Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обращение с парусами




Правильное обращение с парусами, надлежащее их хранение, своевременное мытье не только обеспечивают им долгую службу, но и помогают сохранить правильную форму и хорошие тяговые характеристики. Надо помнить, что предупреждать появление дефектов всегда легче, чем исправлять их.
В главе 1 мы уже говорили о том, что любой тканый материал сильно тянется по косой нитке, и при эксплуатации парусов следует постоянно помнить об этом. Особенно часто слишком вытягиваются задние шкаторины, если они подвергаются чрезмерному натяжению, так как, в противоположность передним шкаторинам, они не усилены ни ликтросом, ни лентой. Поэтому никогда не тяните руками за заднюю шкаторину.
Вы скажете, что это элементарно. И тем не менее наиболее частой ошибкой, совершаемой много раз в день яхтсменами разной квалификации и разного опыта, является то, что при спуске стакселя они тянут его за заднюю шкаторину. Такая практика приводит к местному вытягиванию ткани, в результате исправление задней шкаторины может потребовать вмешательства парусного мастера.
Следовательно, первое, что следует усвоить не на словах, а на деле: никогда не тяни за заднюю шкаторину.
И снова о задних шкаторинах. При постановке грота и выбирании грота-фала всегда поддерживайте гик либо топенантом, либо рукой, ибо в противном случае тяжесть гика в сочетании с хлопанием паруса в процессе подъема приведут к перенапряжению задней шкаторины. Старайтесь избегать местных нагрузок. Шкотовый угол генуэзского стакселя, слишком сильно опертый о бортовой леер, грот, которому позволили слишком сильно навалиться на нок краспицы, спинакер-гик, с силой воткнутый в нижнюю шкаторину стакселя, — очевидные примеры ситуаций, при которых может возникнуть неустранимое местное вытягивание ткани. Так же может случиться, если вы наступите на парус, который лежит на ручках управления двигателем либо в кокпите швертбота, или слишком сильно потянете за парус, вынимая его из кисы.
К неправильной эксплуатации парусов относится и слишком сильное вы-бирание шкотов, особенно передних парусов. Это может привести к перенапряжению в шкотовом углу и оказать влияние также на заднюю или нижнюю шкаторины (в зависимости от угла проводки шкотов). Чаще всего паруса теряют форму в тех случаях, когда рассчитаны на слабый ветер, а используются при свежей погоде. Когда судно идет, под легкой генуей, а ветер постепенно усиливается, есть соблазн оставить все как есть: яхта летит как птица, и жаль менять паруса.
Это приводит к тому, что легкая ткань подвергается повышенным нагрузкам, перекашивается, и, наконец, деформация ткани выходит за предел текучести. «Пузо» паруса перемещается к задней шкаторине, стаксель начинает задувать, обезветривает грот. С парусами, пришедшими в такое состояние, яхта никогда уже не пойдет хорошо против ветра.
Наиболее частым и серьезным дефектом является износ парусов — и самой ткани, и швов. Когда при движении яхты парус прижимается к стоячему или бегучему такелажу, рангоуту или надстройкам, более твердая поверхность, естественно, истирает более мягкую. На синтетической ткани стежки ложатся не так, как на хлопчатобумажной, — они выступают над ее поверхностью, поэтому нетрудно представить себе, что нитки будут повреждены в первую очередь. Почти все, если не все, перечисленные предметы тверже, чем сама ткань, а следовательно, износу подвергнутся не только швы. Повреждение может начаться очень скоро, поэтому должны быть предприняты определенные меры предупреждения.
Следует обращать внимание на определенные места, около которых паруса быстрее изнашиваются.
На гроте: подветренные ванты и краспицы при курсе фордевинд; потравленный топенант, оставленный прикрепленным к ноку гика; недостаточно потравленные подветренные бакштаги; латы у обоих концов карманов; часть паруса, которая находится в лик-пазе мачты, гика или штага, особенно у фалового и шкотового углов;
на стакселе: задняя шкаторина заходящих за мачту парусов на подветренных вантах, внутренних штагах и ноках краспиц; нижняя шкаторина, когда она ходит по рубке и леерам на курсе бакштаг и трется о подветренную ванту на курсе бейдевинд (оберните липкой лентой талрепы на вантах, особенно там, где стоят шплинты); задняя шкаторина у шкотового угла, когда она трется о мачту при переносе паруса;
на спинакере: нижняя шкаторина, которая опирается на штаг на курсе бакштаг, если она все время туго выбрана; шкотовый угол на курсе полный бейдевинд; фаловый угол паруса из-за того, что вертлюг поворачивается из стороны в сторону, особенно если он присоединен скобой и поэтому имеет слабину.
Не всего, о чем мы говорили, можно избежать. Например, ничего нельзя сделать для того, чтобы нижняя шкаторина генуи не терлась о леера или рубку. Но все-таки время от времени надо обращать внимание на уязвимые места, и если нельзя нести паруса таким образом, чтобы избежать износа, то по крайней мере надо знать, где наиболее вероятен износ.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал