![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы и агенты социализации
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных – далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно достаточно много, о других – мало. Изученные условия или факторы социализации можно объединить в четыре группы: 1. Мегафакторы («мега» – «очень большой», «всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. 2. Макрофакторы («макро» – «большой») – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредовано двумя другими группами факторов). 3. Мезофакторы («мезо» – «средний», «промежуточный») – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу – микрофакторы. 4. Микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум. Необходимо подчеркнуть многофакторность процесса социализации и невозможность абсолютизации какого-либо одного фактора, игнорирование или отрицание роли других условий социализации. Теория социализации, учитывая влияние макро- и мегафакторов на процесс социализации человека тем не менее отмечает, что бывают ситуации, когда воспитанный человек может быть не вполне социализирован, и наоборот, хорошо социализированные личности могут быть и зачастую бывают невоспитанными. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь – агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг (супруга), коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – члены их семей. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ним, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Иерархии степени влияния и значимости агентов социализации, не зависящей от общественного строя, системы родства и структуры семьи, нет.
|