Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды аудита.
Аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствия совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству (ст.1 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» // НРПА РБ. 2002. № 2/455). Республика Беларусь начала формировать свой институт аудита в сентябре 1991 г. В это время правительство республики приняло «Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь». В августе 1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь. В ноябре 1994 г. вышел Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», регулирующий деятельность аудиторов и аудиторских организаций. В законе было предусмотрено осуществление двух видов аудита: внутреннего и внешнего. На основании данного закона Национальным банком Республики Беларусь были разработаны Положение о внешней аудиторской службе в банковской системе Республики Беларусь, Типовое положение по организации внутреннего аудита в банке и другие документы, в которых нашли свое отражение основы аудиторской деятельности в банковской сфере, порядок ее лицензирования, контроля и др. В январе 2000 г., согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 28. июля 1999 г. № 30, функции Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь были возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, которое и ныне осуществляет лицензирование аудиторской деятельности, разработку методологии аудита, контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций. В настоящее время правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляется на основании: · Закона Республики Беларусь от 8.11.1994 г. «Об аудиторской деятельности» (в ред. Закона Республики Беларусь от 18.12.2002 г.); · Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности»; · Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. № 650 «Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности»; · Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17.09.2003 г. № 128; · Указа Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности»; · Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 2 июля 2003 г. № 129 «Об утверждении Правил лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь» (с изм. и доп. от 5.12.2003 г. № 212); · Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 175 «Об утверждении Инструкции по проведению тестирования кандидатов на получение свидетельства о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе» и других нормативных актов. Закон «Об аудиторской деятельности» определяет правовые основы осуществления аудита на территории Республики Беларусь, устанавливает правила и порядок проведения аудита, регулирует правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями. В соответствии с законодательством Республики Беларусь в задачи аудита входит: · определение достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности; · определение правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета; · проверка целевого использования кредитов и инвестиций; · определение финансового состояния инвестора; · финансового состояния эмитента ценных бумаг; · изучение иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации. Кроме того, в соответствии со ст.2 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и аудиторы могут оказывать услуги: · по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности; · по определению состава и стоимости предприятия; · по оценке предприятий как имущественных комплексов; · по формированию уставного фонда; · по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета и других услуг, предусмотренных настоящей статьей. В последнее время в развитии аудиторской деятельности в Республике Беларусь стали проявляется следующие направления: · уход с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультационных услуг и в связи с этим, – усиление роли аудиторов как постоянных консультантов; · в аудиторском заключении все больше внимания должно уделяться не только подтверждению финансовой отчетности, но и анализу и прогнозированию дальнейшего развития хозяйствующего субъекта; · в аудиторской практике стали чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятия, что способствует выявлению предпринимательского риска; · увеличение роли в аудиторских проверках внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, что уменьшает аудиторский риск; · усиление контроля за качеством выполняемых аудитором услуг с одной стороны и необходимостью правовой, страховой защиты аудитора – с другой. В соответствии со ст. 3 Закона «Об аудиторской деятельности» в Республике Беларусь существуют следующие виды аудита: · внешний – проводится аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами; · обязательный – внешний аудит хозяйствующего субъекта, обязательность которого установлена законодательными актами; · внутренний – система ведомственного и внутреннего контроля. Декретом Президента Республики Беларусь от 28.08.1999 г. № 30 (в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 31.01.2000 г. № 3 от 04.04.2002 № 10) «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» были внесены кардинальные изменения в организацию аудиторской деятельности в республике. В соответствии с указанным Декретом и Указом Президента Республики Беларусь от 12.02.2004 г. № 67 осуществление руководства аудитом, контроль за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций был возложен на Министерство финансов Республики Беларусь, Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь. ЗадачамиГлавного управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими аудиторской деятельности. Функции Главного управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь заключаются в следующем: · организации работы по аттестации аудиторов; · разъяснении законодательства об аудиторской деятельности; · организации работы по лицензированию аудиторской деятельности; · ведении государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций; · разработке методологии аудита; · контроле за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности; · разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам осуществления аудиторской деятельности; · участии в работе по сотрудничеству с международными аудиторскими организациями, организации сбора информации по вопросам аудиторской деятельности других стран. Структура Главного управления аудита состоит из отдела методологии аудита и отдела лицензирования и контроля. Основными функциями отдела методологии аудита являются: · разработка нормативной правовой базы по методологии аудита и участие в подготовке проектов нормативных актов по иным вопросам аудиторской деятельности; · изучение практики аудиторской деятельности, обобщение поступающих запросов, замечаний по применению законодательства, разработка предложений по совершенствованию законодательства и внесение их на рассмотрение руководства; · консультирование аудиторов, аудиторских организаций по вопросам методологии осуществления аудиторской деятельности; · участие в разработке программ профессиональной полготовки аудиторов, проведение совещаний, семинаров по вопросам методологии аудиторской деятельности; Основными функциями отдела лицензирования и контроля являются: · консультирование граждан, организаций по оформлению документов, работе курсов, проведению экзаменов и другим вопросам, касающихся порядка лицензирования аудиторской деятельности; · разработка программ профессиональной подготовки аудиторов и вопросов квалификационных экзаменов на получение права осуществления аудиторской деятельности; · прием документов, представленных на получение лицензий, направление их в квалификационную комиссию, организация проведения аттестационных экзаменов; · выдача лицензий на осуществление аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций; · подготовка предложений по вопросам лишения, предоставления, аннулирования лицензий на проведение аудиторской деятельности; · контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности, установленного законодательством Республики Беларусь; · обобщение, анализ материалов проверок, подготовка предложений по устранению выявленных нарушений, повышению эффективности и совершенствованию аудиторской деятельности. В соответствии с действующим законодательством Министерство финансов Республики Беларусь является головным субъектом в области организации управления аудиторской деятельностью в Республике Беларусь.
|