Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для преподавателя






В последнее время по отечественной истории издано (и переиздано) большое количество источников, научных исследований, учебных пособий, публицистики, мемуаров и просто популярной литературы. С одной стороны студенты имеют возможность расширить свои знания по истории своей страны на основе этих публикаций. С другой стороны встает важная в методологическом и методическом отношении проблема ориентирования в этом море специальной литературы.

Кроме того, специфика ВГИКа выдвигает проблему углубленного изучения тех или иных тем, которые легли в основу документальных и художественных фильмов разных лет. Учитывая, что кино – наиболее массовое искусство, посредством которого у многих людей формируются представления о прошлом своей страны, необходимо уделять повышенное внимание анализу источников, книг, пособий и другой литературы. Помимо определенного набора фактов, понятий и дат (что является самым простым) студенты должны познакомиться с основными приемами исторического исследования. Такой подход создает основу для понимания закономерностей исторического познания и мышления. На первое место (в соответствии с принципом историзма) следует выдвинуть формирование представлений о причинно-следственных связях, механизме и времени их действия.

Разбор каждой темы следует проводить в определенной последовательности:

I. Формулировка темы (точное употребление терминологии, раскрытие, если необходимо понятие).

II. Время и место действия (не нужно стремиться к излишней точности: сами по себе год, месяц, а тем более день и час не несут особой исторической информации).
III. Причины событий или явления.

1. Природные (неурожаи, наводнения, засухи, землетрясения, пожары, моровые поветрия и т.д.).

2. Экономические (упадок или подъем хозяйства, сокращение или рост торговли, состояние финансов и т.д.).

3. Политические (законодательство, указы, реформы, союзы и т.д.).

4.Социальные (положение отдельных групп, слоев, сословий общества, их противоречия между собой, или наоборот, их единство и т.д.).

5. Религиозные (смена религии, ее трансформация, смена обряда, раскол и т.д.).

6.Военные (агрессия со стороны другой державы, участие в войне, восстание отдельных военных частей и т.д.).

7.Личные (если очевидна связьличных устремлений определенного лица, влияющего на события, с таковыми). Очевидно, что далеко не в каждом случае все перечисленные виды причин имели место и, следовательно, не следует стремиться их выявить.

IV. Изложение развития событий или явлений. В этой части разбора необходимо помнить, что излагал развитие событий или явлений следует раскрыть взаимосвязь между указанными выше причинами и конкретными событиями (иначе говоря, выявить причинно-следственные связи).

V. Результаты событий или явлений. Здесь следует четко сформулировать конкретные итоги, в соответствии с изложенными видами причин.
VI. Выводы. В этой последней части разбора необходимо еще раз дать краткий обзор изученных событий и дать обобщение, в котором следует показать, что имевшие место события и их результаты являются причинами последующих им явлений.

В том случае, когда занятия целиком посвящаются разбору и анализу источников, то можно использовать следующий примерный план:

I. Определение вида источника (летопись, акты законодательства, переписка и т.д.).

II. Время и место написания.

III. Редакция, список (дать обязательно понятие).

IV. Автор.

V. Причины написания.

VI. Внутренняя критика текста (противоречия между отдельными частями характер прямой речи, цитаты).

VII. Взаимосвязь с другими источниками.

VIII. Значение источника.

При составлении конспекта по источникам после краткой записи данных анализа, следует дословно, в виде цитат, записать наиболее важные части текста. После этого необходимо дать комментарии к тем событиям, о которых повествуется в источнике.

Далее необходимо поставить учащимся вопросы, которые будут способствовать более углубленному усвоению источника.

Не следует строить занятия по одному и тому же плану. Необходимо использовать конкретную ситуацию, применяясь к ней, варьировать типы занятий. Поскольку некоторые темы требуют нескольких часов, у преподавателя всегда есть возможность выбора.

Одним из наиболее сложных и трудных компонентов занятия является рассказ преподавателя. (Сразу оговоримся, что пересказ учебника — свидетельство профессиональной непригодности). Для того, чтобы сделать рассказ более интересным, необходимо (помимо культуры речи и знания предмета) пользоваться следующими приемами:

1. Локализация событий – достаточно подробный, точный и яркий рассказ о месте событий.

2. Реконструкции событий. Это — самый важный и, одновременно самый трудный компонент рассказа. Современные студенты часто не имеют развитого воображения; на их восприятие роковым образом действует телевизор, видео, кино, комиксы и прочие достижения цивилизации того же рода, рассчитанные на крайне низкий уровень интеллекта. Пробудить живой, не формальный интерес к событиям далекого (часто) прошлого при таких условиях чрезвычайно трудно.

3. Наглядность. Использование карт, слайдов, изданий, дисков с соответствующими записями, видеопрограмм и т.д., но только лишь как вспомогательный материал.

Для установления контакта с учащимися на лекциях и семинарах вовлечения их в работу над темой, можно предложить несколько общих приемов:

1. Дискуссия по теме. Навязывать ее нельзя ни в коем случае, но если она возникает по ходу занятия «с подачи ученика», то это представляет большие возможности для педагога.

2. Разбор темы, отталкиваясь от популярного, всеми читанного исторического романа. Разбор темы, но не критика романа.

З. Сравнение источника с литературным произведением по этому источнику.
4. Разбор событий, исходя из противоречий оценок и мнений либо современников и очевидцев, либо исследователей.

5. В некоторых случаях можно исходить из чисто этической, моральной оценки события.

6. Очень хорошие результаты может дать обращение к личности того или иного исторического лица. История жизни, вопросы воспитания и образования знаменитых людей всегда интересны.

7. Проведение аналогий и сравнений с современными событиями всегда очень заманчиво, но здесь следует быть очень точным в интерпретации фактов, не забывая, о том что «все течет, все изменяется». Стремясь пробудить у студентов интерес к занятиям и к предмету в целом, категорически необходимо избегать всякой дидактики. Формальные ссылки на авторитеты также ничего полезного не принесут, поскольку авторитеты для учащихся – всего лишь ненужная информация. Предлагаемая программа преследует цель показать учащимся многообразие и сложность отечественной истории, пробудить живой интерес к событиям и деятелям прошлого, воспитать чувство любви к Отечеству.

Целью программы является также развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с историческими источниками и исследовательской литературой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал