![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод аппаратурный
Данная группа методов является следствием развития экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий) (Н.Н. Обозов, 1977; В.А. Терехин, 1988; Р.Б. Гительмахер, В.Н. Куликов, 1985). Наиболее известны и широко применяются в социальной психологии аппаратурные методы изучения различных социально-психологических феноменов, которые проявляются в условиях групповой работы. В основе конструирования аппаратурных методов и их классификации лежат следующие принципы: технический (особенности конструкции, функциональные возможности модели, способность регистрации различных компонентов деятельности), общепсихологический (включенность различных психических процессов в моделируемую деятельность), социально-психологический (характер, тип, уровень взаимосвязанности действий при выполнении заданий). Принято выделять на основе этих критериев следующие группы аппаратурных моделей: а) модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов («Арка», «Лабиринт», «Эстакада»); б) модели суммарного воздействия («Ритмограф», «Волюнтограф»); в) модели многосвязанного управления равновесием в системе («Гомеостат»); г) модели многосвязанного управления движущимся объектом («Кибернометр», «Групповой сенсомоторный интегратор») (Л.И. Уманский, 1977; А.С. Чернышев, 1980, 1985; Н.Н. Обозов, 1977; В.А. Терехин, 1985). Несмотря на то, что все методы конструктивно весьма условны, они считаются достаточно адекватными природе изучаемых социально-психологических явлений. Обычно степень эффективности и достоверности этих методов определяется совпадением полученных в эксперименте данных с практикой, с результатами применения других методов. Данные методы используются в прикладных исследованиях при решении задач диагностики, комплектования и обучения групп малой численности. Эксперимент в социальной психологии Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Эксперимент – это организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. В социальной психологии термин «эксперимент» имеет два значения: во-первых, опыт и испытание, во-вторых, исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента Эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап – определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, т.к. эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, процедуры опыта, а также приемов обработки результатов. Экспериментальный этап – проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных. Аналитический этап – количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями. В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: – по специфике задачи – научные и практические; – по характеру экспериментального плана – параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); – по характеру экспериментальной ситуации – полевые (естественные) и лабораторные; – по числу изучаемых переменных – однофакторные и многофакторные. Эксперимент принято считать наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако его использование в качестве основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют, прежде всего, за его низкую экологическую валидность, т.е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации. Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.
Вопросы и задания к главе
1. Что изучает социальная психология? Дайте свое определение предмета социальной психологии. 2. Какие представления о предмете сложились в современной социальной психологии? 3. Перечислите основные объекты исследования социальной психологии. 4. Какие периоды выделяются в истории отечественной социальной психологии? 5. В чем суть дискуссии о «двух социальных психологиях»? 6. Кто является автором и чему посвящено первое в России специальное социально-психологическое исследование? 7. В чем состоят основные заслуги В.М. Бехтерева в развитии социальной психологии? 8. Какова роль А.С. Макаренко в исследованиях психологии коллектива и личности? 9. Какова основная причина формирования социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину? 10. Назовите первые публикации по социальной психологии, ознаменовавшие формально рождение социальной психологии на Западе. 11. Перечислите проблемы, наиболее активно разрабатываемые в современных социально-психологических исследованиях. 12. В чем особенности социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками, например социологией? 13. Каковы основные источники получения информации в социально-психологическом исследовании? 14. Охарактеризуйте основные этапы социально-психологического исследования. 15. Назовите основные методы социально-психологического исследования. 16. Каковы достоинства и недостатки включенного и невключенного наблюдения? 17. В чем особенности использования метода контент-анализа текстовой информации? 18. Каковы достоинства и недостатки очного и заочного опроса? 19. Для решения каких задач используется социометрический метод? 20. Перечислите основные процедуры проведения социометрического опроса и анализа данных. 21. В чем основные трудности применения эксперимента в социальной психологии?
|