![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УТВЕРЖДАЮ. Заместитель начальника Московского университета МВД России
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника (по учебной работе) Жевлакович С.С. ____________________________________ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по учебной дисциплине «Методология и методы социально-психологического исследования» для проведения контроля остаточных знаний с курсантами факультета подготовки психологов в 2011/2012 учебном году по специальности 030301 - «Психология служебной деятельности» Москва – 2011 г. Тема № 1. Методология и методы социально-психологического исследования Вопрос № 1. Какому понятию соответствует следующее определение – «определенные акты поведения личности, в которых проявляются особенности тех или иных сторон психики»? 1. Артефакты; 2. Методологические принципы; 3. Переменные; 4. Психологические факты. Вопрос № 2. Особенности какого уровня методологического анализа представлены в следующей характеристике – «Совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте»? 1. Уровень общей методологии; 2. Уровень частной (специальной методологии); 3. Уровень конкретных методик и процедур исследования; 4. Когнитивный уровень. Вопрос № 3. Какому методологическому принципу соответствует следующая характеристика – «Основан на идее причинной обусловленности любого психического процесса»? 1. Принцип развития; 2. Принцип детерминизма; 3. Принцип системности; 4. Принцип единства теории и практики. Вопрос № 4. При помощи какой литеры Раймонд Кеттэлл обозначил в своей классификации исследования такие методы, которые позволяют получить «жизненные данные» человека? 1. Q; 2. T; 3. L; 4. H. Вопрос № 5. Выберете неправильный ответ. Существуют следующие направления работы методиста образовательного учреждения: 1. Организационно-методическая; 2. Учебно-методическая; 3. Научно-методическая; 4. Административно-методическая. Вопрос № 6. Пожалуйста, вставьте слово, пропущенное в следующем высказывании - «Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной …, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов». 1. Практики; 2. Теории; 3. Классификации; 4. Гипотезы. Вопрос № 7. Какому методологическому принципу соответствует следующая характеристика – «означает, что явления, рассматриваемые теорией и практикой, являются частью одной большой психической реальности»? 1. Принцип развития; 2. Принцип единства сознания и деятельности; 3. Принцип системности; 4. Принцип единства теории и практики. Вопрос № 8. Выберете неправильный ответ. Детерминантами психического развития являются: 1. Обучение и воспитание в процессе формирования личности; 2. Степень сформированности головного мозга и нервной системы в целом; 3. Влияние предыдущих психических этапов на последующие; 4. Процессы адаптации и социализации. Вопрос № 9. При помощи какой литеры Раймонд Кеттэлл обозначил в своей классификации исследования такие методы, которые фиксируют некоторые показатели достижений? 1. Q; 2. T; 3. L; 4. H. Вопрос № 10. К какому направлению работы методиста образовательного учреждения относится следующий пример – «участие в проведении аттестации педагогических работников и анализ ее результатов, выработка предположений по совершенствованию аттестации педагогических кадров»? 1. Организационно-методическая; 2. Учебно-методическая; 3. Научно-методическая; 4. Административно-методическая. Вопрос № 11. Особенности какого уровня методологического анализа представлены в следующей характеристике – «Общий философский подход, общий способ познания явлений действительности. Предусматривает рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений»? 1. Уровень общей методологии; 2. Уровень частной (специальной методологии); 3. Уровень конкретных методик и процедур исследования; 4. Когнитивный уровень. Вопрос № 12. Какому методологическому принципу соответствует следующая характеристика – «предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения»? 1. Принцип развития; 2. Принцип детерминизма; 3. Принцип системности; 4. Принцип единства теории и практики. Вопрос № 13. К какому направлению работы методиста образовательного учреждения относится следующий пример – «изучение эффективности проводимой методической работы в образовательном учреждении с использованием мониторинговых исследовательских программ»? 1. Организационно-методическая; 2. Учебно-методическая; 3. Научно-методическая; 4. Административно-методическая. Вопрос № 14. Завершите высказывание Э. Канта – «В любой науке столько истины, сколько в ней …»: 1. Знаний; 2. Математики; 3. Опыта; 4. Ученых.
