Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Этология является специальным курсом, который читается для студентов IV курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, биологии индивидуального развития, генетике и физиологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Этология» студент должен иметь достаточные знания в области микробиологии, физиологии животных и человека, большого практикума по зоологии, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительной анатомии животных и др. в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Этология» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов.
Общекультурные компетенции (ОК) усваиваются в течение всего курса (ОК-1, ОК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие профессиональные компетенции (ПК): ПК-1; ПК-2; ПК-3.
На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные понятия, термины и определения Этологии, особенности строения нервной системы и органов чувств основных групп животных, системы контроля поведения животных; закономерности эволюции поведения.
Уметь: осуществлять анализ поведения организмов, выявлять его мотивацию, выявлять родственные связи между формами поведения разных групп организмов, оперировать понятиями и аргументировать выводы.
Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях поведения животных, современных достижений Этологии.
5. Структура и содержание дисциплины «Этология»
Объем дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 35 часов.
Виды учебной работы:
Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену).
Календарно - тематический план (34 л)
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
| Семестр
|
Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам
| Лекции
| Лабораторные работы
| Семинары
| Самостоятельн. работа
| 1.
| Тема 1. История и теории этологии.
Классификация теорий: Креационные теории этологии. Метафизические взгляды на этологию. Рациональные гипотезы в истории этологии: Психологические теории в зоологии XVIII века. Зоопсихологическая теория эволюции Ж.Б.Ламарка.
Теории зоопсихологического антропоморфизма.
Теории атомистической зоопсихологии. Теория тропизмов Ж. Леба. Рефлексологическая теория поведения И.П. Павлова. Инструментальные условные рефлексы Б. Скиннера.
Бихевиоризм в этологии.
Теории, построенные на анализе форм поведения: Объективная биопсихолргия В. Вагнера. Инстинктивно-объектная гипотеза К. Лоренца и Н. Тинбергена.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 2.
| Тема 2. Проблемы современной теоретической этологии.
Коммуникативные и социобиологические концепции. Сравнительный подход в этологии. Когнитивные этологические модели.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 3.
| Тема 3. Нейробиологические основы этологии.
Клеточное строение нервной системы и методы ее исследования. Типы организации нервной системы.
Беспозвоночные животные: Кишечнополостные. Червеоб- разные. Членистоногие и сходные с ними группы.
Моллюски.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 4.
| Тема 4. Происхождение нервной системы хордовых, особенности поведения хордовых: Личинкохордовые или оболочники; Бесчерепные или головохордовые.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 5.
| Тема 5. Нейробиологические основы этологии.
Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Бесчелюстные (круглоротые); Хрящевые и костистые рыбы;
|
|
|
| -
| -
|
|
| 6.
| Тема 6. Нейробиологические основы этологии.
Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Амфибии (земноводные); Рептилии (пресмыкающиеся). Птицы.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 7.
| Тема 7. Нейробиологические основы этологии.
Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Птицы; Млекопитающие или звери.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 8.
| Тема 8. Системы контроля поведения животных.
Эндогенные системы контроля поведения: Генетические факторы контроля поведения. Инстинкт и влияние индивидуального развития на поведение.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 9.
| Тема 9. Системы контроля поведения животных.
Эндогенные системы контроля поведения: Гормональная система позвоночных. Щитовидная железа. Ультимобран-хиальная и паращитовидные железы. Мозговое и корковое вещество надпочечников. Яичники и семенники. Аденогипофиз. Нейрогипофиз. Эпифиз. Поджелудочная железа. Урофиз. Гормональная регуляция поведения.
Гермафродитизм и поведение.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 10.
| Тема 10. Системы контроля поведения животных.
Экзогенные системы контроля поведения: Физические факторы контроля поведения. Ориентация животных. Влияние температуры на поведение. Влияние освещенности на поведение. Адаптивное поведение к переменным факторам среды.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 11.
| Тема 11. Системы контроля поведения животных.
Биологические факторы контроля поведения: Фаунисти- ческие факторы контроля поведения. Межвидовые взаимо- действия. Влияние на поведение паразитизма и коммен- сализма.Влияние стратегий добывания пищи на поведение
Психологический и физиологический симбиоз.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 12.
| Тема 12. Внутривидовые взаимодействия.
Поиск, выбор и забота о половом партнере. Копуляция и оплодотворение. Забота о развитии потомства: Забота о потомстве в пренатальный период; Забота о потомстве в постнатальный период. Развитие поведения. Импринтинг (запечатление).
|
|
|
| -
| -
|
|
| 13.
| Тема 13. Группы и сообщества животных.
Доминирование и иерархия. Типы информационных взаимодействий в группах. Звуковые и вибрационные коммуникации.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 14.
| Тема 14. Группы и сообщества животных.
Зрительные коммуникации. Химические коммуникации. Эволюция поведения.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 15.
| Тема 15. Эволюция полового поведения.
Моногамия. Полигамия. Отклонения сексуального поведения среди животных.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 16.
| Тема 16. Способности животных к обучению.
Спонтанное и социальное обучение. Абстрактное мышление. Альтруизм.
|
|
|
| -
| -
|
|
| 17.
| Тема 17. Индивидуализация поведения животных.
Обман, недоверие и попрошайничество. Использование животными алкоголя. Асоциальное поведение. Отказ от заботы о потомстве. Агрессия и уничтожение особей своего вида. Каннибализм.
|
|
|
| -
| -
|
|
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
| -
| -
|
| Зачет
|
| Всего часов:
|
|
|
| -
| -
|
|
|
|