Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыты управления социальным развитием на Западе в 19 в.
Ко второй половине XVIII в. в социально-экономической области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной революции. Разрушение старых феодальных порядков, экономическое и политическое укрепление буржуазных слоев общества, рост мануфактурного производства — все это свидетельствовало о назревании глобальных изменений в сфере производства. Большое значение для начала промышленного переворота имели результаты аграрной революции XVIII века, которая привела к интенсификации сельскохозяйственного труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в город. Индустриализация, охватившая с конца XVHI — XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми. Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на основе принципа разделения труда: организация производства здесь достигает высокой степени развития, что способствовало предельному упрощению и специализации отдельных производственных операций. Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретен. Это изобрете-
ние, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распространилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усовершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Новая техника потребовала иной организации производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспортной инфраструктуры: осуществляется строительство новых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. К середине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000 км. Морская и речная торговля также модернизировалЬсь с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII — первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира». Промышленное развитие XIX в. характеризовалось расширением машинного производства, передачей технологи-че-ских знаний, коммерческого и финансового опыта От Англии к другим европейским странам и США. В континентальной Европе одной из первых стран, затронутых индустриализацией, стала Бельгия. Как и в Англии, здесь имелись богатые запасы угля, руды; крупные торговые центры (Гент, Льеж, Антверпен и др.) процветали благодаря удобному географическому положению между Францией и Германией. Запрет на вво$ английских товаров в ходе наполеоновских войн способствовал расцвету хлопчатобумажного производства в Генте. В 1823 г„ была возведена первая доменная печь в Льежском угольном бассейне/ Независимое существование Бельгии с 1831 г. благоприятствовало ускорению ее промышленного развития: за 20 последующих лет количество используемых машин увеличилось в шесть раз, а уровень добычи угля возрос с 2 до 6 млн тонн в год. Во Франции технологические новшества проникали, прежде всего, в крупные промышленные центры, такие, как Париж и Лион, а также в районы разви-
тия текстильной промышленности (северо-восток и центр страны). Большое значение для французской промышленности имел тот факт, что банки и финансовые учреждения активно вкладывали свои капиталы в строительство новых предприятий и совершенствование технологий. Особенно активно французская экономика развивается в эпоху Второй империи (1852—1870 гг.), когда объем экспорта вырос в 400 раз, а производство энергии — в пять раз. Значительным препятствием для процесса индустриализации в Германии была политическая раздробленность этой страны. Ситуация значительно улучшилась после объединения немецких земель в 1871 г. Крупнейшим промышленным районом Германии становится Рурская область, где находились значительные месторождения угля высокого качества. Впоследствии здесь была основана компания Круппа, являвшаяся ведущим производителем стали в Германии. Другой'промышленный центр страны располагался в долине реки Вуппер. В начале века он получил известность за счет производства хлопчатобумажных тканей, добычи угля и железной руды. Именно в этом районе Германии для производства чугуна вместо древесного угля впервые стал использоваться кокс. Индустриализация в Австро-Венгрии, Италии, Испании затронула лишь отдельные регионы, не оказав существенного влияния на экономическое развитие этих стран в целом. В США промышленное производство начинает развиваться особо быстрыми темпами с 40-х гг. XIX века. Важнейшим промышленным районом страны были северо-восточные штаты (Пенсильвания, Нью-Йорк и др.), где уже к середине XIX века имелись крупные предприятия по производству железа, сельскохозяйственных машин, работавшие на каменноугольном топливе. Постоянно увеличивавшиеся размеры страны (к 1848 г. границы США простирались от Атлантического до Тихого океанов) способствовали бурному развитию. средств коммуникации — железнодорожныл ^иний и шоссейных дорог. Промышленное развитие Соединенных Штатов осуществлялось в условиях постоянного притока дешевой рабочей силы — эмигрантов ид Европы и Азии. Технические новшества проникают также на юг США, где в первой половине XIX
