Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Независимый контрольно-надзорный орган за дисциплинарной стороной деятельности судей и прокуроров






Высший совет юстиции — коллегиальный, независимый орган, отвечающий за формирование высокопрофессионального судейского корпуса, способного квалифицированно, добросове­стно и непредвзято осуществлять правосудие на профессиональ­ной основе1. Высший совет юстиции осуществляет кадровый контроль над корпусом судей на стадии внесения представле­ния об их назначении либо избрании на должности или освобож­дении от должности.

Так, для того чтобы на кандидата на должность судьи впервые было сделано представление Президенту, он должен пройти собеседование в Высшем совете юстиции и набрать не менее 11 голосов членов совета при рассмотрении его кандида­туры.

Высший совет юстиции ответствен за принятие решений в случае нарушений судьями и прокурорами требований в от­ношении несовместительства и в границах своей компетенции об их дисциплинарной ответственности.

1 Создан и функционирует в соответствии со ст 131 Конституции Украины и на основании Закона Украины «О Высшем совете юстиции»



Раздел V Профессионально-правовая культура юриста


Функции Высшего совета юстиции:

1) внесение представления о назначении судей на должно­
сти или об освобождении их от должности;

2) рассмотрение дел и принятие решения по нарушениям
судьями и прокурорами требований относительно несовмести­
тельства;

3) осуществление дисциплинарного производства в отно­
шении судей Верховного Суда Украины и судей высших спе­
циализированных судов;

4) рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисци­
плинарной ответственности судей апелляционных и местных
судов, а также прокуроров.

Секции Высшего совета юстиции:

1) по вопросам подготовки представлений для назначения
судей впервые и освобождения их от должности;

2) дисциплинарная секция для осуществления дисциплинар­
ного производства, рассмотрения жалоб на решения о привле­
чении к дисциплинарной ответственности и принятия решения о
нарушении судьями и прокурорами требований о несовмес­
тительстве.

Высший совет юстиции состоит из 20 членов, которые на­значаются:

Верховной Радой — 3 члена (тайным голосованием путем подачи бюллетеней);

Президентом — 3 члена (указом);

съездом судей — 3 члена — в 2 этапа:

1) выдвижение кандидатов открытым голосованием боль­
шинством присутствующих делегатов съезда; включение их в
бюллетени тайного голосования для принятия решения;

2) назначение на должность того кандидата, который по­
лучил большинство голосов от числа избранных делегатов съез­
да или набрал большинство голосов по сравнению с другими
кандидатами;

съездом адвокатов — 3 члена (в 2 этапа по аналогии со съездом судей);


Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста



съездом представителей юридических высших учебных за­ведений и научных организаций — 3 члена (в 2 этапа по анало­гии со съездом адвокатов);

всеукраинской конференцией работников прокуратуры — 2 члена (в 2 этапа по аналогии со съездом судей).

В состав Высшего совета юстиции по должности входят:

Председатель Верховного суда Украины.

Министр юстиции Украины.

Генеральный прокурор Украины.

Срок полномочий членов Высшего совета юстиции (кро­ме тех, кто входит в его состав по должности) — 6 лет.

Условия, дающие право занять должность члена Высшего совета юстиции:

Гражданство Украины.

Возраст — не моложе 35 лет ч не старше 60 лет.

Владение украинским языком.

Наличие высшего юридического образования.

Стаж работы в области права — не менее 10 лет.

В Высший совет юстиции с предложением о принятии пред­ставления об освобождении судьи от должности могут обращать­ся следующие лица:

 

Народный Уполномоченный Соответствующая Член
депутат Верховной Рады квалификационная Высшего совета
Украины по правам комиссия юстиции
  человека судей  

Представление Высшего совета юстиции об освобождении судьи от должности может быть:

По общим обстоятельствам

Высший совет юстиции по предложению квалифика­ционной комиссии судей или по собственной инициативе вносит представление об освобождении судьи от должности органу, который его назначил или избрал, в случаях:

а) окончания срока;

б) достижения судьей 65 лет;



Раздел V Профессий)чапыю-правовая культура юриста


в,)невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;

г) прекращения его гражданства;

д) признания его безвестно отсутствующим или объяв­
ления умершим;

е) подачи судьей заявления об отставке или об осво­
бождении от должности по собственному желанию.

