Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок назначения и проведения налоговой проверки.
Координационные планы контрольной деятельности, в том числе и по налоговым проверкам на полугодие формирует Комитет государственного контроля на основании представленных Министерством по налогам и сборам, а также другими органами государственного управления, в том числе и правоохранительными сводных планов проверок (далее сводные планы проверок). Основанием для включения плательщика налогов в сводный план проверок может быть результат анализа налоговых деклараций или других документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган, или другая информация собираемая и накапливаемая в налоговом органе в отношении налогоплательщика, кроме того в график проверок могут быть включены налогоплательщики по инициативе правоохранительных органов. Периодичность проведения плановых налоговых проверок регулируется п.7 Указа №510, в частности налогоплательщики отнесённые к высокой группе риска не чаще одного раза в течение календарного года, если при проведении плановой налоговой проверки не выявлено нарушений налогового законодатель, то следующая плановая налоговая проверка такого налогоплательщика может проводиться не ранее чем через два года. У субъектов хозяйствования, отнесённые к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года, если при проведении плановой налоговой проверки такого налогоплательщика не выявлено нарушений налогового законодательства, то следующая плановая налоговая проверка по данному налогоплательщику назначается данным налоговым органом не ранее чем через пять лет. В отношении субъектов хозяйствования, которые отнесены к низкой группе риска, налоговые проверки назначаются по мере необходимости, но не чаще чем один раз в пять лет. А в соответствии с п.25 Инструкции о порядке организации и проведения налоговых проверок, утверждённой Министерством по налогам и сбора Республики Беларусь, налоговые проверки могут проводиться: один раз в год, не реже одного раза в два года, не реже одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет, то есть всё зависит от выполнения условий, изложенных в 25 пункте Инструкции. Мы видим, что Инструкция о порядке организации и проведения налоговых проверок несколько по-другому регулирует порядок проведения плановых налоговых проверок, в соответствии с п.25.5 Указа №510, данная Инструкция должна быть приведена в соответствие с настоящим указом. При назначении плановой налоговой проверки хозяйствующий субъект должен быть письменно уведомлён не позднее, чем за 10 рабочих дней до начало её проведения. Уведомление направляется по известному налоговому органу месту нахождения налогоплательщика, и считается получено им по истечению трёх дней со дня отправления. В данном уведомлении налоговый орган указывает какой налоговый орган будет проводить налоговую проверку, название налогоплательщика и его адрес, дата начала налоговой проверки, налоговый период за который будет проводится проверка, основания проведения налоговой проверки, вопросы подлежащие проверке. Если планируется в ходе налоговой проверки проводить контрольные обмеры, налоговый орган должен письменно известить участников контрольного обмера о времени и месте его проведения не позднее чем за три рабочих дня. Внеплановая налоговая проверка, как правило, проводится без предварительного уведомления налогоплательщика. Выявленное налоговое правонарушение оформляется актом проверки или протоколом об административном налоговом правонарушении сотрудниками Министерства по налогам и сборам, Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, КРУ Минфина. В зависимости от размера причиненного государству ущерба принимается соответствующее решение по материалу, предусмотренное соответствующей статьей закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет» (ст. 78 Налогового кодекса Республики Беларусь). Если собранные материалы по налоговому правонарушению свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект неоднократно совершал налоговые правонарушения, привлекался к ответственности и в течение года повторно совершил налоговое правонарушение либо причинил государству ущерб в крупных и особо крупных размерах, то Департаментом финансовых расследований возбуждается уголовное дело по ст. 243 («Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов») Уголовного кодекса Республики Беларусь. Для того чтобы объективно расследовать уголовное дело, установить величину сокрытого или заниженного объекта налогообложения, размер неуплаченного налога, т. е. ущерб, причиненный государству, следователь или работник дознания, производящий проверку материалов или расследование уголовного дела, обязан назначить документальную налоговую проверку хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, допустившего налоговое правонарушение. Как правило, сотрудники Департамента финансовых расследований, управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД обязаны назначить налоговую проверку до возбуждения уголовного дела, поскольку это связано со сроками его расследования (налоговые проверки требуют значительного времени, и возможны нарушения уголовно-процессуального законодательства). Безусловно, полностью избежать ошибок при установлении наличия признаков налогового преступления довольно затруднительно, так как первичные материалы проверок, как правило, несут информацию лишь об объективной стороне, т. е. механизме совершения налогового преступления, и не позволяют получить необходимое представление о субъективной стороне. Снизить вероятность необоснованного принятия решения по возбуждению уголовного дела можно лишь путем назначения налоговой проверки, тщательного изучения всех материалов данной проверки и первичных материалов, углубленного анализа и оценки всех фактических данных, подтвержденных документами. Поводом для назначения налоговой проверки для сотрудников Департамента финансовых расследований, работников следственных подразделений и органов дознания служит задокументированный факт нарушения налогового законодательства, в котором содержатся признаки состава преступления. Правовой основой назначения налоговой проверки без возбуждения уголовного дела для сотрудников Департамента финансовых расследований является Положение о Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, для работников службы борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями МВД Республики Беларусь - закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», работников прокуратуры - закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», а также ч. 3 ст. 69 Налогового кодекса Республики Беларусь. В случае если возбуждено уголовное дело по факту сокрытия, занижения прибыли и доходов, субъект, осуществляющий практическое следоведение, при назначении налоговой проверки руководствуется статьями УПК Республики Беларусь. Камеральная налоговая проверка, являющаяся одной из форм текущего контроля за деятельностью налогоплательщика, проводится налоговыми инспекциями в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством не предусмотрены иные сроки. Необходимо отметить, что в соответствии с п.21 указа №510, положения данного указа при проведении камеральной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, на основании анализа деклараций и других документов, информации полученной налоговым органом от налогоплательщика в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь не применяются. Процесс проведения камеральной проверки включает: формальную проверку представленных документов, как правило, в присутствии налогоплательщика (проверяется наличие и четкость заполнения всех обязательных реквизитов, наличие необходимых подписей и соответствие их образцам); арифметическую проверку записей, выполненных налогоплательщиком, отдельных действий и подсчет итоговых сумм по отдельным документам; логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет, а также данных, полученных налоговыми органами из других источников. Результаты камеральной проверки фиксируются в графах, предусмотренных формами отчетности, или на последних листах представленных отчетов. При выявлении в документах ошибок, противоречий об этом сообщается налогоплательщику с требованием в установленный срок внести необходимые исправления, если выявлены нарушения налогового законодательства, за которые предусматривается административная или уголовная ответственность, составляется акт и направляется налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Информация, полученная в результате камеральной проверки, может быть использована при проведении выездной налоговой проверки. Плановые налоговые проверки проводятся согласно сводного плана налоговых проверок. Внеплановые выездные налоговые проверки проводятся по поручению президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, органов уголовного преследования или суда. Внеплановая выездная налоговая проверка по поручению органов уголовного преследования или суда проводится на основании предписания Министерства по налогам и сборам либо инспекций данного Министерства по областям и г. Минску (при поступлении поручений от территориальных органов уголовного преследования или суда), которые ведут учет поступивших поручений и обеспечивают планомерное их выполнение (п. 24 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждённое Указом №510. гл. 7 Инструкции о прядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 124 от 29 декабря 2003 г. (в ред. Постановления МНС от 03.03.2009 г., № 18). При проведении выездной налоговой проверки по поручению органа дознания, предварительного следствия или по определению (постановлению) суда конкретный перечень вопросов, подлежащих проверке, согласовывается с органом, назначившим ее. Для проведения выездной налоговой проверки выдается предписание, в котором указываются: номер и дача выдачи предписания; основание налоговой проверки; наименование налогового органа, выдавшего предписание; наименование субъекта хозяйственной деятельности, подлежащего проверке, его УНП, юридический адрес; фамилия, имя и отчество, должность проверяющего (проверяющих); цель проверки; счерпывающий перечень вопросов подлежащих налоговой проверке; проверяемый период; срок проведения налоговой проверки; дата начала и завершения проверки. Предписание заверяется подписью начальника налогового органа и печатью. Методика проведения выездной налоговой проверки, вопросы, подлежащие выяснению (кроме поставленных правоохранительными органами), приемы и методы проверки, порядок выполнения отдельных контрольных действий, особенно при утрате или отсутствии у налогоплательщика бухгалтерских документов, изложены в Инструкции о прядке организации и проведения проверок налоговыми органами. Можно выделить четыре основных метода осуществления такой проверки: бухгалтерский - проверка проводится путем сопоставления показателей первичных документов с показателями сводной бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; выборочный - проверяются налоги, при уплате которых допускается наибольшее количество правонарушений; версионный - проверка проводится на основании предположений (оперативно-розыскной информации) о возможных методах уклонения от уплаты налогов и способах установления этих фактов; информационная - проверка проводится на основании информации, полученной при допросе свидетелей или должностных лиц других хозяйствующих субъектов. При проверке бухгалтерских документов, послуживших основанием для начисления налога, используют, как правило, следующие методы: формальную проверку (достаточности и обоснованности реквизитов); арифметическую проверку (всех отраженных расчетов и сумм); логическую проверку (корреспонденции, отраженной в документе информации о налогах); правовую оценку (устанавливается законность отнесения данных, отраженных в документах, на расходы и доходы в налогооблагаемом периоде). При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие проверку, могут проводить осмотр и инвентаризацию имущества налогоплательщика. Доступ их на территорию или в помещения, к документам налогоплательщика регулируется п.4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждённое Указом №510 и ст. 74 Налогового кодекса Республики Беларусь. Цель осмотра - установить фактическое состояние имущества, документов, других ценностей и материалов, ценных бумаг и сопоставить с данными отражёнными в документах. Он осуществляется в присутствии должностных лиц и понятых. Могут производиться видео и киносъемка, фотографирование, сниматься копии с документов, браться объяснения от должностных лиц, проводиться инвентаризация (п.4 Положения утверждённого указом №510 и п. 96 Инструкции о прядке организации и проведения проверок налоговыми органами). В процессе проведения налоговой проверки должностные лица налоговых органов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Республики Беларусь и п.4 Положения могут истребовать документы (адресовать налогоплательщику требование о направлении или выдаче документов) и запросить иную информацию. Лицо, которому адресован запрос, обязано в чеченце трех рабочих дней со дня получения исполнить запрос (представить копии документов или подлинники) либо сообщить об отсутствии у пего необходимой информации. В случае отказа налогоплательщика выдать затребованные документы должностное лицо налогового органа проводит проверку. В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса Республики Беларусь и п.40-42 Положения утверждённого указом №510 должностное лицо вправе произвести изъятие необходимых документов. Изъятие документов проводится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, в присутствии лица, у которого изымаются документы, а в случае его отсутствия в присутствии понятых. Об изъятии документов составляется акт с точным описанием документов и указанием их количества. Копия акта вручается под расписку налогоплательщику или высылается. Изымаемые документы можно условно разделить на легковосстановимые, трудно восстановимые, практически невосстановимые. Легковосстановимые бухгалтерские документы синтетического учета, сводный отчет, их, как правило, изымают последними. Трудно восстановимые - первичные документы, платежные ведомости, акты выполненных работ, наряды, товарно-транспортные накладные и т. д. Эти документы теоретически могут быть восстановлены при проведении встречных проверок, свидетельскими показаниями. Практически невосстановимые документы - документы, которые практически восстановить невозможно из-за больших материальных затрат и затрат трудовых ресурсов (хозяйственные договоры об экспертных поставках и т. д.). При изъятии подлинных документов с них снимаются копии, которые налоговый инспектор заверяет и вручает лицу, у которого изымаются документы. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. В ходе проведения налоговой проверки должностное лицо налогового органа для оказания содействия и помощи в установлении истинного состояния уплаты налогов может, на основании ст. 72 Налогового кодекса Республики Беларусь, п.4 Положения назначить налоговую экспертизу или использовать специалистов. Кроме того п.4 Положения, разрешает налоговым органам во время проведения налоговой проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко и видеозапись, кино и фотосъёмку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых наблюдений, для контроля за соблюдением налогового законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты нарушения налогового законодательства. Но так как проведение экспертизы возможно только на договорной основе (ч. 1 ст. 72 Налогового кодекса Республики Беларусь), должностному лицу налогового органа постановление целесообразно согласовывать со своим руководителем. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта (ч. 2 ст. 72 Налогового кодекса Республики Беларусь). В связи с этим экспертное заключение лишь разъясняет вопросы, поставленные перед экспертом, окончательный вывод по налоговому правонарушению делает должностное лицо налогового органа, проводящее проверку. Вопросы, которые ставятся перед экспертом, могут касаться: законности хозяйственной операции, рыночной стоимости товаров, имущества, работ, услуг; подлинности бухгалтерских документов; соответствия технологии производства количеству, качеству реализуемой продукции; норм расхода сырья, объема выпускаемой продукции из определенного количества сырья; объема и характера фактически выполненных работ и т. д. Эксперт дает заключение в письменной форме. Если невозможно дать заключение, он должен сообщить об этом должностному лицу налогового органа. При возникновении трудностей при проведении выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа для участия в конкретных действиях по налоговому контролю в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Республики Беларусь может на договорной основе привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, не заинтересованного в исходе дела. Он вправе знакомиться с материалами налоговой проверки, связанными с предстоящими конкретными действиями. При необходимости может быть приглашен переводчик, владеющий языком, знание которого необходимо для перевода (в том числе понимающего знаки немого или глухого физического лица). В процессе проведения налоговой проверки по поручению правоохранительных органов сотрудник Департамента финансовых расследований или оперативный работник службы БЭП либо следователь, назначивший налоговую проверку, обязан взаимодействовать с должностным лицом налогового органа, проводящим ее.
|