Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деятельности юриста
Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — это разнообразие и свободная конкуренция политических идей, мыслей, партий, исключающая монополизацию государственной власти с помощью различного рода политических противовесов. В соответствии с принципом политического плюрализма, закрепленным в ст. 15 Конституции Украины, признаются законными интересы всех слоев общества и гарантируются условия для их представления в структурах власти. Оппозиционные (от лат. oppositio — противопоставление) движения, партии, группы в парламенте считаются неотъемлемым компонентом демократического общества, правового государства. Однако, ведя борьбу за власть, они не должны прибегать к формам политической агрессивности, использовать приемы политических провокаций. Необходимо, чтобы в процессе конкурентного взаимодействия различных политических интересов с помощью компромиссов достигалось их равновесие, баланс. Различают два стиля политического взаимодействия:
При толерантном стиле политического взаимодействия разногласия рассматриваются как необходимый и желательный фактор общественного обновления и разрешаются по общепризнанным правилам, отказ от насилия, терпимость к оппонентам, Раздел VI Поттическая культура юриста
Работник юридической сферы должен руководствоваться этим принципом в процессе своей профессиональной деятельности: он не может отказывать в обслуживании клиента по политическим соображениям, проявлять предвзятость к подследственному, подсудимому из-за негативного отношения к его политической позиции. Юрист-практик, как и все граждане, независимо от сферы деятельности и занимаемой должности, может и должен иметь политические взгляды, занимать определенную политическую позицию, быть сторонником политической платформы любой политической партии или движения. Политическая партия — это добровольное объединение граждан, которое выражает волю определенных социальных групп, стремящихся добиться государственной власти либо удержать ее конституционными средствами, действует на постоянной основе и влияет на политику государства в соответствии с программой и уставом. От других политических институтов партию отличают свойственные ей функции в отношениях власти и наиболее характерные способы их осуществления, конкретная внутренняя организация и структура (прежде всего фиксированное и индивидуальное членство), наличие политической программы действий и определенной идеологической системы ориентации. Основным способом политической деятельности партий является выдвижение своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Юристы должны знать политические платформы основных партий, могут агитировать за избрание своего представителя, участвовать в выборах, избираться сами. Юристы не должны, в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, лишаться свободы выражения Раздел VI Политическая культура юриста 295
Любое ограничение прав и возможностей личности юриста в самостоятельной переработке общественного богатства, ценностного освоения общественного опыта уменьшает роль политической культуры как в его поведении, так и в политической жизни общества. Поэтому в ст. 35 Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения». Эта статья соответствует ст. 19 «Всеобщей декларации прав человека» 1948 г.: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Итак, юристу как гражданину Украины дано право свободно объединяться в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических и иных интересов (за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей). Однако как лицу, находящемуся на государственной службе, установлены ограничения в пользовании этим правом. Определенным категориям (судьям, работникам прокуратуры, милиции и службы безопасности) законодательно запрещается участвовать в политических акциях, принадлежать к политическим партиям. Здесь действует принцип политического нейтралитета как необходимое условие нормального функционирования демократического государства. Специфика деятельности юристов как государственных
Раздел VI Политическая культура юриста
В Законе Украины «О государственной службе» не закреплен принцип политического нейтралитета государственного служащего. Однако в «Общих правилах поведения государственного служащего» отмечено, что «государственные служащие, с учетом конституционных прав, могут принимать участие в политической или иной общественной деятельности лишь вне границ их служебных обязанностей и во вне рабочее время, чтобы не подрывать веру общественности в непредубежденное использование ими своих функций. Собственные политические взгляды они не могут использовать при выполнении своих должностных обязанностей»1. Рассмотрим конкретно, как выражен принцип политического нейтралитета в Конституции Украины и специальных законах, посвященных деятельности работников системы правоохранительных и судебных органов.
