![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В первой части подведен итог состоянию социально-психологической теории, проведен анализ понятий, очерчен круг реальных проблем
В первой части подведен итог состоянию социально-психологической теории, проведен анализ понятий, очерчен круг реальных проблем, относящихся к предмету социально-психологической теории. Однако будет заблуждением считать, что данным пособием поставлена точка в создании социально-психологической теории. В последующих трудах социальных психологов планка должна быть поднята еще выше. В пособии наравне с нормальными рассмотрены криминогенные социально-психологические явления. Такой подход вполне закономерен. Анализ деформаций социально-психологических явлений позволяет полнее и глубже понять и познать их и на этой основе принимать решения по преодолению деформаций, по обеспечению духовного, культурного, психического роста личности и общностей. В отечественной научной и публицистической литературе марксистская точка зрения относительно общественного развития была до недавнего времени господствующей. Ее сущность составляло учение о том, что в основе развития общества лежит определенная совокупность производственных отношений и производительных сил. По существу это был главный социологический закон. При этом классовая борьба рассматривалась в качестве движущей силы развития общества. Считалось, что разрешить противоречие между производственными отношениями и производительными силами можно только путем классовой борьбы, революционным способом. Конечно, согласиться с таким объяснением развития общества нельзя. Прежде всего несогласие вызывает некорректное употребление терминов. На самом деле следует говорить не о классовой структуре, а о стратификации общества, не о формировании, а о развитии и трансформации этого развития в саморазвитие личности, и т.д. Но главное не только в терминологических нюансах, а гораздо глубже - в смещении акцентов. За разными терминами стоят и различные теоретические подходы. В марксизме имеет место, по существу, мифологический подход к изучению общества. Структура последнего не может быть сведена только к рабочим, крестьянам и интеллигенции. Когда же речь идет о стратификации, это реальный, научный подход. То же самое можно сказать о различиях между понятиями «формирование» и «рост» личности. Формирование предполагает пассивность личности, а рост - ее активность, работу над своим совершенствованием. Таким образом, налицо не только терминологическая, но и концептуальная разница, т. е. различные подходы к объяснению развития личности. Деидеологизация науки способствовала тому, что в отечественную науку пришли теории, которые ранее рассматривались лишь в критическом плане. «Законодателями мод» в социальной теории и практике стали научные направления психотерапевтического плана, начиная от классического психоанализа, гуманистической психологии К. Роджерса, когнитивистских ориентаций и кончая самыми современными теориями «Я». Данные теории привнесли в отечественную психологию гуманистический дух, оригинальные подходы к объяснению развития личности. Однако сегодня при реализации этих теорий, оказании населению психологической помощи нередко проявляется некомпетентность. Вызывает озабоченность и то, что под эгидой психологии различные проповедники и миссионеры протаскивают сомнительные религиозные идеи. Среди теорий общественного развития прочное место занимает теория стадиального развития, конвергенции. Разумеется, ее сторонники пытаются преодолеть однобокость и вульгарность, присущие догматически применявшемуся многими психологами марксистскому подходу. Не умаляя достоинств и возможностей данной теории, нельзя не заметить, что она также не лишена схематизма и даже утопичности, во всяком случае - абстрактности. К примеру, социальные конфликты (политические, экономические и др.) невозможно разрешить при помощи одной только индивидуальной психотерапии. Однако это пытаются делать. Необходимо преодолеть механическое противопоставление подходов, связанных с теориями развития личности и общностей психотерапевтического плана, подходам, опирающимся на социологические взгляды о развитии общества. Следует стать на реалистические позиции и отказаться от социальной утопии. Адекватное объяснение развития личности и общностей и их функционирования возможно лишь на основе глубокой интеграции всего позитивного, содержащегося в различных теориях, не исключая марксизм. Наиболее приемлем последовательно проводимый, строго системный подход, который дает возможность избежать конфронтации между названными подходами. Используя его, можно вычленять те социально-психологические явления и объективные факторы, от которых они зависят, тормозящие действительное развитие личности и общностей, и намечать пути их преодоления. Достижению вершины развития личности и общностей мешают их деформации. Поэтому встает вопрос о природе и причинной обусловленности данного явления. Эти знания позволят разблокировать развитие личности и общностей, понять закономерности и механизмы, которые связывают в единое целое процессы их развития и, конечно, саморазвития. Наряду с другими мерами успешность преодоления деформаций социальных отношений зависит от повышения социально-психологической компетентности как представителей властных структур, так и всего общества. Часть II ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время стало очевидно, что ни в различных областях социальной практики (политике, экономике и т.д.), ни в процессе подготовки психологов, социальных работников, политологов, социологов нельзя обойтись без прикладной социальной психологии. Прикладная социальная психология имеет двоякое назначение: - во-первых, она предназначена для овладения студентами навыками социально-психологической диагностики, консультирования и психотехнологий и является своего рода практикумом; - во-вторых, она служит руководством к действию для практических социальных психологов. Развитие прикладной социальной психологии в нашей стране не случайно. Дело в том, что в период кризиса, когда сокращается финансирование фундаментальной науки, ученые обращаются к рыночным источникам - договорной практике. 