По особым обстоятельствам

Высший совет юстиции по предложению квалифика­ционной комиссии судей или собственной инициативе вносит представление об освобождении судьи от должности органу, который его назначил или избрал, в случаях:

а) нарушения судьей требований относительно несов­
местительства;

б) нарушения судьей присяги;

в) вступления в законную силу обвинительного пригово-
ра в отношении судьи._________________________________

Высший совет юстиции может привлечь к дисциплинарной ответственности Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и заместителей Председателя и судей высших специализированных судей по об­стоятельствам нарушения ими присяги, наложить на указанных судей такие взыскания:

— выговор;

— понижение квалификационного класса.
Основанием для открытия дисциплинарного производства

является представление:

 

Народного депутата Украины Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Члена Высшего совета юстиции по результатам проверки сообщений

Стадии дисциплинарного производства Высшего совета юс-
тиции такие же, как и квалификационных комиссий: _____

1) проверка данных о дисциплинарном проступке;

2) открытие дисциплинарного производства;

3) рассмотрение дисциплинарного дела;

4) принятие решения.


Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста



Решая вопрос о дисциплинарной ответственности судьи или прокурора, Высший совет юстиции должен выслушать его пояс­нения. Рассмотрение дисциплинарного дела в отношении судьи при его отсутствии допускается лишь в случае неявки его на за­седание Высшего совета юстиции без уважительных причин.

Дисциплинарное взыскание к судье или прокурору приме­няется Высшим советом юстиции не позднее, чем через шесть месяцев после выявления проступка.

Жалоба судьи или прокурора на решение квалификацион­ной комиссии в деле о привлечении к дисциплинарной ответ­ственности может быть принята Высшим советом юстиции не позднее одного месяца после дня вручения такого решения.

Высший совет юстиции рассматривает жалобы на реше­ния о привлечении к дисциплинарной ответственности судей спе­циализированных, апелляционных и местных судов, а также прокуроров не позднее одного месяца со дня их поступления, а в случае дополнительной проверки обстоятельств и материалов дела — не позднее трех месяцев со дня поступления жалобы. Ре­шения принимаются большинством от конституционного соста­ва Высшего совета юстиции, если иное не предусмотрено Законом Украины «О Высшем совете юстиции».

После рассмотрения жалобы судьи или прокурора Высший совет юстиции при наличии для этого оснований может:


удовлетворить жалобу, отме­нить решение о привлечении к дисциплинарной ответственности, закрыть дисцип­линарное произ­водство


удовлетворить жалобу полностью или частично и из­менить решение квалификационной комиссии или ор­гана, наложившего дисциплинарное взыскание


оставить жалобу без удовлетворения, а ре­шение квалификацион­ной комиссии или органа, наложившего дисциплинарное взы­скание, без изменения


Таким образом, решения дисциплинарных комиссий о при­влечении судей и прокуроров к дисциплинарной ответственно­сти могут быть обжалованы в Высший совет юстиции Украины.



Раздел V Профессионально-правовая культура юриста


5.13. Международные стандарты профессиональной деятельности юристов

Международное сообщество юристов разработало стан­дарты профессиональной деятельности юристов, которые содер­жатся в следующих документах: «Стандарты независимости юридической профессии Меэ/сдуиародной ассоциации юристов» (1990 г.), «Деонтологический кодекс (Кодекс правил осуществ­ления адвокатской деятельности адвокатов Европейского сооб­щества)» (1988 г.), «Кодекс поведения должностных лиц по поддерэ/санию правопорядка» (1979 г.), «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов» (1985 г.), «Дек­ларация основных принципов правосудия для оюертв преступле­ния и злоупотребления властью» (1985 г.), «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, каса­ющиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолет­них» («Пекинские правила») (1985 г.), Международный кодекс этики, одобренный Международной организацией адвокатов Европейского Союза и принятый в окончательном варианте в ноябре 1998 г. в Лионе; Резолюция Мео/сдународной ассоциации адвокатов, принятая в Вене в июне 1998 г., «Основные положе­ния о роли адвокатов», принятые на VIII конгрессе ООН (1990 г.), «Минимальные стандартные правила обращения с заключенны­ми», принятые на первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1955 г., Ре­золюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы относи­тельно Декларации о полиции; Основные принципы этики полицейской службы, утвержденные Парламентской Ассамблеей Совета Европы (1979 г.) и др. Большинство из указанных выше документов прямо предусматривают внедрение их положений в национальные правила.

