснять, но и служить основой для решения проблемы

· иметь возможность формализации (изложение основных положений не только логических, но и с помощью математического аппарата)

Выдвижение гипотезы, фундамента будущих исследований, - сложный творческий процесс, в результате которого очерчиваются границы и определяются основные направления всего исследования. Одновременно гипотеза выступает основой для определения той системы показателей, которые необходимы для данного исследования.

Доказательство гипотезы происходит в процессе ее теоретического исследования, экспериментальной проверки результатов теоретического изучения. На этой стадии гипотеза, безусловно, уточняется и видоизменяется в зависимости от полученных результатов.

Процедуру, с помощью которой устанавливается истинность гипотезы или любого другого утверждения, в логике называют доказательством. При доказательстве используют два способа установления истины: прямой и опосредованный.

Прямой способ заключается в том, что в процессе практических действий происходит сопоставление некоторого предложения с фактическим состоянием объекта исследований. Видами таких практических действий могут быть наблюдение, эксперимент, демонстрация, измерение, расчет, учет и прочие эмпирические процедуры. В практике, например, экономических исследований чаще применяется способ доказательства, поскольку существует реальная возможность измерять и сопоставлять показатели экономических процессов на основе статистических и бухгалтерских отчетов или иных данных, собранных с помощью эмпирических методических приёмов исследования.

Однако в практике часто истинность гипотезы может быть доказана путем умозаключений на основ уже имеющихся знаний в виде различных законов и положений. Например, в исследованиях по математике, теоретической физики, астрономии, особенно там, где существует возможность значительной формализации и широкого применения математического аппарата. Такой способ установления истины называют опосредованным.

Необходимо отметить, что в качестве доказательств не могут рассматриваться цитаты, заимствованных из опубликованных работ других авторов, независимо от степени авторитетности этих авторов в научном мире. Исключение составляют только те работы, которые содержат аксиома-тизированные знания, сформированные теории, могущие послужить отправными позициями в исследованиях по этой тематике.

С развитием науки, расширением её теоретической базы значение опосредованных методов установления истинности научных положений постоянно возрастает. Это обусловило необходимость совершенствования процедур доказательства гипотез с одновременным ограничением критерия интуитивности. Замена интуитивного доказательства формальным, сопровождает ся формулированием правил доказательства, которые разрешают на каждом этапе проверить их правдивость. Формальные доказательства широко используются в логике, математике, экономике и др. науках.

Таким образом, при опосредованном способе доказательство гипотеза является логической процедурой установления ее истинности с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана. Оно представляет собой процесс мышления, результатом которого становится последовательность утверждений, расположенных в определенном логическом порядке.

В структуре доказательств выделяют такие элементы как тезис, аргумент и форма.

Утверждения, которые подлежит доказательству тезисом. Он должен быть точно и четко сформулирован и оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

Положение, которое используется для доказательства истинности тезиса, называют аргументом. Аргументами могут выступать научные положения истинность которых уже доказана ранее (теоремы, законы), аксиомы, определения и утверждения, которые содержат достоверную информацию о конкретных фактах. Аргументы должны быть истинными утверждениями. При этом истинность аргумента должна быть доказана независимо от тезиса. Аргументы должны быть достаточно обоснованными для доказательства тезиса.

Под формой доказательства понимают способ связи аргументов между собой и с тезисом, логическую последовательность перехода от аргумента к аргументу, а потом к тезису. Формой доказательства в научных исследованиях могут быть таблицы, графики, аналитические расчеты, другие материальные носители информации, преобразованной в соответствии с целью исследования (тезисом).

Существует несколько видов доказательств. Наиболее распространенным являются прямые и косвенные доказательства.

Прямым доказательством называют такое, которое представляет собой логическую цепочку выводов и умозаключений, где последним звеном является сам тезис. Например: затраты труда на изготовление костюмов из дорогих шерстяных тканей и дешевых смешанных тканей одинаковы, но по данным экономического анализа рентабельность костюмов из дорогих тканей значительно выше и к тому же они пользуются большим спросом и не залеживаются на складе. Итак, изготовление костюмов из дорогих тканей для фабрике выгоднее, чем из дешевых смешанных.

Под косвенным доказательством понимают такую логическую цепочку умозаключений и выводов, при которой доказывается ошибочность отклонения тезиса, и на этой основе делается вывод об его истинности. Иногда такой способ называют «доказательством от противного». Его используют в том случае, когда прямые доказательства представить по какой-либо причине невозможно. Большую роль в научных исследованиях играют опровержения. С их помощью наука освобождается от ошибочных утверждений, необоснованных догм, ошибок, совершенствует свой теоретический аппарат. Как и доказательство опровержение имеет свои тезис, аргумент и форму.

Опровержение тезиса может быть признано, если, во-первых будет доказана истинность антитезиса, или, во-вторых, доказана ошибочность следствий, которые вытекают из тезиса.

Говоря об ошибках необходимо отметить, что они могут носить различный характер. При доказательстве или опровержении может быть допущен ряд неумышленных логических ошибок, которые называют паралогизмами. В отличие от них софизмы – намеренно построенные, заведомо ошибочные логические выводы. Цель использования софизма – выдать за истину ложные утверждения, придав логически безосновательным соображения видимость логической правильности. Иногда в теориях, содержащих недостаточно определенные фундаментальные понятия, могут возникать парадоксы, которые представляют собой умозаключения, которые в равной степени как доказывают, так и опровергают истинность тезиса. Все виды логических ошибок в процессе доказательства гипотезы должны быть выявлены, классифицированы и устранены.

 

5.6.Эксперимент в научных исследованиях

Одной из наиболее важных составных частей научного исследования является эксперимент. Это один из способов получения нового знания. Больше двух третей трудовых ресурсов науки расходуется на эксперименты. В основе экспериментального исследования лежит эксперимент, который представляет собой научно поставленный опыт или наблюдение явления в чётко выраженных конкретных условиях которые позволяют исследовать его ход.

Основной целью эксперимента есть проверка теоретических положений или подтверждение рабочей гипотезы, а также более широкое и глубокое изучение темы научного исследования.

Различают эксперименты естественные и искусственные (рис.5.2).

Под естественным экспериментом понимают такой эксперимент, когда

Исследователь не выбирает и не готовит заранее независимую переменную, а также не осуществляет активного вмешательства в обычный ход исследуемого процесса или явления, а только наблюдает за его ходом и ждёт пока в нём самостоятельно возникает такая ситуация, которая играет роль независимой переменной. Такие эксперименты характерны для процесса изучения социальных явлений в обстановке производства, быта, а также могут применяться и в других


 

 


Рисунок 5.2. Схема основных структур эксперимента


сферах деятельности человека. Они имеют то преимущество, что все связи и отношения исследуемого процесса или явления, как внутренние, так и внешние остаются без изменений. Ели подготовка к такому эксперименту проводится тщательно, чистота и достоверность выводов при его проведении максимальны, так как весь эксперимент, в сущности, представляет собой хорошо подготовленное

Значительным недостатком естественного эксперимента является редкость возникновения соответствующей ситуации и отсутствие предварительной наблюдение за развитием естественного хода события.

Информации о возможности ее возникновения, что очень усложняет организацию эксперимента. Не менее существенным недостатком является значительная сложность определения факторов, которые могут влиять на ход процесса, и практическая невозможность манипулирования ними. Эти недостатки, в сущности, сводят, на нет такое важное преимущество экспериментального исследования, как выигрыш времени при проверке гипотез. Однако естественный эксперимент занимает значительное место в арсенале исследователей, в особенности в сфере изучения сложных общественных и естественных явлений, которые требуют учета огромного множества факторов

Искусственные эксперименты широко используются во многих естественнонаучных исследованиях. Искусственный эксперимент нацелен на изучение явлений, изолированных в нужной степени с тем, чтобы оценить их в количественных и качественных отношениях.

Среди искусственных экспериментальных исследований различают лабораторные и производственные.

Лабораторные эксперименты представляют собой исследование в искусственной среде, для чего объект исследования переносится из своей природной среды в обстановку, которая разрешает достичь высшей степени точности в наблюдении за его поведением. В технике лабораторные опыты выполняют с применением типовых приборов и устройств, специального моделирующего оборудования, стендов, оснащения и т.п. Стабильность лабораторной обстановки, использование специальной аппаратуры разрешают изучить влияние одних характеристик при варьировании других наиболее полно и доброкачественно, с большой повторяемостью. Лабораторные опыты в случае достаточно полного научного обоснования эксперимента позволяют получить качественную научную информацию при минимальных затратах. Однако такие эксперименты не всегда полностью моделируют реальное течение процесса или явления, которые изучаются. В таком случае возникает необходимость в проведении производственного эксперимента.

Производственные экспериментальные исследования имеют своей целью изучение процесса в реальных условиях с учетом влияния разных случайных факторов производственной среды.

Одним из разновидностей производственных экспериментов является сбор материалов в организациях и учреждениях, которые занимаются накапливанием тех или других данных по стандартным формам. Эти материалы на протяжении многих лет систематизируются по единой методике, и информация, которую они содержат, хорошо поддается обработке методами статистики и теории вероятности. В ряде случаев производственный эксперимент эффективно проводится методом анкетирования производственных организаций по четко продуманной методике. Это позволяет собрать большое количество данных измерений или наблюдений исследуемого явления, которые были выполнены другими предприятиями.

Объем экспериментального исследования варьируется в зависимости от темы научной работы. Иногда для подтверждения рабочей гипотезы хватает лабораторного эксперимента, в других случаях приходится выполнять целую серию экспериментальных исследований: предварительных (поисковых), лабораторных, полигонных на объекте эксплуатации.

Эксперимент можно проводить по-разному. В случае, если исследователь наблюдает за каким-то неуправляемым процессом, не вмешиваясь в него, или выбирает экспериментальные точки на основании интуиции, каких-то внешних обстоятельств, эксперимент считают пассивным. Такое случается, когда используются традиционные методы экспериментирования, т.е. сначала изучается влияние одной переменной при остальных постоянных, потом второй и т.д. Такую схему проведения эксперимента называют однофакторной. Однако она годится только для хорошо организованных систем, в которых можно выделить явления или процессы одной физической природы, зависящие от небольшого количества переменных. При этом считается, что исследователь может с большой точностью стабилизировать все независимые переменные своей системы, чего довольно тяжело достичь даже для хорошо организованной системы. Вдобавок, при этом, возможно, перебрать все варианты, поэтому выполняют лишь часть опытов, а выбор именно этих опытов никогда не бывает достаточно обоснованным.

 

Контрольные вопросы

1.Понятие о научном иследовании, объект, предмет и цель иссле-дований.

2.Объекты научных исследований и их классификация.

3.Методические приёмы в исследовании вопросов экономики.

4.Методические приёмы в исследовании маркетинга.

5.Гипотеза в научных исследованиях.

6.Эксперемент в научных исследованиях.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.046 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал