Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материал для изучения студентамиСтр 1 из 8Следующая ⇒
Практическая работа № 1: Диагностика черт характера Цель работы – знакомство с методиками диагностики черт характера и отработка навыков интерпретации результатов, полученных в ходе диагностики Ход работы: 1. Студенты под руководством педагога знакомятся с методиками диагностики характера; 2. Студенты, работая в парах, проводят диагностику черт характера друг у друга. Один исполняет роль испытуемого, другой – экспериментатора. 3. Студенты получают протоколы, полученные при диагностике клиентов (школьников). Они должны провести обработку данных и написать заключение по итогам тестирования данного ученика. Преподаватель руководит работой студентов и помогает в случае необходимости. 4. Студенты представляют и обсуждают в группе полученные результаты.
Материал для изучения студентами С древности людей интересовал вопрос – как предсказать характер человека? Пытаясь решить эту проблему, ученые создали огромное количество различных типологий характера, а соответственно и методик, позволяющих измерить выраженность той или иной черты характера. Количество теорий, связывающих характер с другими психологическими или психофизиологическими, социальными, биографическими и другими параметрами столь огромно, что появилась отдельная наука об измерении и изменении характера – характерология. Основателем характерологии считается древнегреческий учёный и писатель Теофраст, автор труда «Характеры». Трактат Теофаста содержал описание 31 типа, каждый тип определялся на основе доминирования той или иной черты. С XIX века появляются различные научные классификации характеров и психологических типов — К. Г. Юнга, Э. Кречмера, А. Ф. Лазурского, К. Леонгарда и др. Большинство этих (и более ранних) классификаций строились по различным основаниям. В западной психологии не проводилось четкого разделения между понятиями «личность» и «характер», а после 2-й мировой войны эти понятия начинают использовать как синонимы. В связи с этим для изучения характера начали активно использовать комплексные методики изучения личности - многофакторные личностные опросники, например, Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI). Среди подобных методик по праву одно из первых мест занимает 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, (16 ФЛО) который описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти пути коррекции личностных проблем. Основой теста является «теория личностных черт». Респондент попадает в уже готовую систему координат, где его свойства измеряют и сравнивают с заранее заданными свойствами. Личности с ярко выраженными чертами характера называются акцентуированными личностями. Для измерения акцентуаций характера используют тест Г. Шмишека, который был разработан в 1970 году на основе концепции Карла Леонгарда. Иногда также употребляется название опросник Леонгарда-Шмишека (Шмишека-Леонгарда или просто «Шмишек» в качестве профессионального жаргонизма).
|