Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материал для изучения студентами. Каждый из нас хотя бы раз в жизни решал, что с понедельника жизнь нужно организовать по-новому






Каждый из нас хотя бы раз в жизни решал, что с понедельника жизнь нужно организовать по-новому. В понедельник и вторник все шло как надо, мы жили по строго установленному графику, все шло по плану, но в среду уже начинались первые сбои. В конце пятницы мы вдруг обнаруживали, что опять живем по-старому, но так как впереди брезжил уже конец недели, то мы успокаивали себя тем, что уж доживем эту неделю так, как придется, а вот со следующего понедельника начнем новую жизнь. На этом наши жизненные перестройки заканчивались, приводя нас к мысли, что все в этой жизни уже предрешено, а мы вряд ли что можем изменить.

Изменения в жизни начинаются с изменений в себе. Перестойте себя - изменится ваша жизнь. Займитесь самовоспитанием, если вы недовольны своей жизнью!

Итак, человек решил заняться самовоспитанием т.е. сознательной и планомерной работой над собой, формированием каких-то свойств личности, которые помогут ему устроить его жизнь так, как он мечтает. Как избежать ошибок в этом сложном деле и быстрее добиться успеха? Психолог может познакомить клиента со следующим алгоритмом работы над собой:

1. Правильно сформулируйте цель самовоспитания. Цель, которую вы ставите перед собой должна быть конкретной, следовательно, ее можно легко измерить. Например, формулировка «начну с нового года вести здоровый образ жизни» заведет клиента в тупик т.к. она не конкретна - где начинается здоровый образ жизни, а где кончается нездоровый - каждый понимает по-своему. Трудно найти меру здорового образа жизни. Кроме того, подобная формулировка чересчур глобальна, следовательно, может потребовать перестройки всей жизни человека. Это сложно и большинству людей не под силу. Подобная формулировка цели уже диктует возможную будущую неудачу. Переформулируем цель. Для этого проанализируем, какие привычки имеет человек, который по-нашему мнению (по мнению клиента) ведет здоровый образ жизни. Составим список. Например, каждое утро 30 минут делает зарядку, на завтрак съедает овсяную кашу на воде, два раза в неделю занимается в спортзале или посещает бассейн, не курит, не кушает после шести вечера и т.п.

Ошибкой было бы приступить к формированию новых привычек сразу по всему списку. Человек не может, как машина переключиться с одного режима на абсолютно другой режим жизни. Для этого необходимо разрушить те динамические стереотипы поведения и установки, которые формировались и закреплялись в нашем сознании и поведении годами.

Необходимо обсудить с клиентом, какие 1-3 (не более) новые жизненные привычки он считает наиболее важными и будет их у себя вырабатывать. Когда эти привычки будут выработаны, т.е. клиенту не нужно будет постоянно контролировать выполнение правильных нужных действий, можно будет перейти к следующим пунктам списка и т.д.

Предостерегите клиента от формулировки цели с частицей «не». Неправильно внушать себе «не ленись». Частица «не» выпадает из нашего сознания и остается удобная установка. Корректнее говорить себе «трудись».

Примеры переформулирования цели: Не ленись – трудись. Не груби – сдерживайся. Не бойся – будь смелым. Не плачь – терпи.

 

2. После того, как совместно с клиентом грамотно сформулирована цель самовоспитания, необходимо попросить клиента аргументировать выбор своей цели. Спросите его, зачем ему нужно добиваться своей цели, чего он хочет в итоге достигнуть. Если клиент не может внятно объяснить, зачем ему нужно, что-то переделывать в себе, что он в итоге хочет достичь, то и процесс самовоспитания будет быстро сведен к нулю. Жизнь опять потечет по-старому. Останется только неприятное ощущение, что человек ничего не может изменить в жизни, а подобные установки очень опасны – они программируют нас на неудачу, на покорность судьбе, на бездействие, пассивность. Безопаснее в начале пути обнаружить, что поставленная цель не столь желанна, не приведет к желаемым изменениям в жизни и отказаться от работы над собой в данном направлении.

Полезно обсудить типичную ошибку многих людей, которые начинают что-либо переделывать в себе, подражая кому-то из окружающих. Например, все подруги сели на диету, и я тоже буду скидывать лишний вес. Такая мотивация для перевоспитания является тупиковой. Есть древняя индийская притча с обращением к человеку: «Что ты смотришь на других, что они делают и чего не делают? Посмотри лучше на себя, что ты делаешь и чего не делаешь?».

3. Если клиент четко представляет, зачем ему нужно что-либо изменить в себе и уже сформулировал цель самовоспитания, нужно обсудить с ним конкретные действия и пути их реализации. Полезно познакомить клиента с приемом визуализации, который поможет в реализации программы самовоспитания.

Визуализация или мысленное представление, основана на способности мозга «видеть» предметы в образах.Визуализация является самым мощным инструментом добровольного внушения. Мозг не может отличить представляемые события от реальных. Для него представляемые в уме события становятся реальностью. Когда человек начинает представлять себе какое-либо событие – покупка телевизора или каждодневная утренняя пробежка, то на подсознательном уровне у него появляется желание во что бы то ни стало исполнить это. Логически человек может сознавать, что для исполнения желания у него нет сейчас ни денег, ни времени, ни вообще возможностей. Но подсознание уже включилось, оно уже ищет пути и варианты достижения цели.

Представьте себя за столом дома. Перед вами на столе ваше самое любимое блюдо. Представьте его во всех его подробностях, а именно, как оно пахнет, как аппетитно оно выглядит. Теперь вы берете вилку/ложку и начинаете кушать. Постарайтесь ощутить вкус, наслаждайтесь едой... А теперь, стоп! Ощутите, сколько слюны во рту, на самом деле вы же не едите это блюдо, а откуда взялась слюна? Ответ в том, что посредством визуализации ваш разум поверил, что перед вами действительно еда, и, как подготовка к процессу пищеварения, организм начал произвольно выделять слюну.

Клиент должен представить как можно ярче, во всех подробностях те моменты своей жизни, которые он собирается переделывать. Он должен представить, что он делает, чувствует, как реагируют окружающие, в общем, все подробности своей новой жизни желательно вначале проиграть в уме.

Еще один полезный прием, который поможет выполнить программу самовоспитания и который необходимо отработать с клиентом – установка барьеров отвлекающим соблазнам. Например, ты сел готовить домашнее задание и только открыл учебник — пришли друзья, приглашают в кино. Ты начинаешь колебаться: пойти с ними или готовиться к урокам? А может, сделать уроки вечером? Или лучше посмотреть фильм в другой день? В подобной ситуации полезно применять наглядное количественное сопоставление доводов «за» то или иное действие и доводов «против» него. Например, решая вопрос «Идти в кино или нет?», ты можешь сопоставить эти доводы, оценив их по трехбалльной системе (наиболее важные, с твоей точки зрения, доводы оцениваются баллом 3, а остальные менее важные — одним или двумя баллами).

Доводы «за» кино: очень интересный фильм — 1; неудобно отказать товарищам, которые специально зашли пригласить в кино — 3. Итого — 4.

Доводы «против» кино: не успею после фильма хорошо подготовиться к урокам — 1; могу завтра получить двойку —3; неудобно «плавать» перед одноклассниками — 3; стыдно перед учителем — 3; двойка огорчит родителей — 3. Итого — 13.

4. Б. Скиннер доказал, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных. Поведение зависит как от определенной последовательности и повторяемости подкрепления, так и от интенсивности и временной близости подкрепления с желательной реакцией. Итак, приходим к выводу, что правильное поведение требует регулярного подкрепления, а нежелательное или неправильное поведение целесообразно игнорировать, применяя наказания. Обсудите с клиентом, как он будет себя поощрять и как наказывать. И поощрение за успех, и наказание за срыв в работе над собой должны быть значимыми для человека. В начале работы над собой, когда особенно трудно, целесообразно привлечь окружающих близких людей к процессу поощрения и наказания, посвятив их в планы по самовоспитанию. Если клиент в силу обстоятельств лишен поддержки близких людей, можно посоветовать ему вести дневник самовоспитания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал