Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доброта.






 

У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сегуна сёгуната

Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не

помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего

слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.

— Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осе в моем доме отведал

вареный рис с ячменем, — сказал старик слуге.

Осе, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости

к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя.

Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было даже квашеной

редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осе.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: " Неужто старик не подаст к

рису никакого соления? ", но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был

занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы.

Когда живот Осе наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и

спросил:

— Осё-сан, я угостил вас вареным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня.

Разве монахи так поступают?

— Вы пригласили меня отведать вареного риса с ячменем. Вы не приглашали меня

говорить вам " спасибо", — без промедления ответил Осе и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осе. Однажды

старик задумался, как ему поймать Осе на слове. В этот самый миг к нему в дом

вбежал Осе и воскликнул:

— На улице льет, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта

(деревянные туфли).

Старик обрадовался возможности отыграться на Осе и очень вежливо предложил ему

то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осе поблагодарит его,

но этого снова не случилось. Осе быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого

монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах был похож на своего мастера — он не

поблагодарил старика, а только оставил вещи и ушел восвояси.

Через несколько дней Осе и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло

время поговорить обо всем, и начал издалека:

— Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?

— Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!

— Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, — сказал старик,

заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую

оплошность?

Осе сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и

выпалил:

— Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы по крайней мере сказать мне

" спасибо"!

— Если я скажу вам " спасибо", тем самым я выплачу вам свой долг, — сказал

Такуан спокойным голосом. — Я всегда про себя благодарю вас и никогда не

забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту,

это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете

свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе

должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая

им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства.

При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию.

Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен. Ничего не

понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и

заинтересованностью.

Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы

совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим,

вас никогда не постигнет разочарование.

Несокрушимый дух.

Одно время у Иэмицу, третьего сегуна сёгуната Токугава, была любимая обезьянка.

Она была очень шустрой. Однажды Иэмицу велел своим слугам попытаться ударить ее,

но ни одному из них не удалось это сделать. Тогда Иэмицу попросил мастера меча

Япо сделать то же самое, но обезьянка была такой подвижной, что даже Япо не мог

настичь ее.

— Поскольку она прыгает быстрее молнии, лишь Такуан Осе из храма Токайдзи

сможет опередить ее, — сказал Япо, и Иэмицу отправил посланца, чтобы тот

доставил Такуана в замок.

— Осе, попытайтесь ударить эту обезьянку, — сказал сегун прибывшему Такуану.

Осе посмотрел, как она лежит на руках у сегуна и поднял свою палку священника.

Только он поднял ее, чтобы ударить обезьянку, как она вскрикнула и простерлась

перед Осе, словно умоляя о пощаде. Иэмицу и его свита была поражены и начали

прославлять Такуана. В ответ Такуан рассмеялся и сказал:

— Здесь нет ничего особенного. Поскольку господин Япо и другие подданные

беспокоились о том, что, целясь в обезьянку, сидящую на коленях у сегуна, они

могут задеть самого сегуна, в их движениях недоставало духа. Но я был исполнен

решимости если нужно, ударить самого сегуна. Обезьянка почуяла мой дух и

испугалась.

Учение Такуана несложно. Нанося удар, просто наносите удар. При этом в вашем

уме не должно быть ничего другого.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал