Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы организации метра
Музыкальная система берет основу из античной стиховой системы – системы стиховых стоп. В ритмике античности наименьшей единицей времени, связанной с пульсом человека, была мора (примерно равная 0, 5–1 секунде). Мора ⌣, макродисемос –. Соотношение долгого и краткого слогов давали стопы, при этом акценты не имели смысла. Из них возникли музыкальные стопы с соотношением сильного и слабого времени в мотивах. Двухсложные стопы: ⌣ ᅳ – ямб, ᅳ ⌣ - хорей. Трехсложные стопы: ᅳ ⌣ ⌣ - дактиль, ⌣ ᅳ ⌣ - амфибрахий, ⌣ ⌣ ᅳ - анапест. Четырехсложные стопы: ᅳ ⌣ ⌣ ⌣ - 1 пеон, ⌣ ᅳ ⌣ ⌣ - 2 пеон, ⌣ ⌣ ᅳ ⌣ - 3 пеон, ⌣ ⌣ ⌣ ᅳ - 4 пеон. Последование двух долгих слогов в языке называется спондеем, двух кратких – пиррихием. В античном мире это была квантитативная система, т.е. основанная на количественном времени (времяизмерительная ритмика). В конце XIX – начале ХХ века проявляется интерес к античной ритмике (А.С. Аренский, цикл пьес ор. 28 на античные ритмы). В XII–XIII веках образуется модальная система – свод обязательных ритмических формул (модусов). Всего существовало 6 модусов, каждый из которых основывался как бы на трехдольности: 1 модус – hqhq|hqh; 2 модус – qhqh|qhqh|; 3 модус – h.qh|h.qh|; 4 модус – qhh.|qhh.|; 5 модус – h.h.|h.h.; 6 модус – qqqqqq|qqqqqq. Каждый модус выражал определенный аффект: 1 – радость, 2 – скорбь, 5 – торжественность. 5 модус использовался преимущественно в теноре (cantus firmus); 6 употреблялся редко. В XII–XVI веках существовала мензуральная система – система длительностей, возникших с делением на 2 или 3 более мелких длительности. К XVII веку сложилась тактовая система с соотношением ударных и безударных долей (сильных и слабых). Здесь главную роль стало играть расстояние от одного ударного до другого. Это квалитативная (качественная) система. В музыке XVII–XVIII веков размеры не менялись. Позже возник переменный размер, но при этом не изменилась сущность данного метра. Внутри тактовой системы мы можем говорить о стопах, но несколько в ином смысле, нежели в античности. Мельчайшей единицей темы становится мотив (это единица, как правило, включающая одну сильную долю). Если есть две доли, то речь идет о сдвоенном мотиве. Мотив может делиться на более мелкие ритмические группы – субмотивы (В.А. Моцарт, Симфония №40, 1 ч., ГП). В музыке со строгой метрикой сильные времена разных тактов не равны по тяжести. Можно различать легкие и тяжелые такты – стопы высшего порядка (по определению Г.Э. Конюса, «такты высшего порядка»). Границы мотивов и тактов могут не совпадать, но количество их одинаково. Часто мотив противоречит такту (гемиола). Для уяснения метра надо услышать по крайней мере 2 мотива, поэтому наименьшим элементом, определяющим метр, является фраза. Иногда фраза может не делиться на мотивы.
|