![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эвристическая роль метафизики в науке
В настоящее время, когда антиметафизическая кампания классического позитивизма сошла на нет и выродилась в ослабленные и модифицированные варианты логического эмпиризма, в некоторых современных исследованиях по истории и философии науки появились первые осторожные попытки открытия заново роли метафизики в науке. Я говорю " открытия заново" потому, что тезис о важности метафизики для науки далеко не нов, и отдельные твердые духом мыслители поддерживали его в том или ином варианте даже во времена полного господства верификационизма и редукционизма. Поэтому в настоящей статье не будет ничего радикально нового. Я склонен рассматривать ее, скорее, как попытку частично реконструировать отношения между метафизикой и наукой в рамках логического эмпиризма или даже просто как защиту достаточно очевидного тезиса относительно истории науки, утверждавшего, что в истории мысли метафизика всегда имела значение для науки, - тезиса, который известен каждому серьезному студенту. Воззрения на роль метафизики в науке, которые я буду анализировать, принадлежат К. Попперу, Дж. Агасси и Т. Куну. Я попытаюсь обосновать утверждение, что ни один из них в своих рассуждениях о метафизике не идет достаточно далеко. Я буду далее не просто утверждать, что метафизика исторически была и продолжает быть эвристическим средством для научного исследования и построения теорий, а постараюсь показать, что она необходима и для тех ученых, которые ее признают, и для тех, которые ее отвергают. Затем я покажу, почему метафизика является эвристикой и каким образом она функционирует. Коротко говоря, я буду утверждать, что метафизика представляет собой наиболее общий метод критического и систематического формирования альтернативных концептуальных структур, только в рамках которых возможно теоретическое познание, и буду защищать тезис, что эвристическая сила метафизики заключается в ее тесной связи с нашими исходными способами понимания и объяснения: посредством речевого рассказа, изображающего природу средствами языка. Я буду защищать тезис, что эти исходные способы понимания метафизика изображает в совершенно ясной (и, следовательно, допускающей критику) форме в виде трех фундаментальных свойств: референции, структуры и абстракции, а эти свойства в свою очередь являются условиями создания научной теории. Таким образом, выдвигаемый мною тезис должен объяснить научное образование А. Койре (Каире А., 1892-1964, французский историк науки, философ)
|