в. развивалось плантационное земледелие, основанное на использовании труда чернокожих рабов: все более широко внедряется хлопкоочистительный станок, изобретенный в 1793 г.; строятся предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. В целом индустриальное развитие США проходило наиболее быстрыми темпами со второй половины XIX в., когда были преодолены внутренние социально-политические противоречия (конфликт южных и северных штатов). Промышленный переворот имел значительные социальные последствия^ связанные с формированием двух основных классов индустриального общества: промышленной буржуазии и наемных рабочих. Этим двум социальным группам предстояло найти точки соприкосновения и выработать эффективную систему взаимоотношений. Данный процесс протекал крайне сложно. На первом этапе индустриального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабочих была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличения продолжительности рабочего дня. В условиях невысокой производительности труда, полного отсутствия элементарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение последних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин (движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеологических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и характер взаимоотношений между промышленниками и государственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, — они постепенно начинают открыто претендовать на власть. К концу 70-х гг. XIX в. наиболее развитые страны континентальной Европы (Франция, Германия, Бельгия, Швейцария) догнали Великобританию по основным экономическим показателям. Период британского экономического превосходства постепенно подходил к завершению. Особенно
серьезным конкурентом Англии на европейском рынке стала быстроразвивающаяся Германия, достигшая к концу XIX века значительных успехов в развитии «новых отраслей» производства (электротехники, машиностроении, химиче-ской промышленности). Серьезную конкуренцию Англии составляли и США, актизно внедрявшие новейшие европей-ские технологии. Бурное развитие промышленности начинает требовать дополнительных рынков сбыта для европейских товаров. Кризисы перепроизводства, имевшие циклический характер, к концу XIX века становятся все более серьезными и длительными. Постепенно истощается и сырьевая база европейской промышленности. Все это побуждает наиболее развитые индустриальные страны к захвату колоний. Объектами колониальной экспансии становились наименее развитые районы мира (Африка, Азия, Океания). Эти земли, не имевшие собственной промышленности, но обладавшие значительными материальными и людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской индустрии. К концу XIX в. были созданы целые колониальные империи, крупнейшей из которых была Британская империя. Этот этап в развитии западной цивилизации характеризуется как эпоха империализма. Данная эпоха была не только периодом наивысшего могущества европейских индустриальных держав, но и временем, когда между ними зарождались серьезные противоречия, которые приобрели впоследствии неразрешимый характер. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причинами нарастания международной напряженности. Таким образом, к кбнцу XIX века в целом завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Страны Запада явились зоной ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первым эшелоном». Юго-Восточная и Восточная Европа, а также некоторые страны Азии (Япония) также вступили на путь реформ. В конце XIX в. окончательно сформировалась система мирового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Индустриализация способствовала глубочайшему перевороту в развитии мировой цивилизации. Она зат-
ронула все без исключения сферы жизни общества, решив и, в то же время, породив множество проблем- Вторая половина XIX века была временем преобладания оптимистических настроений в европейском обществе. Европейцы верили в прогресс, во всемогущество техники и человеческого гения и с уверенностью смотрели в будущее.
Эксперимент Р. Оуэна. Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности. Поэтому он стремился применять в школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению. Большое внимание уделялось воспитательной работе. О ее положительных результатах можно было судить по бодрому виду воспитанников, по их поведению, по той дружной и радостной атмосфере, которая господствовала в школе. Несомненный воспитательный эффект давало и регулярное участие детей в трудовой деятельности. Девочек обучали шитью, кройке, вязанию, приучали держать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству. Чтобы все дети, достигшие пятилетнего возраста, могли посещать начальную школу, Р. Оуэн категорически запретил нанимать их на фабрику до десяти лет. И это было в те времена, когда во всех отраслях английского производства беспощадно эксплуатировался труд малолетних. С десяти лет подростки, уже работающие на фабрике, могли продолжать учение в вечерних классах, причем до двенадцати лет у них был сокращенный рабочий день. В 1816 г. эти классы посещало около четырехсот человек. Таким образом, Р. Оуэн впервые осуществил в Нью-Ланарке соединение обучения подростков в школе с их участием в индустриальном труде. С 1815 г. Оуэн стал добиваться издания закона, который запрещал бы труд детей до десяти лет и ограничивал труд подростков до двенадцатилетнего возраста шестью часами в день, а для молодых рабочих в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет вводил бы двенадцатичасовой рабочий день, включая полтора часа на обед и ужин. В 1819 г. после длительного сопротивления предпринимателей закон о детском труде был принят английским парламентом в значительно урезанном виде.
|