Международные стандарты профессиональной деятельнос­ти юристов — это общие деонтологические нормативы (разре­шающие, обязывающие, запрещающие, рекомендательные нормы и принципы), которые предъявляются к юристу — судье,


Раздел V Профессионально-правовая культура юриста 273

адвокату и другим специалистам в области права — независи­мо от государственных границ их профессиональной деятельно­сти в целях гуманизации общественных отношений, укрепления законности и правопорядка в каждой стране мира.

Разумеется, что каждая страна имеет свои традиции и спе­цифику в деятельности работников сферы юридических услуг, обусловленные национальным судоустройством, структурой го­сударственной власти и управления, законодательством. Одна­ко существуют общие исходные положения, которые имеют либо должны иметь одинаковую силу в государствах с гуманисти­ческой, демократической направленностью развития. Эти поло­жения, ставшие общими межнациональными правилами (а не только национальными), и есть международные стандарты про­фессиональной деятельности юристов. Многие из них были при­няты в Европейском сообществе и обязаны учитываться всеми странами-участницами в случае пересмотра национальных деонтологических или этических норм с целью их гармонизации и дальнейшего развития. Конец XX — начало XXI в.в. были обозначены сближением, унификацией национальных правил ад­вокатской, судейской и другой профессиональной этики, вопло­щением в разнообразных национальных правилах единых, международно признанных принципов и подходов.

Так, «Деонтологжеский кодекс (Кодекс правил осуществ­ления адвокатской деятельности адвокатов Европейского сооб­щества)» (1988 г.), принятый делегатами 12 стран-участниц, был признан моделью для интерпретации и применения нацио­нальных деонтологических норм. Применение норм «Деон-тологического кодекса» в межнациональной деятельности обязывает адвокатов подчиняться нормам своей коллегии только в том случае, если нормы последней не противоречат нормам данного Кодекса. Под межнациональной деятельностью адво­ката понимаются: 1) все профессиональные отношения с адво­катом другой страны-участницы; 2) деятельность адвоката в другой стране-участнице.

Одним из важнейших деонтологических требований дея-



Раздел V. Профессиопалыю-правовая культура юриста


тельности юриста, ставшим международным стандартом, явля­ется независимость юридической профессии как гарантия для осуществления защиты прав человека и оказания правовой по­мощи.

Независимость профессии юриста означает игнорирование любого давления: исключается влияние как собственных инте­ресов (стремления удовлетворить личные блага), так и внешних средств воздействия («телефонного права», запугивания и др.). Независимость необходима для обеспечения доверия со сторо­ны юристов смежных профессий (например, доверие адвокату со стороны судей), а также со стороны клиентов.

Так, в Резолюции Международной ассоциации адвокатов (1998 г.) подчеркивается, что обязанность адвокатов относитель­но общественности состоит в обеспечении и защите своей неза­висимости в профессиональных, политических и экономических отношениях от влияния каких-либо факторов, которые могут сказаться на адвокатской помощи. В соответствии с междуна­родными актами независимость юридических профессий закреп­лена и в действующем законодательстве Украины.

В «Венской декларации о преступности и правосудии: от­веты на вызовы XXI века», принятой в 2000 г. на X Конгрессе ООН относительно предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, уделяется особое внимание «независимо­сти судебной власти и органов прокуратуры и соблюдению Меж­дународного кодекса поведения государственных должностных лиц» в области предупреждения преступности и осуществления уголовного правосудия. Гарантами независимости судей счита­ются высокий профессиональный статус, пожизненность избрания, высокое материальное положение, правовая самостоятельность по отношению к административным структурам.

