Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыкальная форма в опере
Опера – синтетический жанр, включающий музыку, сценическое действие, слово, балет, декорации и т.д. За четыре века истории оперы в ней сложилось множество жанровых видов: dramma per musica, опера-seria, опера-buffa, «большая французская опера», зингшпиль, камерная опера XX века, опера-балет, моноопера XX века, рок-опера, киноопера и т.д. Завязка конфликта – резкий перелом в сценическом действии. Она может быть в любом месте оперы: · например, в 3 действии («Иван Сусанин») · или даже до оперы («Царская невеста»), · но чаще всего – в 1-м действии оперы («Травиата»). Кульминация – наивысший момент столкновения действия и контрдействия («действие» - группа положительных персонажей и линия их развития; «контрдействие» - группа отрицательных персонажей и линия их развития). Кульминацией может быть наивысший момент развития либо действия, либо контрдействия. Может быть несколько кульминаций. Развязка – исчерпание конфликта. В напряженно-драматических операх возможно совпадение кульминации и развязки (например, заключительная сцена из оперы «Кармен»). Существуют несколько типов композиций оперы: 1. В XVII–XVIII веках существовала номерная структура. Ее преимущество – возможность дать развернутую характеристику героев, недостаток – остановка действия. 2. Во второй половине XIX века преобладало сквозное развитие (Вагнер). Его преимущество – непрерывное развитие, недостаток – слишком большая текучесть форм. 3. Идеальный вариант – законченные номера, объединенные в сцены. (Римский-Корсаков, Чайковский). Музыка в опере главенствует, но есть вокальная сторона, поэтому оркестр не должен заглушать вокальные партии. В опере кроме арий, ансамблей и им подобного есть большое количество речитативов. Существуют несколько типов речитативов. В опере XVII века – secco и accompagnato (частный случай аккомпанированного речитатива – облигатный, с обязательным солирующим инструментом). Римский-Корсаков отмечает следующие виды речитативов: 1. In piacere – свободный в ритмическом отношении, типа secco. 2. In tempo – «в такт». Типы речитативов в опере XIX века: 1. Декламационный тип (без распевов, с совпадением речевых и музыкальных акцентов, характерна апериодичность в появлении цезур). 2. Ариозный тип (стих сохраняется, но мелодия начинает вести за собой текст). 3. Кантиленный тип (слово перестает играть ведущую роль; много слоговых распевов, акценты музыки и стиха не совпадают). В музыке ХХ века, конкретно в творчестве Шёнберга, можно выделить такие типы: 1. Sprechgesang. 2. Sprechstimme.
|