Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Если яхта на переходе лишилась приборов.
На сегодняшний день, системы GPS стали доступнее и дешевле секстанов, не говоря уже об удобстве пользования ими. Подкупает точность прибора, обилие выдаваемых данных и готовность к работе в любое время суток при любых метеоусловиях. При этом, штурманская работа обычно сводится к планированию перехода и, в процессе его, графическому нанесению определённых прибором точек на карту, для визуального контроля истинного положения судна относительно линии генерального курса. Такая практика принята даже на больших коммерческих судах, не говоря уже о яхтах. При этом на яхтах обычно не утруждают себя определением девиации - ведь при ведении яхты на дисплее GPS всегда отразится абсолютное значение расхождения курса яхты и путевого угла, и это значение сразу компенсируется соответствующей командой рулевому. Однако, чем сложнее система, тем выше вероятность того, что сбои в ее работе окажутся незамеченными. Существенное дестабилизирующее влияние на работу электронной навигационной аппаратуры оказывают многие факторы: колебания питающих напряжений, повышенная влажность, грозы, полярные сияния, магнитные бури, сбои в приеме сигналов из-за повреждения антенны. В исключительных случаях все приборы, включая компас, просто могут выйти из строя. И вот к такому повороту событий судоводитель частенько оказывается психологически не готов. Итак, в результате уникального сочетания природных катаклизмов и человеческих ошибок (далее " ЧП" - чрезвычайного происшествия), яхта лишилась части (или даже всех) приборов. Что делать? Основное правило - не теряйте спокойствия. Катастрофы не произошло, всего-навсего у вас несколько поубавилось средств ориентации. НО ОСТАВШИХСЯ ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ БЕЗАВАРИЙНОГО ОКОНЧАНИЯ ПЕРЕХОДА! Прежде всего, проанализируйте все данные, которыми вы располагаете, а именно:
1. Курсоуказатель. По принятым на данный момент нормам снабжения яхты на борту должно находиться 2 компаса и крайне маловероятно, чтобы сразу оба вышли из строя. Однако возможность такого события не исключена. Надо лечь на любой курс, выдерживая его по колдунчикам или другим удобным для рулевого указателям, и пронаблюдайте за показаниями компасов (компаса). В результате визуальной проверки вы можете установить одно из трёх:
2. Текущее местоположение. Нанесите на карту последнее определённое по GPS, либо другим надёжным способом, место. Сделайте графическую прокладку от неё до точки вашего нахождения на данный момент. Оцените радиус возможной погрешности и прочертите этим радиусом круг вашего местоположения. 3. По карте определите компасный курс и расстояние от вашего местоположения до пункта назначения. Оцените, насколько опасен в навигационном отношении путь - мели, рифы, затонувшие корабли и т.п. Посмотрите на карте и по лоции расположение в вашем районе больших портов и оживлённых морских путей (проходящие суда - это замечательные ориентиры, если знать откуда и куда они направляются). 4. Организуйте приемлемый для вас метод измерения скорости. Это может быть самодельный лаг, по типу традиционного секторного, или же измерения способом " по базе" (или же " голландский лаг", т.е. за базу принимается длина яхты и засекается секундомером прохождение щепки от носа до кормы, результат пересчитывается в узлы). Если принимается решение сделать ручной лаг (его точность гораздо выше, чем у " голландского"), то удобно задать расстояние между двумя мерными марками (т.е. " базу" лага) равное 30, 88 м. Тогда прохождению " базы" за 60 секунд будет соответствовать скорость в 1 узел, 30 секунд - 2 узла и т.д. (см. таблицу):
|