Тема № 2. Этапы социально-психологического исследования Вопрос № 1. На каком этапе психологического исследования определяется перечень методов и методик, которые будут использованы? 1. Подготовительный этап; 2. Исследовательский этап; 3. Этап обработки данных исследования; 4. Этап интерпретации данных и формулировки выводов. Вопрос № 2. На каком этапе психологического исследования устанавливается правильность или ошибочность гипотезы исследования? 1. Подготовительный этап; 2. Исследовательский этап; 3. Этап обработки данных исследования; 4. Этап интерпретации данных и формулировки выводов. Вопрос № 3. Если в психологическом исследовании итогом работы являются полученные результаты, в психодиагностической работе итогом является: 1. Диагноз; 2. Диагностический вывод; 3. Диагностическое заключение; 4. Постановка проблемы. Вопрос № 4. Какому понятию соответствует следующее определение – «фрагмент психологической реальности, на который направлен исследовательский интерес»? 1. Предмет исследования; 2. Объект исследования; 3. Цель исследования; 4. План исследования. Вопрос № 5. На каком этапе психологического исследования полученные результаты соотносятся с существующими концепциями и теориями? 1. Подготовительный этап; 2. Исследовательский этап; 3. Этап обработки данных исследования; 4. Этап интерпретации данных и формулировки выводов. Вопрос № 6. К какому виду гипотез относится следующий пример – «Объем кратковременной памяти человека не превышает 9 символов»? 1. Гипотеза истинности; 2. Статистическая гипотеза; 3. Гипотеза причинных связей между явлениями; 4. Гипотеза связи между явлениями. Тема № 3. Общие правила планирования и проведения эксперимента Вопрос № 1. К какому виду гипотез относится следующий пример – «существует зависимость между интеллектом детей и родителей»? 1. Гипотеза истинности; 2. Статистическая гипотеза; 3. Гипотеза причинных связей между явлениями; 4. Гипотеза связи между явлениями. Вопрос № 2. Выберете правильный тип артефакта, соответствующий следующему определению – «испытуемый убежден в эффективности предлагаемого ему препарата или техники поведения, что приводит к желаемым эффектам, хотя на самом деле ни препарат, ни техника не оказывают на него воздействие»: 1. Эффект плацебо; 2. Эффект Хоторна; 3. Эффект первого впечатления; 4. Эффект Пигмалиона. Вопрос № 3. Какому виду эксперимента соответствует следующее определение – «активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания»? 1. Констатирующий; 2. Формирующий; 3. Лабораторный; 4. Естественный. Вопрос № 4. Какой из представленных ответов не относится к классификации гипотез по содержанию? 1. Гипотеза истинности; 2. Статистическая гипотеза; 3. Гипотеза причинных связей между явлениями; 4. Гипотеза связи между явлениями. Вопрос № 5. Какому виду эксперимента соответствует следующее определение – «проводится для установления фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента»? 1. Констатирующий; 2. Формирующий; 3. Лабораторный; 4. Естественный. Вопрос № 6. Выберете правильный тип артефакта, соответствующий следующему определению – «склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки претендуют на некоторую научность или мистичность»: 1. Эффект плацебо; 2. Эффект Барнума; 3. Эффект первого впечатления; 4. Эффект Пигмалиона. Вопрос № 7. Какому виду эксперимента соответствует следующее определение – «осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений»? 1. Констатирующий; 2. Формирующий; 3. Лабораторный; 4. Естественный. Вопрос № 8. Выберете правильный тип артефакта, соответствующий следующему определению – «экспериментатор, твердо 1. Эффект плацебо; 2. Эффект Барнума; 3. Эффект Хоторна; 4. Эффект Пигмалиона. Тема № 4. Использование метода наблюдения в социально-психологических исследованиях Вопрос № 1. При каком виде наблюдения используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение, отчеты, магнито-, кино-, видеозаписи? 1. Включенное; 2. Опосредованное; 3. Внутреннее; 4. Открытое. Вопрос № 2. При каком виде наблюдения исследователь ведет наблюдение извне? 1. Включенное; 2. Опосредованное; 3. Внутреннее; 4. Невключенное. Вопрос № 3. Какой вид наблюдения протекает в условиях осознания экспериментатором и испытуемыми факта присутствия посторонних лиц? 1. Включенное; 2. Опосредованное; 3. Внутреннее; 4. Открытое. Вопрос № 4. Какому признаку научного наблюдения соответствует следующее определение – «исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов»? 1. Целенаправленность; 2. Систематичность; 3. Регистрация результатов; 4. Оперирование однозначными понятиями. Вопрос № 5. Какому признаку научного наблюдения соответствует следующее определение – «позволяет определить программу наиболее эффективного исследования»? 1. Планомерность; 2. Аналитичность; 3. Целенаправленность; 4. Систематичность. Вопрос № 6. Какой из перечисленных примеров является единицей наблюдения? 1. Уходить; 2. Наблюдать; 3. Приветствовать; 4. Пожимать руку. Вопрос № 7. Выберете неправильный ответ. Существуют следующие типы стандартных шкал наблюдения: 1. Описание признаков наблюдаемого явления; 2. Описание причинности наблюдаемого явления; 3. Описание степени выраженности наблюдаемого явления; 4. Описание частоты наблюдаемого явления. Вопрос № 8. Какой из эмпирических методов отвечает следующей характеристике – «проводится с целью измерения изучаемого явления при исключительно субъектной схеме исследовании»? 1. Наблюдения; 2. Эксперимент; 3. Беседа; 4. Анализ продуктов деятельности. Вопрос № 9. Какая из ошибок наблюдения связана с обобщением впечатлений наблюдателя и ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий? 1. Гало-эффект; 2. Эффект снисхождения; 3. Ошибка центральной тенденции; 4. Ошибка первого впечатления. Вопрос № 10. Какой из перечисленных примеров является категорией наблюдения? 1. Смотреть; 2. Стоять; 3. Провожать; 4. Прыгать. Тема № 5. Социометрия как основной метод получения информации о характере межличностных отношений в группе Вопрос № 1. Какой из вариантов ответа не относится к целям социометрического исследования? 1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2. Обозначение того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследование; 3. Выявление лидеров группы; 4. Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований. Вопрос № 2. Какому методу соответствует следующее определение – «метод, при котором испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения членов группы друг к другу и к себе лично»? 1. Социометрия; 2. Референтометрия; 3. Аутосоциометрия; 4. Метод экспертных оценок. Вопрос № 3. Социометрическое исследование может проходить в группе с численностью не выше: 1. 15 человек; 2. 20 человек; 3. 30 человек; 4. 40 человек. Вопрос № 4. Какой тип социометрического статуса будет у испытуемого, если он по результатам исследования получит только отрицательные выборы? 1. Предпочитаемый; 2. Отвергаемый; 3. Изолированный; 4. Пренебрегаемый. Вопрос № 5. Кто является автором социометрического метода? 1. Стенли Холл; 2. Саул Розенцвейг; 3. Джейкоб Морено; 4. Тимоти Лири. Вопрос № 6. Закончите высказывание. Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическим методом является факт тяготения одного человека к другому, выражающийся в стремлении …: 1. Быть во всем похожим на объект привязанности; 2. Понравиться и добиться расположения объекта привязанности; 3. Быть поближе к объекту привязанности; 4. Искать защиты у объекта привязанности. Вопрос № 7. Выберете неправильный ответ. Социограмма может иметь несколько вариантов: 1. «Мишень»; 2. Группировка; 3. Объяснительная; 4. Индивидуальная. Тема № 6. Задачи применения референтометрии в социально-психологических исследованиях Вопрос № 1. При референтометрии основным фактором выбора в системе межличностных отношений является: 1. Степень значимости другого человека; 2. Эмоциональное отношение к другому человеку; 3. Степень привязанности к другому человеку; 4. Сходство мыслей и чувств с другим человеком. Вопрос № 2. Сколько выборов предусмотрено при проведении референтометрии? 1. 5; 2. 6; 3. 4; 4. 3. Вопрос № 3. Как с латинского языка переводится слово «referens»? 1. Узнающий; 2. Помогающий; 3. Направляющий; 4. Сообщающий. Тема № 7. Математические методы, применяемые при социально-психологических исследованиях Вопрос № 1. К какому виду измерительных шкал относится перечень мотивов увольнения с работы? 1. Номинативная шкала; 2. Порядковая шкала; 3. Шкала отношений; 4. Шкала интервалов. Вопрос № 2. Пожалуйста, вставьте слово, пропущенное в следующем высказывании - «Выборки называются …, если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респондентов) другой выборки». 1. Зависимыми; 2. Корреляционными; 3. Независимыми; 4. Однородными. Вопрос № 3. Какой уровень значимости используется при выполнении статистических расчетов на выборке более тысячи человек? 1. Меньше или равно 0, 01; 2. Меньше или равно 0, 001; 3. Меньше или равно 0, 05; 4. Меньше или равно 0, 005. Вопрос № 4. В каком случае используются непараметрические критерии различия? 1. При нормальном распределении данных исследования; 2. При ненормальном распределении данных исследования; 3. При работе с небольшими выборками; 4. При работе с большими выборками. Вопрос № 5. Кто ввел в науку термин «корреляция»? 1. Чарльз Спирмен; 2. Карл Пирсон; 3. Френсис Гальтон; 4. Чарльз Дарвин. Вопрос № 6. Какой коэффициент корреляции еще называют ранговым? 1. Коэффициент Пирсона; 2. Коэффициент Спирмена; 3. Коэффициент ассоциации; 4. Коэффициент Кендалла. Вопрос № 7. К какому виду измерительных шкал относится градация спортивных званий? 1. Номинативная шкала; 2. Порядковая шкала; 3. Шкала отношений; 4. Шкала интервалов. Вопрос № 8. Пожалуйста, вставьте слово, пропущенное в следующем высказывании - «Выборки называется …, если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую». 1. Зависимыми; 2. Корреляционными; 3. Независимыми; 4. Однородными. Вопрос № 9. Каким символом в статистике принято обозначать гипотезу о сходстве? 1. H1; 2. H0; 3. HC; 4. HP. Вопрос № 10. В каком случае используются параметрические критерии различия? 1. При нормальном распределении данных исследования; 2. При ненормальном распределении данных исследования; 3. При работе с небольшими выборками; 4. При работе с большими выборками. Вопрос № 11. Выберете правильный ответ. Критерий знаков(G) используется: 1. При непараметрических исследованиях для несвязанных выборок; 2. При параметрических исследованиях для несвязанных выборок; 3. При непараметрических исследованиях для связанных выборок; 4. При параметрических исследованиях для связанных выборок. Вопрос № 12. Задачами какого исследования являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными? 1. Корреляционный анализ; 2. Факторный анализ; 3. Дисперсионный анализ; 4. Регрессионный анализ. Вопрос № 13. Вставьте, пожалуйста, пропущенное слово в следующей характеристике - «Измерение в самом широком смысле может быть определено как приписывание … объектам или событиям, которое осуществляется по определенным правилам». 1. Норм; 2. Чисел; 3. Кодов; 4. Понятий. Вопрос № 14. К какому виду измерительных шкал относится шкала IQ? 1. Номинативная шкала; 2. Порядковая шкала; 3. Шкала отношений; 4. Шкала интервалов. Вопрос № 15. Какой литерой принято обозначать в статистических исследованиях уровень значимости? 1. h; 2. p; 3. r; 4. l. Вопрос № 16. Каким символом в статистике принято обозначать гипотезу о различии? 1. H1; 2. H0; 3. HC; 4. HP. Вопрос № 17. При работе с каким критерием различия используются понятие «положительный сдвиг», «отрицательный сдвиг», «нулевой сдвиг»? 1. x2; 2. t; 3. U; 4. G. Вопрос № 18. Выберете правильный ответ. Критерий Вилконсона-Манна-Уитни (U) используется: 1. При непараметрических исследованиях для несвязанных выборок; 2. При параметрических исследованиях для несвязанных выборок; 3. При непараметрических исследованиях для связанных выборок; 4. При параметрических исследованиях для связанных выборок. Вопрос № 19. Какому виду исследования соответствует следующее определение – «согласованное изменение двух признаков, отражающее тот факт, что изменчивость одного признака находится в соответствии с изменчивостью другого»? 1. Факторный анализ; 2. Дисперсионный анализ; 3. Корреляционный анализ; 4. Регрессионный анализ. Тема № 8. Исследования межличностных отношений в коллективе и семье Вопрос № 1. Кто является автором методики изучения фрустрационных реакций? 1. Стенли Холл; 2. Саул Розенцвейг; 3. Джулиан Роттер; 4. Ганс Селье. Вопрос № 2. Кто в рамках исследования межличностных отношений выделил два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность, - определяющие общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия? 1. Стенли Холл; 2. Саул Розенцвейг; 3. Джейкоб Морено; 4. Тимоти Лири. Вопрос № 3. Кто является автором методики изучения личности ребенка при помощи картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также при помощи текстовых заданий, направленных на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми? 1. Рене Жиль; 2. Саул Розенцвейг; 3. Герман Роршах; 4. Тимоти Лири. Тема № 9. Области применения метода фокусных групп Вопрос № 1. Как в фокусных исследованиях называют ведущего группы? 1. Фасилитатор; 2. Модератор; 3. Фокус-мэйкер; 4. Фокус-лайнер. Вопрос № 2. Как в фокусных исследованиях называется список с вопросами группового интервью? 1. Топик-гайд; 2. Шаблон; 3. Вопросник; 4. Тест-бланк. Вопрос № 3. Как называется подбор участников фокус-групп? 1. Отсеивание; 2. Фокусное образование; 3. Рекрутирование; 4. Репрезентация. Вопрос № 4. В каком диапазоне может колебаться величина фокус-группы? 1. 25-35 человек; 2. 3-5 человек; 3. 35-50 человек; 4. 6-12 человек. Вопрос № 5. Обычная продолжительность фокусного исследования составляет: 1. 5 часов; 2. 4 часа; 3. 30 минут 4. 1, 5 часа. Вопрос № 6. Какой группе последовательности вопросов в фокусных исследованиях соответствует следующее определение – «интервью начинается с широких вопросов, за которыми следуют более узкие»? 1. Воронка; 2. Перевернутая воронка; 3. Тоннель; 4. Пятиступенчатая последовательность. Вопрос № 7. Какому виду структуризации вопросов фокусного исследования относится следующий пример – «Что было для вас наиболее интересным на конференции?» 1. Неструктурированный вопрос; 2. Полуструктурированный вопрос; 3. Структурированный вопрос; 4. Закрытый вопрос. Вопрос № 8. Какой вариант ответа не входит в перечень трех основных источников субъективных предубеждений, угрожающих объективности модератора? 1. Личное предубеждение; 2. Бессознательная потребность «угодить клиенту»; 3. Потребность в логичности; 4. Низкий профессионализм. Вопрос № 9. Чем заканчивается работа фокус-группы? 1. Подписью участников под итоговым отчетом исследования; 2. Благодарностью модератора за работу всех участников исследования; 3. Прохождением участниками исследования заключительного тестирования; 4. Вопросами участников фокус-группы друг другу. Вопрос № 10. Метод фокус-группы был изначально создан для решения задач в области: 1. Маркетинга; 2. Психологии; 3. Педагогики; 4. Политики.
Тема № 1. Методология и методы социально-психологического исследования
Тема № 2. Этапы социально-психологического исследования
Тема № 3. Общие правила планирования и проведения эксперимента
Тема № 4. Использование метода наблюдения в социально-психологических исследованиях
Тема № 5. Социометрия как основной метод получения информации о характере межличностных отношений в группе
Тема № 6. Задачи применения референтометрии в социально-психологических исследованиях
Тема № 7. Математические методы, применяемые при социально-психологических исследованиях
Тема № 8. Исследования межличностных отношений в коллективе и семье
Тема № 9. Области применения метода фокусных групп
Составитель: Паршутин И.А., доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, майор милиции.
|