Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы развития в музыкальной форме
Музыкальная форма, развертываясь во времени, представляет собой процесс, т.е. развитие. В связи с этим особую важность имеют основные принципы развития музыкального материала (рис. 3):
Удаление от первоначального материала Рис. 3. Принципы развития в музыкальной форме 1. Повторность – точное повторение материала, иногда с той же каденцией. 2. Видоизмененная повторность (вариационность) – изменяется фактура, частично – гармонический план при сохранении размеров и каденций. 3. Разработка – проведение темы (или ее мотивов) частично из предыдущего раздела; при этом могут изменяться ее структура, тональность, она может проводиться на другой высоте или в другом голосе; используются секвенции. 4. Производный контраст – такое изменение предыдущей темы, которое приводит к появлению новой; 5. Контраст сопоставления – образуется в результате введения новой темы, которая вместе с предыдущей образует единое целое. Для всех принципов развития темы существует ряд приемов превращения, которые называются тематической работой. Способы преобразования мелодико-тематических построений 1. Мелодическая орнаментация с использованием неаккордовых звуков или обогащение темы новыми аккордовыми звуками. 2. Растяжение или сжатие каких-либо интервалов. 3. Обращение, то есть предоставление интервалам противоположного направления. 4. Увеличение (аугментация) или уменьшение (диминуиция). 5. Возвратное (ракоходное) движение, то есть проведение построения от конца к началу. 6. Проведение со смещением на другую долю такта.
|