Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 Проблемы воспитания мальчиков






У моей матери со мной было множество не­приятностей, но, я думаю, ей это нравилось.

Марк Твен

Возможно, название этой книги — «Воспитание сына» — привлекло ваш взор потому, что вы ожидаете рождения мальчика, или потому, что в настоящее время вы в пол­ной мере испытали на себе, что значит воспитывать сына, и вам уже хочется, взобравшись на самую высокую ко­локольню в городе, во всю силу своих легких закричать: «На помощь!» Главная проблема воспитания мальчиков заключается в том, что никто не знает, как их сегодня воспитывать. Они предоставлены самим себе в поисках того, что значит «быть мужчиной» в нашей культуре.

«Мальчики хотят знать три вещи, — говорит 72-лет­ний Лью Пауэре, ветеран школы бойскаутов, являющий­ся ее директором уже в течение 20 лет. — Во-первых, кто главный? Во-вторых, каковы нормы и правила? И в-третьих, собираетесь ли вы проводить эти нормы в жизнь? Для того чтобы построить прочные отношения с мальчи­ком, вы должны быть главным и притом очень добрым. Устанавливайте только такие правила, соблюдения кото­рых вы можете добиться, и неуклонно проводите эти пра­вила в жизнь. Тогда у вас будет фундамент для создания отношений. Отсюда возникает уважение и, что важнее, доверие. После этого вы можете быть добрым, он будет вас слушать, потому что знает: вы на его стороне».

Воспитывать сыновей сегодня гораздо труднее, чем когда-либо прежде. Мир очень изменился: семьи отказались от авторитарных методов воспитания, когда роди­тели отвечали за все, решения не обсуждались, а дети со­блюдали установленные правила, почти не противясь им. Доктор философии Луиза Дж. Каштан — детский психо­лог и автор многих книг — описывает в своей книге «Ис­ключительность и особенность: от ребенка к личности»1 типичную семью прошлого: «Когда эмоциональная струк­тура семьи была более определенной, дети признавали родительский авторитет из чувства долга и преданности. Они перенимали от своих родителей четкие и незыбле­мые идеалы, которые впоследствии позволяли им дей­ствовать хотя и негибко, но уверенно и авторитетно в от­ношении своих собственных детей».

В современной детоцентристской семье родители пы­таются взять на себя руководство, но им не совсем понятно, как именно это сделать. Правила, даже если они есть, неизбежно нарушаются, и начинает править хаос. По­скольку главенствующее положение семьи в американс­кой жизни открывает путь правам индивидуума, родите­ли отказались от своей власти над сыновьями, боясь уще­мить их права. Эти перемены в общественной структуре привели в сомнение и смятение и детей, и родителей. Мы вынуждаем своих детей делать выбор слишком рано, ус­танавливаем слишком смутные и неясные границы воз­можного и пределы допустимого и, более того, сами бы­ваем непоследовательны в соблюдении нами же приду­манных правил.

И скаутмастер Пауэре, и д-р Каплан считают, что на­ши сыновья нуждаются в твердой, но доброй и авторитет­ной руке, которая бы руководила ими. И мы, как родите­ли, тоже знаем это, но одни лишь добрые намерения не могут преодолеть трудности, с которыми мы сталкиваем­ся сегодня, воспитывая мальчиков. Одинокие матери взывают к мужчинам, которые, на их взгляд, достойны того, чтобы войти в жизнь их сыновей. Отцы испытыва­ют растерянность, будучи оторванными от семьи вслед­ствие трудовых обязательств, финансового давления и недостатка опыта в воспитании детей. Матери знают, что при отсутствии отца излишняя женская забота отрица­тельно влияет на характер сыновей. Но как может мать отпустить мальчика, если нет никого, кому бы она могла его передоверить?

Мне хотелось бы отправить своего мальчика в армию. Это помогло бы ему сформироваться! Мальчик не уважает ме­ня, свои вещи и свою мать. Он не примется за работу, если я ежеминутно не буду подталкивать его. В его комнате свал­ка, а он и не думает убираться. После армии он, по крайней мере, придет изменившимся!

Боб, отецМэйсока, подростка 15 лет

И хотя Боб, вероятно, шутил, говоря о желании отпра­вить своего сына в армию, он все-таки затронул вопрос, который его действительно тревожит. Он считал, что ви­ной всему мужская энергия его пятнадцатилетнего сына. Родители сыновей очень хорошо знакомы с этой энерги­ей. Ойа действенна, своевольна и решительна. Иногда мы называем ее ленивой, дикой, сводящей с ума. В нашей то­ропливой, расписанной по часам жизни мы рассматрива­ем рождение мужчины как какое-то неудобство. Обычно для родителей наступают худшие времена, когда сыно­вья, уступая своей мужской жажде исследований, уст­ремляются вперед, отрываются от родителей и уходят в сторону. Независимо от того, сколько сыну лет, родители бегут к консультантам с мучительными вопросами: «Мой ребенок нормален? Что же я сделал(а) неправильно? Можно ли было воспитать его более заботливым? Как мне достучаться до него? Как его приручить? Почему он делает то, что делает?»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал