Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка
Термин «разработка» имеет два значения: 1. Принцип развития. 2. Раздел сонатной формы. Развитие, конечно, есть уже в экспозиции наряду с изложением материала, но ярче всего оно проявляется в разработке. Разработка всеми своими чертами контрастирует экспозиции. В ней используются все приемы тематической работы. Основной прием – вычленение[9]. Существуют три типа вычленения: 1. Вычленение начальной интонации темы (титульного мотива) – она самая яркая, легче запоминается. 2. Вычленение кульминационного участка темы (Бетховен, Соната №1). Чаще встречается у романтиков, так как это связано с эмоциональной сферой. 3. Вычленение каданса. Встречается реже, преимущественно у композиторов ВКШ (Бетховен, Соната №6). В разработке часто используются полифонические приемы – контрапункт, фугато, фуга (Бетховен, финал Сонаты №28). По тематическому материалу в разработке используется материал экспозиции. Разработка может быть: 1. Построена на одной теме: а) на теме ГП (чаще) (Моцарт, Симфония №40); б) на теме ПП (Бетховен, «Лунная» соната). 2. В ней могут сталкиваться разные темы. 3. Может повторяться план следования тем экспозиции – «разработанная экспозиция»[10] (Бетховен, «Апассионата»). 4. Возможно использование нового материала: а) эпизодическая тема – изложение новой темы; б) эпизод – новая тема с развитием (в простой двух- или трехчастной форме) (Бетховен, Симфония №3). И эпизод, и эпизодическая тема могут находиться в любом месте разработки. Строение разработки. В ней нет единого плана, но есть обязательные моменты: 1. Начало разработки по материалу: a) с главной темы; б) подхват конца экспозиции. 2. Тональности начала разработки: a) одноименный минор (для мажора) и одноименный мажор (для минора); б) тональность окончания экспозиции; в) одноименная к окончанию экспозиции; г) тональность VI ступени; д) иногда начинают с главной тональности (Бетховен, Сонаты №16 и 17). Здесь главное – не спутать с рондо-сонатой. В начале разработки сонатной формы тема излагается не полностью, в разработочном роде (Брамс, Симфония №4; Шостакович, Симфония №10). 3. Модуляционные планы. Разработка – тонально неустойчивая часть, порядок тональностей свободный, но в каждом произведении есть своя логика. Для романтиков характерно движение по терциям, для классиков – по кварто-квинтовому кругу. Часто наблюдается уход в субдоминантовую сферу. В этом случае возникает аналог экспозиции (соотношение тем в экспозиции: T-D, соотношение тональностей в разработке и репризе: S-T). В конце разработки характерен доминантовый предыкт[11], выраженный часто органным пунктом. Иногда предыкт может быть на доминанте параллельной тональности. Предыкт – историческое завоевание зрелой сонатной формы, так как старинная сонатная форма его не содержала. С.И. Танеев ввел понятие «объединяющая тональность», которая связывает все тональности, присутствующие в разработке (тональность высшего порядка). 4. Структура разработки: a) вступительный раздел. Он обычно небольшой, связан с концом экспозиции; б) основная часть разработки. Может иметь волновое развитие или несколько разделов, связанных с тематическим членением, с приемами разработки; в) предыкт. Функцию предыкта может выполнять ложная реприза (Бетховен, Сонаты №3 и 6). Смысл ложной репризы связан с подготовкой репризы: – звучит ГП, но не в главной тональности; – вступает главная тональность, но звучит неустойчиво; – цель достигается: звучит ГП в главной тональности – начало репризы.
|