Независимость юридической профессии обусловлена:

1) осознанием ее членами факта обладания профессиональ­ными знаниями и навыками, которыми не владеет остальная часть общества:

а) знанием законов, умением их применять в решении юри­дического дела;


Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста 275

б) умением толковать нормы права;

в) умением составлять юридические документы;

г) способностью критически оценивать юридические фак­
ты, события, правовые нормы;

2) обладанием знаниями о конкретных фактах, имеющих отношение к юридическому делу.

Независимость юридической профессии выражается в:

— установлении патерналистских отношений с клиентом,
то есть отношений профессиональной «опеки»;

— наличии (в определенных законом пределах) свободы и
самостоятельности в избрании способа решения юридического
дела.

Независимость юридической профессии обеспечивается:

1) гарантированием со стороны государства и закреплени­
ем этих гарантий в конституции и законах;

2) справедливой системой организации юстиции, исключаю­
щей какие-либо необоснованные ограничения или вмешательство;

3) беспристрастностью решений судебных органов, т.е.
решений на основе фактов и в соответствии с законом, без ка­
ких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения,
давления, угроз, прямого или косвенного вмешательства;

4) созданием условий для получения гражданами правовой
помощи и защиты прав со стороны избранного или независимо­
го адвоката;

5) поддержанием юридическими организациями профес­
сиональных стандартов и этических норм;

6) наличием независимых самоуправляемых ассоциаций
юристов, признанных действующим законодательством и спо­
собных обеспечить независимость юридической профессии, за­
щитить юристов от необоснованных ограничений и нарушений
и др.

Второй принципиальной международной деонтологической нормой деятельности юриста при выполнении им профессиональ­ных функций является служебное несовместительство и внепар-тийность как условия обеспечения независимости.

Служебное несовместительство означает неучастие судьи,



Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста


адвоката в коммерческой, партийной или иной деятельности, отличающейся от его профессии. «Деонтологический кодекс ад­вокатов ЕС» признает служебным несовместительством занятие адвокатом административной должности в органах юстиции, осу­ществление определенных должностных обязанностей и функций. В международных документах четко определяются виды деятель­ности, несовместимые с профессиональной деятельностью судьи, адвоката и других юристов-практиков. Адвокаты, судьи, проку­роры и другие работники юридической сферы обязаны придержи­ваться норм о служебном несовместительстве, установленных в его стране. Так, согласно Закону Украины «О прокуратуре» служ­ба в органах прокуратуры несовместима с работой на предприя­тиях, в учреждениях или организациях, а также с любым предпринимательством. Работники прокуратуры Украины могут заниматься научной и педагогической деятельностью.

Третье деонтологическое требование работника юри­дической сферы, служащее международным стандартом, — конфиденциальность информации (профессиональная тайна). Конфиденциальность информации и гласность юридической дея­тельности, противоположные, казалось бы, по сути, тесно взаи­мосвязаны благодаря тому, что являются формами обеспечения прав субъектов. Гласность, как полнота информации в отноше­нии юридической деятельности, необходима только там и тог­да, когда это не запрещено. Юрист (судья, адвокат и др.) обя­зан сохранять профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения им своих обязанностей. Так, Кодекс поведения юрис­тов в Европейском сообществе (принят 28.10, 1988 г. Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского Со­юза в Страсбурге) относит к существенным признакам адвокат­ской деятельности обеспечение клиенту условий, при которых он может свободно сообщить адвокату сведения, которые не со­общил бы другим лицам. Адвокат как получатель информации должен сохранять ее конфиденциальность, поскольку без уверен­ности в конфиденциальности не может быть доверия со сторо-


Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста 277

ны клиента. Причем соблюдается конфиденциальность в отно­шении всей информации, предоставленной самим клиентом либо полученной относительно клиента или других лиц в ходе пре­доставления юридических услуг. Согласно «Пекинским правилам» в процессе отправления правосудия в отношении несовершенно­летнего должны уважаться его права на конфиденциальность на всех этапах, чтобы избежать причинения вреда из-за ненужной гласности или ущерба репутации.

