Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие представлений о психической жизни в трудах древнегреческих философов (Платон, Аристотель, Хризипп).Стр 1 из 2Следующая ⇒
Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии Предмет = 4 основные области изучения психики: 1. Определение психики как свойства высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность в субъективной форме. 2. Возникновение психики. 3. Выделение эволюционных стадий развития психики. 4. Выявление механизмов развития психики в эволюции.
Задачи зоопсихологии и сравнительной психологии - Теоретические – решение вопроса о сущности души (психики), её возникновении, изменении в эволюции; о происхождении и качественных особенностях психики человека. = Глобальные вопросы философии и общей психологии. - Прикладные – использование знаний о психике животных: 1) в сельском хозяйстве и быту (домашние животные); 2) в природоохранительной деятельности; 3) в развивающих и психотерапевтических целях. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии = Методы получения эмпирических данных и фактов и методы их анализа. 1. Метод наблюдения – тщательная последовательная фиксация всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животных и человека). Без вмешательства со стороны экспериментатора. Объективное, целенаправленное, систематичное, с обеспечением естественного поведения испытуемого. 1) Сплошное (всё поведение животных); 2) Выборочное (конкретная активность). 2. Методэксперимента – проверка научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. Исследователь сам вызывает появление интересующего явления: создаёт определённые условия, варьирует факторы, фиксируя последовавшие изменения. Исследователь активно вмешивается в процесс, организует и контролирует его. 1) Лабораторный ( лабиринт, проблемная клетка, проблемный ящик, обходной путь); 2) Естественный (животное находится в естественных условиях); 3) Формирующий (изучают процесс формирования новых навыков и форм поведения). Связь зоопсихологии и сравнительной психологии с другими науками Зоопсихология = синтез общей психологии и эволюционной биологии. Связана также с психологией развития, с физиологией ВНД, с этологией (наукой о поведении). Данные зоологии и антропологии, экспериментальной психологии, философии (бихевиоризма). Прикладное значение зоопсихологии Использование знаний о психике животных: 1) в сельском хозяйстве и быту (домашние животные); 2) в природоохранительной деятельности; 3) в развивающих и психотерапевтических целях. Развитие представлений о психической жизни в трудах древнегреческих философов (Платон, Аристотель, Хризипп). Аристотель: душа человека разумна и бессмертна, а душа животных чувственна (телесна) и смертна. Выделил три способа регуляции поведения: врождённую, научение (прижизненное приобретение опыта у животных) и разумную (у человека). Платон: три начала души: 1) чувственное (общее для человека и животных); 2) разумное (способность к познанию); 3) дух, устремляющий только человека к справедливости, служению идеям. Хризипп: выделил основные характеристики инстинктивного поведения; животное не сознаёт пользы своего поведения, но руководствуется влечением, т.е. переживанием удовольствия/неудовольствия, которое ведёт его по правильному пути (инстинкт: врождённое стремление направляет животное к благоприятным для него факторам и отвращает от неблагоприятных) 7. Доэволюционные взгляды на поведение животных: Ж.Л.Л. Бюффон. Бюффон, систематизируя имеющиеся данные о строении и поведении животных, выступал против приписывания животным разума. Считал разум пониманием смысла своих действий и приписывал его только человеку. Заложил основы объективного исследования психики животных. 8. Доэволюционные взгляды на поведение животных: Ж.Б. Ламарк. Ламарк считал, что внешняя среда действует на живой организм, изменяя его поведение. Следующее за этим упражнение органов ведёт к их изменению, которое наследуется. Так приобретённые при жизни привычки переходят в инстинкт и вызывают морфологические изменения органов. Субъективной стороной психики занимался мало. Считал орган основной эволюционной единицей, поднял вопрос о роли психики в эволюции. Считал психику неразрывно связанной с нервной системой.
|