90-е годы для отечественной социальной психологии стали в этом смысле поворотными, требующими решительной переоценки сложившихся ценностей, норм и принципов профессиональной деятельности, методов научного исследования. На коммерческие рельсы переходят институты, университеты и исследовательские центры. Стали популярными изучение общественного мнения, консультирование политиков, проведение тренингов, имиджмейкерство и другие многочисленные психотехнологии. Однако зачастую делается все это непрофессионально, специалистами, не обладающими специальной социально-психологической подготовкой. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, бум, связанный с социальным заказом и применением социальной психологии на практике, с другой стороны, низкое качество результатов социально-психологических исследований и консультаций. Преодолеть это противоречие - одна из главных задач прикладной социальной психологии. Надо сказать, что вторая часть учебного пособия, посвященная прикладной социальной психологии, создается не на голом месте. Достаточно вспомнить работы Г.М.Андреевой, в частности ее известные лекции по методике конкретных социальных исследований (М., 1972); книгу Е.С.Кузьмина и В.С.Семенова о методах социальной психологии (Л., 1977), а также учебные пособия социолога В. А. Ядова «Социологическое исследование: методология, программа, методы» (М., 1987) и «Рабочую книгу социолога», изданную в 1976 г. Есть конкретное социально-психологическое явление. Есть методы и методики, с помощью которых можно изучить данное явление. Вот это и обязан знать практический психолог. Он не должен напоминать рыбака, который наугад ловит рыбу: какая попадется в сети, такую и ловит, любую, маленькую или большую. Опытный рыбак ловит определенной сетью определенную рыбу. Практический психолог должен поступать точно так же. Только вместо сетей и рыбы он имеет дело с более сложными вещами и явлениями. Что касается социально-психологической диагностики, то здесь следует исходить из самого явления, при этом лишь доскональное знание природы изучаемого социально-психологического явления позволяет, в конце концов, подыскать или создать адекватную методику. Однако непрофессионалы в области социальной психологии идут другим, сугубо эмпирическим, путем, игнорируя теорию изучаемого явления. Они рассуждают примерно так: «Главное -иметь методики. Запустив их, можно собрать эмпирический материал, в результате что-то и получится». Такой горе-социальный психолог «вооружен и очень опасен». Чтобы подобного не наблюдалось, нужна подготовка специалистов, которая возможна лишь при наличии соответствующей литературы по социально-психологической диагностике. Еще меньше повезло социально-психологическому консультированию и психотехнике воздействия. Литература по этим вопросам крайне скудная. Впрочем, сейчас этот пробел интенсивно восполняется. Имеются в виду работы по семейному, политическому, организационному консультированию. Что касается социальных психотехнологий, то по этой проблематике издана многочисленная, в основном переводная зарубежная литература и вместе с тем публикации отечественных авторов. Однако до сих пор не был подготовлен и издан учебник по прикладной социальной психологии, который бы объединял и диагностику, и консультирование, и психотехнику воздействия [2]. Коллектив авторов взял на себя ответственность за подготовку такого рода издания. При этом мы полностью отдаем себе отчет в сложности и риске предпринятого шага. Сложность и риск связаны с отсутствием единой теории, объединяющей диагностику, консультирование и психотехнику воздействия. В настоящее время проблемы в области прикладной социальной психологии так и не преодолены. Главная причина - не создана сравнительная прикладная социальная психология. Дело в том, что использование зарубежных методик без их адаптации (экологической и концептуальной валидизации) приводит к серьезным ошибкам, видимости объективности данных. Не изжито со стороны прикладников стремление всячески угодить власти. Особенно перед выборами. В частности, наиболее ярко это проявилось в недалеком прошлом при изучении общественного мнения о рейтинге политических партий и лидеров. Полученные данные далеко расходились с реальными. Вместо науки получилась пропаганда. Это связано не только с политической ангажированностью, некомпетентностью социологов и социальных психологов, но и с нарушением профессиональной этики, нечистоплотностью. Западная прикладная социальная психология также находится в кризисном состоянии. Но этот кризис другого порядка. Он вызван иными причинами, которые полезно знать, чтобы учиться на чужих ошибках и не делать своих. В своей основе вторая часть учебного пособия, посвященная прикладной социальной психологии, носит авторизированный характер, так как построена на едином концептуальном подходе к раскрытию основных проблем прикладной социальной психологии. Авторы старались дать не фрагментарные, «лоскутные» знания, а целостное, системное представление о прикладной социальной психологии. При этом особый акцент делали на отработке теоретических основ прикладной социальной психологии. Дело в том, что именно в этом видится реальная возможность преодоления кризиса в области социально-психологической диагностики, консультирования и психотехники воздействия. Структура второй части учебного пособия включает в себя такие основные разделы, как: - социально-психологическая диагностика конкретных явлений; - социально-психологическое консультирование в различных сферах; - психотехника воздействия. Материалы о социально-психологической диагностики раскрываются по следующей схеме: 1. Операционное определение социально-психологического явления. 2. Индикаторы (показатели) данного явления. 3. Аннотированное изложение психодиагностических методик, пригодных для изучения рассматриваемого социально-психологического явления, краткая характеристика методик (надежность, валидность, устойчивость, выборка, авторство и пр.). Авторский коллектив признателен всем, кто принял активное участие в обсуждении учебного пособия и своими замечаниями помог в улучшении его содержания. Особую признательность авторский коллектив выражает О. В. Васиной, осуществившей компьютерный набор текста учебного пособия.
|