Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Противосложение
Противосложение – контрапункт к теме, начиная с ответа. Функции противосложения: 1. Продолжить тему и создать контрапункт к ответу. 2. Создать теме комментарий, дать ей новые условия. 3. Быть потенциальной темой. Мелодика противосложения стремится контрастировать теме по направлению движения, несовпадению скачков и плавного движения. По границам противосложение может синхронно совпадать с темой, может начинаться раньше (CI, CisI), а может запаздывать (fisI, aII). Противосложение бывает удержанным и неудержанным. Удержанное – такое противосложение, которое появится в фуге хотя бы еще раз. В фуге может быть несколько удержанных противосложений, например: 2 удержанных противосложения: cI, aII, BI; в фугах Шостаковича С, D; 3 удержанных противосложения: CisI, DI; в фугах Шостаковича h, As; 4 удержанных противосложения: EII; в фугах Шостаковича d, e (обе фуги двойные); 5 удержанных противосложений: в фуге Шостаковича Fis. Интермедия и заключение фуги Интермедия – это отрезок фуги между двумя соседними проведениями. Существенный признак интермедии – отсутствие темы в полном объеме. Заключение – это отрезок фуги после последнего проведения темы. Функции интермедии: 1. Осуществить тональные связи между проведениями темы. 2. Создание зоны отчуждения (выражено в тематических паузах, уходе от материала темы). Интермедии классифицируются по следующим признакам: 1. Связь с основным тематическим материалом фуги. Обычно интермедия опирается на мотивы темы и противосложения. Именно в интермедии возможно существенное изменение материала. Новый материал в интермедии бывает редко. 2. Способ образования самой интермедии. Чаще всего представляет простую или каноническую секвенцию, нередко с сопровождением. Чаще секвенции симметричные и нисходящие. 3. Строение интермедии. Оно может быть сквозным (характерно для маленьких интермедий); могут быть несколько фаз, связанных с разными способами тематической работы, с разным материалом, с перестановкой в голосах. 4. Композиционное значение в фуге (по А.Н. Должанскому). Связующие интермедии. Обычно невелики. Их функция – тональная связь между проведениями темы. Разделительные интермедии. Также обычно невелики; как правило, содержат каданс. Разработочные интермедии. В них происходит особенно сильная работа с материалом. Как правило, велики по размерам, содержат несколько фаз. 5. Способ существования в фуге. По способу существования интермедии могут быть свободными и удержанными (или подобными). Удержанные интермедии создают композиционные арки, которые могут дать разные композиционные планы. Интермедия – факультативный элемент в фуге и может отсутствовать (типично для ричеркарных фуг).
|