Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельности юриста






Политический плюрализм (от лат. pluralis — множествен­ный) — это разнообразие и свободная конкуренция политичес­ких идей, мыслей, партий, исключающая монополизацию государственной власти с помощью различного рода политичес­ких противовесов.

В соответствии с принципом политического плюрализма, закрепленным в ст. 15 Конституции Украины, признаются закон­ными интересы всех слоев общества и гарантируются условия для их представления в структурах власти.

Оппозиционные (от лат. oppositio — противопоставление) движения, партии, группы в парламенте считаются неотъемлемым компонентом демократического общества, правового госу­дарства. Однако, ведя борьбу за власть, они не должны прибегать к формам политической агрессивности, использовать приемы политических провокаций. Необходимо, чтобы в процессе кон­курентного взаимодействия различных политических интересов с помощью компромиссов достигалось их равновесие, баланс.

Различают два стиля политического взаимодействия:

 

Конфронтационный Толерантный
Склонность к край­ним средствам и дей­ствиям; нетерпимость, игнорирование иных позиций, взглядов, ре­шений; нацеленность на конфликт Стремление к гармонии интересов; тер­пимое отношение к противоположным позициям, взглядам, решениям; при­знание правомерности существования и реализации различных социальных ин­тересов, не противоречащих правам и свободам человека; нацеленность на компромисс ради согласия в обществе

При толерантном стиле политического взаимодействия раз­ногласия рассматриваются как необходимый и желательный фактор общественного обновления и разрешаются по общеприз­нанным правилам, отказ от насилия, терпимость к оппонентам,



Раздел VI Поттическая культура юриста


поиск консенсуса, готовность к компромиссам, уважение зако­на, прав личности, принципов демократии. Толерантный стиль политического взаимодействия — воплощение принципа поли­тического плюрализма. Его цель — достижение политического согласия и консенсуса.

Работник юридической сферы должен руководствоваться этим принципом в процессе своей профессиональной деятель­ности: он не может отказывать в обслуживании клиента по по­литическим соображениям, проявлять предвзятость к подслед­ственному, подсудимому из-за негативного отношения к его политической позиции.

Юрист-практик, как и все граждане, независимо от сферы деятельности и занимаемой должности, может и должен иметь политические взгляды, занимать определенную политическую позицию, быть сторонником политической платформы любой политической партии или движения.

Политическая партия — это добровольное объединение граждан, которое выражает волю определенных социальных групп, стремящихся добиться государственной власти либо удер­жать ее конституционными средствами, действует на постоян­ной основе и влияет на политику государства в соответствии с программой и уставом.

От других политических институтов партию отличают свойственные ей функции в отношениях власти и наиболее ха­рактерные способы их осуществления, конкретная внутренняя организация и структура (прежде всего фиксированное и индиви­дуальное членство), наличие политической программы действий и определенной идеологической системы ориентации. Основным спо­собом политической деятельности партий является выдвижение своих кандидатов на выборах в законодательные органы государ­ства и борьба за их избрание. Юристы должны знать политичес­кие платформы основных партий, могут агитировать за избрание своего представителя, участвовать в выборах, избираться сами.

Юристы не должны, в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, лишаться свободы выражения


Раздел VI Политическая культура юриста 295

мыслей, права собираться или объединяться в союзы, и, в част­ности, им должно быть предоставлено право: а) участвовать в обсуждении проблем, связанных с организацией и реорганизаци­ей системы юстиции; б) вступать или свободно создавать мест­ные, национальные и международные профессиональные организации; в) предлагать и разъяснять разработанные проек­ты правовых реформ в интересах общества и информировать об­щественность о данных вопросах1.

Любое ограничение прав и возможностей личности юрис­та в самостоятельной переработке общественного богатства, ценностного освоения общественного опыта уменьшает роль по­литической культуры как в его поведении, так и в политичес­кой жизни общества. Поэтому в ст. 35 Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения». Эта статья соответствует ст. 19 «Всеобщей декларации прав чело­века» 1948 г.: «Каждый человек имеет право на свободу убеж­дений и на свободное выражение их».

Итак, юристу как гражданину Украины дано право свобод­но объединяться в политические партии и общественные орга­низации для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических и иных интересов (за исключени­ем ограничений, установленных законом в интересах националь­ной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей). Однако как лицу, находящемуся на государственной службе, установлены ограничения в пользовании этим правом. Определенным катего­риям (судьям, работникам прокуратуры, милиции и службы бе­зопасности) законодательно запрещается участвовать в политических акциях, принадлежать к политическим партиям. Здесь действует принцип политического нейтралитета как необ­ходимое условие нормального функционирования демократичес­кого государства.