Раздел VI Политическая культура юриста 297
Требование внепартийности судебной деятельности свойственно всем цивилизованным государствам. Это требование записано в Кодексе судебной этики США: судья не должен вмешиваться в политическую деятельность. Статья 6 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» гласит: «Использование Службы безопасности Украины в партийных, групповых либо личных интересах не допускается. Деятельность партий, движений и других общественных объединений, преследующих политические цели, в Службе безопасности Украины запрещается. На период службы или работы по трудовому договору членство сотрудников Службы безопасности Украины в таких объединениях приостанавливается. Как исключение, разрешается членство работников, заключивших трудовой договор со Службой безопасности Украины, в профессиональных союзах». Статья 3 Закона Украины «О милиции» указывает, что при исполнении служебных обязанностей работники милиции независимы от влияния каких-либо политических общественных Раздел VI Политическая культура юриста
Оперативные работники органов прокуратуры Украины не могут быть членами выборных и иных органов, которые создаются органами государственной власти и местного самоуправления. Им не разрешается быть членами общественных объединений, политических партий и движений, принимать участие в их деятельности. Ст. 6 Закона Украины «О прокуратуре» подчеркивает: «Сотрудники прокуратуры не имеют права принадлежать к каким-либо политическим партиям или движениям». Ограничение права работника суда, прокуратуры, службы безопасности, милиции быть членом политической партии автоматически лишает его права избираться в состав парламента Украины по партийному списку. Однако это не исключает внепартийной политической деятельности работников органов прокуратуры, суда, милиции, службы безопасности, а также возможности быть избранным
2 См Закон Украины «О милиции» Ст 18 3 См «Положение о проходжении службы рядовым и начальствующим соста Раздел VI Политическая культура юриста 299
Однако главное состоит не в установлении ограничений, а в том, чтобы никакие политические предпочтения не проявлялись в практической деятельности работников юридической сферы. Политическая деятельность юриста-практика, который не работает в органах суда, прокуратуры, милиции, службы безопасности (как и любого гражданина) может происходить в двух формах: 1) политического участия — прямая или опосредованная вовлеченность в выработку и реализацию политико-управленческих решений в стране, во влияние на политическую направленность действий в международном сообществе. Вовлеченность в политику на национальном уровне выражается в таком мероприятии как выдвижение и поддержка политико-должностных лиц, влияние на их деятельность. Приобщение к процессам политико-властных отношений происходит в таких формах участия: выборах; референдумах; контроле над деятельностью политических лидеров и институтов, политических митингах, Раздел VI Политическая культура юриста
2) политического функционирования — управление деятельностью политических институтов (государственных органов, политических партий и движений), управление общими делами и процессами удовлетворения потребностей общества и социальных групп (определение механизма принятия решений, деятельность относительно принятия решений, подбору и расстановке кадров, контролю над выполнением решений и работой кадров и др.). Рассмотрим подробнее каждый из видов политической деятельности юриста-практика. Политическое участие означает включение юриста во властные отношения в политической сфере, осуществление ряда мероприятий с целью выражения интересов, требований и настроений своих политических единомышленников: 1) ведение политической агитации, давление на органы 2) лоббирование законопроектов, заявление протеста; 3) поддержка соответствующих решений, выступление По масштабу политическое участие осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики. Наиболее благоприятные условия для политического участия создают демократия, гласность и правовое государство. Политическое функционирование предполагает наличие властно-политических полномочий у юриста: 1) лидерство в партии (ныне юристы — лидеры ряда поли 2) занятие ответственных должностей в управленческом Политическая деятельность, как правило, должна происходить вне государственных предприятий, организаций, учреждений. Прошло то время, когда господствующей была однопартийная Раздел VI Политическая культура юриста 301
Ныне утвердился принцип политического плюрализма, многопартийности; партии стали добровольными объединениями парламентского типа, их функции приобрели новое качественное содержание; их деятельность выведена за пределы всех государственных структур. В ст. 37 Конституции Украины четко сказано: «Не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях». Юристы должны строго придерживаться норм Конституции Украины, которые имеют прямое действие.
|