Следует обратить внимание на ст. 4 «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», принятого Генеральной Ассамблеей ООН 17.12.1979 г., и Декларацию Со­вета Европы «О полиции». Кодекс является моделью для исполь­зования в рамках национального законодательства и практики системы принципов, подлежащих соблюдению должностными лицами относительно поддержания правопорядка. Среди прин­ципов, которые обязаны соблюдать должностные лица относи­тельно поддержания правопорядка, назван принцип сохранения профессиональной тайны: «Сведения конфиденциального харак­тера, получаемые должностными лицами по поддержанию пра­вопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или совершение правосудия не требует иного». Декларация «О полиции» подчеркивает необходимость соблюдения этичес­ких норм среди должностных лиц, принимающих участие в ох­ране правопорядка, в том числе сохранения тайны.

Согласно Основным принципам, касающимся роли юрис­тов (приняты 7.09.1990 г. 8-м конгрессом ООН по предупреж­дению преступности и обращению с правонарушителями), правительствам надлежит признавать и обеспечивать конфиден­циальный характер любых консультаций и отношений, склады­вающихся между юристами и их клиентами в процессе оказания профессиональной юридической помощи.

Четвертое требование выражается в защите интересов клиента как своих собственных, а также в защите интересов коллег и профессии в целом (насколько это возможно). В п. 12 «Основных положений о роли адвокатов», принятых VIII конг-



Раздел V Профессионально-правовая культура юриста


рессом ООН в августе 1990 г., провозглашается: «Адвокаты, как участники отправления правосудия, должны постоянно за­ботиться о чести и достоинстве своей профессии». Надлежащее выполнение юристом своих профессиональных обязанностей в соответствии с международными деонтологическими требова­ниями создает необходимые условия для нормальной жизнедея­тельности общества.

Международные стандарты в области профессиональной юридической деятельности основываются на фундамоталъном принципесоблюдении основных прав человека. Они составле­ны соответственно ст. 1 Всеобщей декларации прав человека «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоин­стве и правах». В п. 14 «Основных положений о роли адвока­тов» (1990 г.) записано: «Оказывая помощь клиентам при осуществлении правосудия, адвокаты должны придерживаться прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, действовать свободно и настойчиво соответственно закону и признанных профессиональных стандар­тов и этических норм». Принятие «Кодекса поведения должност­ных лиц по поддержанию правопорядка» (1979 г.) имело целью осуществление правопорядка должностными лицами правоохра­нительных органов в соответствии с принципами прав человека.

Правила поведения должностных лиц относительно под­держания правопорядка (соответственно «Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка»):

1) уважать и защищать достоинство и права человека;

2) применять силу только в случае крайней необходимос­
ти и в той мере, в какой это требуется для выполнения их слу­
жебных обязанностей;

3) сохранять в тайне сведения конфиденциального харак­
тера;

4) проявлять осторожность при сохранении и использова­
нии информации, которая относится к личной жизни других лиц
или может повредить их интересам и репутации,

5) не осуществлять, не подстрекать, не относиться терпи­
мо к пыткам или другим бесчеловечным обращениям и наказа-


Раздел V Профессионально-правовая культура юриста



ниям, не оправдывать их исключительными обстоятельствами либо ссылками на распоряжения вышестоящих лиц;

6) обеспечивать полную охрану здоровья задержанных ими
лиц, принимать меры к оказанию им медицинской помощи в слу­
чае необходимости;

7) препятствовать любым актам коррупции и не совершать
самому таких актов;

8) уважать закон и «Кодекс».

Международные стандарты профессиональной практичес­кой деятельности юриста нашли воплощение в Конституции, других нормативно-правовых актах Украины, Дисциплинарных уставах работников правоохранительных органов, Положениях о дисциплинарных комиссиях и др.

Возникла потребность в создании унифицированной систе­мы деонтологических требований к каждой юридической про­фессии на общеевропейском и международном уровнях, призванной стать ориентиром для совершенствования профес­сионального мастерства юристов любой страны мира.


Раздел VI Политическая культура юриста


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал