![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к дизайну и эргономике в юридических учреждениях
К объективным факторам, влияющим на результаты юридической деятельности, относится внешний вид здания, приемной, кабинета. От них зависит эффективность труда юриста. Вопросы оптимизации условий труда изучает сравнительно новая научная дисциплина — эргономика. Она использует данные технических наук, психологии, физиологии, гигиены, анатомии, антропологии, биофизики. Эта наука изучает функциональные возможности человека в процессе трудовой деятельности и имеет целью создание для него оптимальных условий труда, которые делают его высокопроизводительным, обеспечивают работнику необходимые удобства, сохраняют его силы, здоровье и работоспособность. Условия труда, в которых протекает деятельность юриста, во многом предопределяют его работоспособность и психологический комфорт. Эти факторы также оказывают воздействие на психологическое состояние людей, которые обращаются к юристу за правовой помощью. В современных условиях возрастает и усложняется роль дизайнера (художника-конструктора), который работает в области юридической практики. В дизайнерской деятельности, направленной на создание оптимально-гармоничной среды, происходит интеграция природных и технических форм. Основ- Раздел VIII Эстетическая культура юриста 371
Во время строительства и оформления юридических учреждений, строений, предназначенных для судов, прокуратуры, исправительно-трудовых учреждений и т.д., должно учитываться их назначение и соответствующее эмоциональное отношение к ним. Главная цель установления требований к рабочему месту юриста-практика — повышение уровня и культуры обслуживания населения, усиление защиты прав и законных интересов граждан, учреждений и организаций, соблюдение законности во время исполнения служебных и профессиональных обязанностей. Так, в соответствии с «Положением о требованиях к рабочему месту частного нотариуса и осуществление контроля над их соблюдением» нотариус должен иметь рабочее место в границах нотариального округа. Это может быть нотариальная контора. Исключается наличие нескольких отдельных помещений. Исключается также осуществление нотариальной деятельности в случае отсутствия помещения, отвечающего требованиям в отношении соблюдения тайны. Нотариус не вправе работать в одном помещении с лицами, деятельность которых не связана с совершением нотариальных действий. Помещение нотариуса должно состоять как минимум из двух комнат; быть обеспеченным сейфом для хранения печатей, штампов с удостоверяющими надписями и специальными бланками нотариальных документов, металлическим шкафом для сохранения архива нотариуса; иметь решетки на окнах; быть подключено к средствам сигнализации. В случае невыполнения одного из указанных условий (по результатам проведения проверки рабочего места нотариуса составляется соответствующий акт) нотариусу может быть отказано в совершении нотариальных действий. Значительная часть работы юриста протекает в его рабочем помещении — кабинете. Здесь необходимо учитывать ряд факторов, создающих в целом обстановку деловой активности, Раздел VIII Эстетическая культура юриста
Основные требования, которые предъявляются к кабинету: 1) достаточные размеры помещения (например, кабинет сле 2) оптимальная освещенность и правильное ее сочетание 3) возможность регулирования микроклимата; 4) соответствующая оснащенность охранной и пожарной 5) ограниченный шумовой фон (не должен превышать 40— 6) удобное расположение компьютерной и другой оргтех Для эффективного выполнения работы имеет значение правильная планировка рабочего места. Она достигается путем определения наиболее и наименее удобных зон для выполнения трудовых операций. Нормальная рабочая зона определяется дугой, очерчиваемой длиной вытянутой правой или левой руки в горизонтальном или вертикальном направлении. Габариты мебели и ее размещение должны соответствовать рабочей зоне. Поскольку большинство юристов основное служебное время проводят за письменным столом, стол и стулья должны быть приспособлены индивидуально. Стол, за которым работает следователь, судья, прокурор, не должен стоять в углу. Он должен стоять так, чтобы входящий в кабинет сразу его заметил, а не искал глазами хозяина кабинета. Да и хозяину кабинета не надо поворачивать голову, чтобы увидеть вошедшего. В случае нахождения в кабинете 2—3 работников размещение их столов должно определяться спецификой выполняемой ими работы. Остальная мебель по возможности должна располагаться вдоль стен так, чтобы центр комнаты оставался свободным. Необходимо обратить внимание на расположение стула собеседника. Его следует поставить в таком месте, чтобы свет падал Раздел VIII Эстетическая культура юрис та 373
Не меньшее внимание должно уделяться освещенности рабочего места и кабинета в целом. Для нормального освещения рабочего места юриста источник света должен быть расположен слева, а для выполняющих работу на технических средствах (компьютерах, пишущих машинках и т.п.) под углом 45 градусов. Сочетание общих и местных источников света создает наилучшие условия освещенности. Неприемлема прозрачная лампочка, слепящая глаза. Немаловажное значение для работоспособности имеет цветовое оформление служебных помещений. Состояние комфорта определяют температура и движение воздуха, влажность. На нормальную атмосферу рассмотрения юридического дела существенно влияют предметы, находящиеся в кабинете юриста. В кабинетах следователей не должно быть предг.етов, проходивших по делу как вещественные доказательства (оружие, ножи и т.п.), а также металлических канцелярских принадлежностей (ножницы, нож для вскрытия конверта и др.). В случае общения следователя с гражданами они могут стать сильными раздражителями, особенно для лиц, которые впервые оказались в подобной ситуации. В кабинетах частных адвокатов, нотариусов, юрисконсультов не должно быть статуэток, ваз, картин и т.п. Не всегда отвечая эстетическим требованиям, эти предметы могут негативно сказаться на оценке клиентом личности юриста и дела в целом. Излишества и помпезность оформления кабинетов и зданий, в которых помещаются суды, нотариальные конторы, органы правоохранительной системы и др., настораживают клиентов и создают определенную психологическую преграду для доверительности отношений по линии «юрист-клиент». Максимальные удобства для работы создает порядок на рабочем месте и чистота в кабинете. По свидетельству специалистов, наличие порядка на рабочем месте сокращает затраты времени на 10—20%. Напомним, что говорил французский философ Декарт: «Порядок освобождает мысли». Раздел VIII Эстетическаякупът\> ра юриста
Разнообразные операции, осуществляемые юристом в процессе практической деятельности, всегда закрепляются в правовых документах В уголовном судопроизводстве встречается более двадцати различных видов процессуальных документов — постановления, протоколы, решения, иски, жалобы, протесты, указания, повестки, обязательства, уведомления, доверенности, возражения, ходатайства, заявления, объяснения, описи и др Правовой документ — это предусмотренная законом материальная форма получения, сохранения, использования и распространения правовой информации путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или на другом носителе. Виды документов:
Все документы должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к любым индивидуально-правовым (правоприменительным) актам. Они должны быть законными, обоснованными, мотивированными, справедливыми, грамотно и эстетично оформленными. Оформление правового документа в соответствии с эстетическими требованиями облегчает его восприятие. Неправильно составленные документы подрывают авторитет органов расследования, суда, прокуратуры. Процессуальный акт, составленный с существенным нарушением требований закона относительно его содержания и формы, лишается юридической силы. Уровень эстетической культуры юриста, составляющего правовой документ, во многом зависит от правильности выбора формы, стиля и языка. Элементарное требование к юристу — безупречное владение языком судопроизводства, умение грамот- Раздеч VIII Эстетическая к\> шпура юриста 375
Повышению эстетических качеств документа способствует правильный выбор бумаги, шрифта, чернил. Бумага для документов должна быть белого цвета. Не рекомендуется использовать тонкую и прозрачную бумагу. Чернила необходимо применять черного или другого темного цвета. В правовых документах не допускаются исправления, подтирки. Они должны составляться разборчиво, аккуратно, с правильным расположением текста. Правовой документ должен содержать все необходимые реквизиты. Отсутствие даже одного из них может привести к потере юридической силы документа. Наряду с установленным государством перечнем реквизитов отдельные документы могут содержать дополнительные реквизиты. Для составления документов, как правило, применяются бланки. Государственным стандартом установлены такие размеры бумаги (форматы). A3 (297x420), А4 (210x297); А5 (148x210); А6 (105x148). Каждый реквизит документа, кроме смысловой, несет и определенную нагрузку эстетического свойства. Для тех документов, например, где имеется заголовок, в котором сжато и четко формулируется его основное содержание, предусмотрено особое внешнее оформление реквизита. Раздел VIII. Эстетическая культура юриста
Некоторые документы как обязательный реквизит имеют изображение Государственного герба Украины. Изображение герба на бланках с угловым размещением реквизитов находится на верхнем поле бланка над серединой строк наименования организации, а на бланках с продольным размещением реквизитов — в центре верхнего поля. В соответствии с требованиями Единой государственной системы делопроизводства в документе должен быть назван орган, который его издал. Название органа определяется положением о нем. Сокращенное название может размещаться на бланке вместе с полным названием только в случаях, если оно официально зафиксировано в установленном порядке. Название органа, как правило, проставляется специальным штемпелем или имеется на самом бланке. Реквизит включает, кроме названия, должностное положение лица с указанием фамилии, инициалов, от которого исходит данный документ.
|