Специфика деятельности юристов как государственных

1 См.: Стандарты независимости юридической профессии // Советская юстиция. — 1991 — №23—24 —С 19—20.



Раздел VI Политическая культура юриста


служащих, юристов — работников правоохранительных и су­дебных органов состоит в том, что они не могут находиться под влиянием какой-то одной или нескольких партий. В таком слу­чае они потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Единственно верным выходом является деполитизация этих органов. Юристы долж­ны быть политически нейтральными и не нарушать касающих­ся их профессии норм Конституции и законов о запрещении политической деятельности (неучастии в общественных объеди­нениях, преследующих политические цели). Такая внепартий-ность, ограничение политических прав и свобод работников судебных и правоохранительных органов является формальной, государственно-обязательной, узаконенной. Это не исключает возможности их сочувствия программам любых партий (в мыс­лях) и участия (в действиях) в осуществлении правовой поли­тики государства как части социальной политики, направленной на создание правового государства и гражданского общества (перспективная цель), сокращение преступности и иных право­нарушений (ближайшая цель).

В Законе Украины «О государственной службе» не закреп­лен принцип политического нейтралитета государственного слу­жащего. Однако в «Общих правилах поведения государственного служащего» отмечено, что «государственные служащие, с уче­том конституционных прав, могут принимать участие в поли­тической или иной общественной деятельности лишь вне границ их служебных обязанностей и во вне рабочее время, чтобы не подрывать веру общественности в непредубежденное использо­вание ими своих функций. Собственные политические взгляды они не могут использовать при выполнении своих должностных обязанностей»1.

Рассмотрим конкретно, как выражен принцип политичес­кого нейтралитета в Конституции Украины и специальных законах, посвященных деятельности работников системы пра­воохранительных и судебных органов.

1 Юридичний вюник —2000 —№48 —С 18


Раздел VI Политическая культура юриста 297

Соответственно ст. 127 Конституции Украины профессио­нальным судьям запрещено принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в политической де­ятельности, получать представительский мандат. В ст. 5 Зако­на Украины «О статусе судей» подчеркивается: «Судья не должен принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо оплачи­ваемые должности, исполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой». Политичес­кая нейтральность судьи требует от него не проявлять полити­ческие симпатии или антипатии: не оказывать материальной помощи определенным политическим партиям, не участвовать в политических демонстрациях, не агитировать за кандидатов в депутаты и т.п. Чтобы быть независимыми, судьи не должны позволить втянуть себя в партийные дебаты, которые обязатель­но происходят в политической системе любого общества.

Требование внепартийности судебной деятельности свой­ственно всем цивилизованным государствам. Это требование записано в Кодексе судебной этики США: судья не должен вме­шиваться в политическую деятельность.

Статья 6 Закона Украины «О Службе безопасности Украи­ны» гласит: «Использование Службы безопасности Украины в партийных, групповых либо личных интересах не допускается. Деятельность партий, движений и других общественных объе­динений, преследующих политические цели, в Службе безопас­ности Украины запрещается. На период службы или работы по трудовому договору членство сотрудников Службы безопас­ности Украины в таких объединениях приостанавливается. Как исключение, разрешается членство работников, заключивших трудовой договор со Службой безопасности Украины, в профес­сиональных союзах».

Статья 3 Закона Украины «О милиции» указывает, что при исполнении служебных обязанностей работники милиции не­зависимы от влияния каких-либо политических общественных



Раздел VI Политическая культура юриста


объединений. А согласно ст. 18 этого Закона работникам мили­ции запрещается быть членами политических партий, движений и других общественных организаций, имеющих политическую цель, а также организовывать забастовки1 или принимать в них участие. Работник милиции, избранный народным депутатом, должен оставить службу в ОВД и перейти на постоянную рабо­ту в определенный Совет2. Лица рядового и начальствующего состава для охраны своих профессиональных, служебно-трудо-вых, социально-экономических прав и интересов могут объеди­няться в общественные организации, деятельность которых осуществляется в соответствии с текущим законодательством3. В ближайшее время планируется создать Ассоциацию работни­ков ОВД Украины.

Оперативные работники органов прокуратуры Украины не могут быть членами выборных и иных органов, которые созда­ются органами государственной власти и местного самоуправ­ления. Им не разрешается быть членами общественных объединений, политических партий и движений, принимать учас­тие в их деятельности. Ст. 6 Закона Украины «О прокуратуре» подчеркивает: «Сотрудники прокуратуры не имеют права при­надлежать к каким-либо политическим партиям или движениям».

Ограничение права работника суда, прокуратуры, служ­бы безопасности, милиции быть членом политической партии автоматически лишает его права избираться в состав парламен­та Украины по партийному списку.

Однако это не исключает внепартийной политической дея­тельности работников органов прокуратуры, суда, милиции, службы безопасности, а также возможности быть избранным

1 Забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение рабо­
ты работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязан­
ностей) предприятия, учреждения, организации с целью решения трудового
спора

2 См Закон Украины «О милиции» Ст 18

3 См «Положение о проходжении службы рядовым и начальствующим соста­
вом органов внутренних дел Украины»


Раздел VI Политическая культура юриста 299

народным депутатом по мажоритарной системе. Ограничивая в определенной степени избирательное право указанных ра­ботников юридической сферы, законодательство Украины не ли­шает обладания им в принципе. Это право подтверждается Меж­дународным пактом о гражданских и политических правах, который был принят на Генеральной Ассамблее ООН в 1966 г. В документе, в частности, говорится о возможности ограниче­ний в отношении создания общественных ассоциаций «для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции» (ст. 22). Что касается других профессий, то для них в международных доку­ментах не устанавливаются ограничения в создании обществен­ных объединений и членства в них. По сравнению с междуна­родными документами законодательство Украины расширило круг юристов-практиков, которым запрещено участие в поли­тических объединениях. Это запрещение относится не только к работникам милиции, но и всех правоохранительных и судебных органов.

Однако главное состоит не в установлении ограничений, а в том, чтобы никакие политические предпочтения не проявля­лись в практической деятельности работников юридической сферы.

Политическая деятельность юриста-практика, который не работает в органах суда, прокуратуры, милиции, службы безо­пасности (как и любого гражданина) может происходить в двух формах:

1) политического участия — прямая или опосредованная вовлеченность в выработку и реализацию политико-управлен­ческих решений в стране, во влияние на политическую направ­ленность действий в международном сообществе. Вовлеченность в политику на национальном уровне выражается в таком меро­приятии как выдвижение и поддержка политико-должностных лиц, влияние на их деятельность. Приобщение к процессам по­литико-властных отношений происходит в таких формах учас­тия: выборах; референдумах; контроле над деятельностью политических лидеров и институтов, политических митингах,



Раздел VI Политическая культура юриста


собраниях, манифестациях; получении и передаче политической информации, политических партиях и движениях, общественных объединениях и др.;

2) политического функционирования — управление деятель­ностью политических институтов (государственных органов, по­литических партий и движений), управление общими делами и процессами удовлетворения потребностей общества и социальных групп (определение механизма принятия решений, деятельность относительно принятия решений, подбору и расстановке кадров, контролю над выполнением решений и работой кадров и др.).

Рассмотрим подробнее каждый из видов политической де­ятельности юриста-практика.

Политическое участие означает включение юриста во власт­ные отношения в политической сфере, осуществление ряда меро­приятий с целью выражения интересов, требований и настроений своих политических единомышленников:

1) ведение политической агитации, давление на органы
власти с целью реализации требований;

2) лоббирование законопроектов, заявление протеста;

3) поддержка соответствующих решений, выступление
в средствах массовой информации и перед гражданами.

По масштабу политическое участие осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или меж­дународной политики. Наиболее благоприятные условия для по­литического участия создают демократия, гласность и правовое государство.

Политическое функционирование предполагает наличие властно-политических полномочий у юриста:

1) лидерство в партии (ныне юристы — лидеры ряда поли­
тических партий);

2) занятие ответственных должностей в управленческом
аппарате и т.п.

Политическая деятельность, как правило, должна происхо­дить вне государственных предприятий, организаций, учреждений. Прошло то время, когда господствующей была однопартийная


Раздел VI Политическая культура юриста 301

система (Коммунистическая партия СССР) с ее жесткими ус­ловиями партийной дисциплины, конфронтационностью по отношению к инакомыслящим, различными требованиями к руководящим и рядовым членам партии, строгим отбором вступающих в ее ряды из определенных социальных и нацио­нальных групп. Коммунистическая партия пронизывала всю структуру государственной власти: ее ячейки (во главе с парт­комами) находились во всех государственных органах, учреж­дениях, предприятиях, организациях.

Ныне утвердился принцип политического плюрализма, мно­гопартийности; партии стали добровольными объединениями пар­ламентского типа, их функции приобрели новое качественное содержание; их деятельность выведена за пределы всех государ­ственных структур. В ст. 37 Конституции Украины четко сказа­но: «Не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судеб­ной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприя­тиях, в учебных заведениях и других государственных учрежде­ниях и организациях». Юристы должны строго придерживаться норм Конституции Украины, которые имеют прямое действие.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал