Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утверждение документа осуществляется двумя способами, которые имеют одинаковую силу.
1. Гриф утверждения. Элементами грифа утверждения являются: гриф «Утверждаю», название должности, личная подпись, инициалы и фамилия лица, утвердившего документ, а также дата утверждения. Одним из вариантов грифа утверждения является гриф секретности. Это штамп установленного образца, служащий обязательным реквизитом материального носителя информации, которая отнесена к государственной тайне. Гриф секретности содержит сведения о степени секретности информации («особой важности», «совершенно секретно», «секретно»), срок засекреченности информации и должностное лицо, которое дало указанный гриф. Раздел VIII. Эстетическая культура юриста 377 2. Подпись. От подписи зависит юридическая сила правового документа. Подпись должна служить следующим целям: 1) указывать на автора, составителя документа; 2) свидетельствовать, заверять или утверждать содержа 3) подтверждать ответственность того, кто составил до Например, юридический процессуальный документ обязательно должен иметь подпись должностного лица, а также печать, если документ выходит за пределы органа. Так, частный нотариус может поставить свою печать, в которой указаны должность, фамилия, имя, отчество и округ деятельности. Образцы печатей государственных и частных нотариусов и условия заказа на их изготовление определяются Министерством юстиции. В состав реквизита «Подпись» входят: название должности, звание, личная подпись, инициалы и фамилия лица, подписавшего документ. Если документ напечатан на бланке, название органа (структурного подразделения) в названии должности руководителя не указывается. Расшифровка подписи в реквизите «Подпись» должна быть напечатана на уровне последней строки названия должности, а в случае указания и звания — на его уровне. Если документ подписывается несколькими должностными лицами, которые занимают различные должности, их подписи размещаются одна под другой, в зависимости от того, кто из них выше по своему положению. Если же лица, подписывающие документ, занимают одинаковую должность, их подписи размещаются на одном уровне. Юридическую силу правовым документам придает печать. Гербовая печать (с изображением Государственного герба) ставится на тех документах, где это строго регламентировано нормативно-правовыми актами. