Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деятельности юриста
Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — это разнообразие и свободная конкуренция политических идей, мыслей, партий, исключающая монополизацию государственной власти с помощью различного рода политических противовесов. В соответствии с принципом политического плюрализма, закрепленным в ст. 15 Конституции Украины, признаются законными интересы всех слоев общества и гарантируются условия для их представления в структурах власти. Оппозиционные (от лат. oppositio — противопоставление) движения, партии, группы в парламенте считаются неотъемлемым компонентом демократического общества, правового государства. Однако, ведя борьбу за власть, они не должны прибегать к формам политической агрессивности, использовать приемы политических провокаций. Необходимо, чтобы в процессе конкурентного взаимодействия различных политических интересов с помощью компромиссов достигалось их равновесие, баланс. Различают два стиля политического взаимодействия:
При толерантном стиле политического взаимодействия разногласия рассматриваются как необходимый и желательный фактор общественного обновления и разрешаются по общепризнанным правилам, отказ от насилия, терпимость к оппонентам, Раздел VI Поттическая культура юриста поиск консенсуса, готовность к компромиссам, уважение закона, прав личности, принципов демократии. Толерантный стиль политического взаимодействия — воплощение принципа политического плюрализма. Его цель — достижение политического согласия и консенсуса. Работник юридической сферы должен руководствоваться этим принципом в процессе своей профессиональной деятельности: он не может отказывать в обслуживании клиента по политическим соображениям, проявлять предвзятость к подследственному, подсудимому из-за негативного отношения к его политической позиции. Юрист-практик, как и все граждане, независимо от сферы деятельности и занимаемой должности, может и должен иметь политические взгляды, занимать определенную политическую позицию, быть сторонником политической платформы любой политической партии или движения. Политическая партия — это добровольное объединение граждан, которое выражает волю определенных социальных групп, стремящихся добиться государственной власти либо удержать ее конституционными средствами, действует на постоянной основе и влияет на политику государства в соответствии с программой и уставом. От других политических институтов партию отличают свойственные ей функции в отношениях власти и наиболее характерные способы их осуществления, конкретная внутренняя организация и структура (прежде всего фиксированное и индивидуальное членство), наличие политической программы действий и определенной идеологической системы ориентации. Основным способом политической деятельности партий является выдвижение своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Юристы должны знать политические платформы основных партий, могут агитировать за избрание своего представителя, участвовать в выборах, избираться сами. Юристы не должны, в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, лишаться свободы выражения Раздел VI Политическая культура юриста 295 мыслей, права собираться или объединяться в союзы, и, в частности, им должно быть предоставлено право: а) участвовать в обсуждении проблем, связанных с организацией и реорганизацией системы юстиции; б) вступать или свободно создавать местные, национальные и международные профессиональные организации; в) предлагать и разъяснять разработанные проекты правовых реформ в интересах общества и информировать общественность о данных вопросах1. Любое ограничение прав и возможностей личности юриста в самостоятельной переработке общественного богатства, ценностного освоения общественного опыта уменьшает роль политической культуры как в его поведении, так и в политической жизни общества. Поэтому в ст. 35 Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения». Эта статья соответствует ст. 19 «Всеобщей декларации прав человека» 1948 г.: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Итак, юристу как гражданину Украины дано право свободно объединяться в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических и иных интересов (за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей). Однако как лицу, находящемуся на государственной службе, установлены ограничения в пользовании этим правом. Определенным категориям (судьям, работникам прокуратуры, милиции и службы безопасности) законодательно запрещается участвовать в политических акциях, принадлежать к политическим партиям. Здесь действует принцип политического нейтралитета как необходимое условие нормального функционирования демократического государства. Специфика деятельности юристов как государственных 1 См.: Стандарты независимости юридической профессии // Советская юстиция. — 1991 — №23—24 —С 19—20. Раздел VI Политическая культура юриста служащих, юристов — работников правоохранительных и судебных органов состоит в том, что они не могут находиться под влиянием какой-то одной или нескольких партий. В таком случае они потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Единственно верным выходом является деполитизация этих органов. Юристы должны быть политически нейтральными и не нарушать касающихся их профессии норм Конституции и законов о запрещении политической деятельности (неучастии в общественных объединениях, преследующих политические цели). Такая внепартий-ность, ограничение политических прав и свобод работников судебных и правоохранительных органов является формальной, государственно-обязательной, узаконенной. Это не исключает возможности их сочувствия программам любых партий (в мыслях) и участия (в действиях) в осуществлении правовой политики государства как части социальной политики, направленной на создание правового государства и гражданского общества (перспективная цель), сокращение преступности и иных правонарушений (ближайшая цель). В Законе Украины «О государственной службе» не закреплен принцип политического нейтралитета государственного служащего. Однако в «Общих правилах поведения государственного служащего» отмечено, что «государственные служащие, с учетом конституционных прав, могут принимать участие в политической или иной общественной деятельности лишь вне границ их служебных обязанностей и во вне рабочее время, чтобы не подрывать веру общественности в непредубежденное использование ими своих функций. Собственные политические взгляды они не могут использовать при выполнении своих должностных обязанностей»1. Рассмотрим конкретно, как выражен принцип политического нейтралитета в Конституции Украины и специальных законах, посвященных деятельности работников системы правоохранительных и судебных органов. 1 Юридичний вюник —2000 —№48 —С 18 Раздел VI Политическая культура юриста 297 Соответственно ст. 127 Конституции Украины профессиональным судьям запрещено принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в политической деятельности, получать представительский мандат. В ст. 5 Закона Украины «О статусе судей» подчеркивается: «Судья не должен принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо оплачиваемые должности, исполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой». Политическая нейтральность судьи требует от него не проявлять политические симпатии или антипатии: не оказывать материальной помощи определенным политическим партиям, не участвовать в политических демонстрациях, не агитировать за кандидатов в депутаты и т.п. Чтобы быть независимыми, судьи не должны позволить втянуть себя в партийные дебаты, которые обязательно происходят в политической системе любого общества. Требование внепартийности судебной деятельности свойственно всем цивилизованным государствам. Это требование записано в Кодексе судебной этики США: судья не должен вмешиваться в политическую деятельность. Статья 6 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» гласит: «Использование Службы безопасности Украины в партийных, групповых либо личных интересах не допускается. Деятельность партий, движений и других общественных объединений, преследующих политические цели, в Службе безопасности Украины запрещается. На период службы или работы по трудовому договору членство сотрудников Службы безопасности Украины в таких объединениях приостанавливается. Как исключение, разрешается членство работников, заключивших трудовой договор со Службой безопасности Украины, в профессиональных союзах». Статья 3 Закона Украины «О милиции» указывает, что при исполнении служебных обязанностей работники милиции независимы от влияния каких-либо политических общественных Раздел VI Политическая культура юриста объединений. А согласно ст. 18 этого Закона работникам милиции запрещается быть членами политических партий, движений и других общественных организаций, имеющих политическую цель, а также организовывать забастовки1 или принимать в них участие. Работник милиции, избранный народным депутатом, должен оставить службу в ОВД и перейти на постоянную работу в определенный Совет2. Лица рядового и начальствующего состава для охраны своих профессиональных, служебно-трудо-вых, социально-экономических прав и интересов могут объединяться в общественные организации, деятельность которых осуществляется в соответствии с текущим законодательством3. В ближайшее время планируется создать Ассоциацию работников ОВД Украины. Оперативные работники органов прокуратуры Украины не могут быть членами выборных и иных органов, которые создаются органами государственной власти и местного самоуправления. Им не разрешается быть членами общественных объединений, политических партий и движений, принимать участие в их деятельности. Ст. 6 Закона Украины «О прокуратуре» подчеркивает: «Сотрудники прокуратуры не имеют права принадлежать к каким-либо политическим партиям или движениям». Ограничение права работника суда, прокуратуры, службы безопасности, милиции быть членом политической партии автоматически лишает его права избираться в состав парламента Украины по партийному списку. Однако это не исключает внепартийной политической деятельности работников органов прокуратуры, суда, милиции, службы безопасности, а также возможности быть избранным 1 Забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение рабо 2 См Закон Украины «О милиции» Ст 18 3 См «Положение о проходжении службы рядовым и начальствующим соста Раздел VI Политическая культура юриста 299 народным депутатом по мажоритарной системе. Ограничивая в определенной степени избирательное право указанных работников юридической сферы, законодательство Украины не лишает обладания им в принципе. Это право подтверждается Международным пактом о гражданских и политических правах, который был принят на Генеральной Ассамблее ООН в 1966 г. В документе, в частности, говорится о возможности ограничений в отношении создания общественных ассоциаций «для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции» (ст. 22). Что касается других профессий, то для них в международных документах не устанавливаются ограничения в создании общественных объединений и членства в них. По сравнению с международными документами законодательство Украины расширило круг юристов-практиков, которым запрещено участие в политических объединениях. Это запрещение относится не только к работникам милиции, но и всех правоохранительных и судебных органов. Однако главное состоит не в установлении ограничений, а в том, чтобы никакие политические предпочтения не проявлялись в практической деятельности работников юридической сферы. Политическая деятельность юриста-практика, который не работает в органах суда, прокуратуры, милиции, службы безопасности (как и любого гражданина) может происходить в двух формах: 1) политического участия — прямая или опосредованная вовлеченность в выработку и реализацию политико-управленческих решений в стране, во влияние на политическую направленность действий в международном сообществе. Вовлеченность в политику на национальном уровне выражается в таком мероприятии как выдвижение и поддержка политико-должностных лиц, влияние на их деятельность. Приобщение к процессам политико-властных отношений происходит в таких формах участия: выборах; референдумах; контроле над деятельностью политических лидеров и институтов, политических митингах, Раздел VI Политическая культура юриста собраниях, манифестациях; получении и передаче политической информации, политических партиях и движениях, общественных объединениях и др.; 2) политического функционирования — управление деятельностью политических институтов (государственных органов, политических партий и движений), управление общими делами и процессами удовлетворения потребностей общества и социальных групп (определение механизма принятия решений, деятельность относительно принятия решений, подбору и расстановке кадров, контролю над выполнением решений и работой кадров и др.). Рассмотрим подробнее каждый из видов политической деятельности юриста-практика. Политическое участие означает включение юриста во властные отношения в политической сфере, осуществление ряда мероприятий с целью выражения интересов, требований и настроений своих политических единомышленников: 1) ведение политической агитации, давление на органы 2) лоббирование законопроектов, заявление протеста; 3) поддержка соответствующих решений, выступление По масштабу политическое участие осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики. Наиболее благоприятные условия для политического участия создают демократия, гласность и правовое государство. Политическое функционирование предполагает наличие властно-политических полномочий у юриста: 1) лидерство в партии (ныне юристы — лидеры ряда поли 2) занятие ответственных должностей в управленческом Политическая деятельность, как правило, должна происходить вне государственных предприятий, организаций, учреждений. Прошло то время, когда господствующей была однопартийная Раздел VI Политическая культура юриста 301 система (Коммунистическая партия СССР) с ее жесткими условиями партийной дисциплины, конфронтационностью по отношению к инакомыслящим, различными требованиями к руководящим и рядовым членам партии, строгим отбором вступающих в ее ряды из определенных социальных и национальных групп. Коммунистическая партия пронизывала всю структуру государственной власти: ее ячейки (во главе с парткомами) находились во всех государственных органах, учреждениях, предприятиях, организациях. Ныне утвердился принцип политического плюрализма, многопартийности; партии стали добровольными объединениями парламентского типа, их функции приобрели новое качественное содержание; их деятельность выведена за пределы всех государственных структур. В ст. 37 Конституции Украины четко сказано: «Не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях». Юристы должны строго придерживаться норм Конституции Украины, которые имеют прямое действие.
|