Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды научения, их исследования. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Торп выделяет научение неассоциативное (привыкание) и ассоциативное (образование ассоциативной связи между двумя психическими явлениями). Выделяют: - классическое обусловливание (выработка условного рефлекса - изучал Павлов), - инструментальное (оперантное) научение (образование ассоциативной связи между действием и результатом, животное действует по своей воле – изучал Скиннер), - латентное научение (научение путем проб и ошибок, когда формируется психический образ компонентов среды и собственных действий в среде – бег по лабиринту), - инсайт (высшая форма научения, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах, присущ только птицам и млекомитающим. Животное замирает, оценивает обстановку, и только потом действует) - импринтинг (мгновенное запечатление на всю жизнь). Другие классификации: облигатное (видовое) – прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни вида, факультативное научение – индивидуальное, прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни данной особи. 24. Формы научения (= виды?) 1. Привыкание - научаются не реагировать на ничем не подкреплённый стимул. 2. Ассоциативное научение – применяют имеющиеся реакции в новой ситуации или изменяют реакцию на более подходящую к данным условиям. - классическое обусловливание (выработка условного рефлекса); - инструментальное обучение (путём проб и ошибок); - латентное научение («впрок», скрытое без подкрепления, по «карте в голове»); - инсайт (действие в новой ситуации на основе прошлого опыта); - импринтинг (запечатление, мгновенное научение). 3. Облигатное научение – образование типичной для всего вида формы поведения как приспособления к эволюционно сложившимся условиям существования. Формируется в онтогенезе (а инстинктивная форма поведения – в филогенезе). 4. Факультативное научение – все формы индивидуального приспособления к конкретным условиям среды, в которых оказался данный субъект. 5. Классическое научение – постепенное образование временных связей, их сохранение и последующее угасание. 6. Импринтинг – запечатление, мгновенное научение на всю жизнь. 7. Латентное научение – «скрытое», «впрок», без подкрепления. При ориентировочно-исследовательской деятельности – в голове «карты» местности и объектов. 8. Классическое обусловливание – выработка условного рефлекса: Подряд идут незнакомый стимул и знакомый, вызывающий реакцию. Потом реакция будет и только на первый стимул («Сидеть» – нажатие на круп – собака садится). 9. Оперантное обусловливание (= инструментальный условный рефлекс) – обучение путём проб и ошибок: подкрепление – только за правильную реакцию. 10. Дифференцировочное научение – давать или не давать ответную реакцию на различные стимулы. 11. Индивидуальное научение – при котором субъект сам выполняет все действия и получает подкрепление. 12. Научение по подражанию – когда субъект наблюдает за действиями другого животного и учится на его успехах и ошибках.
|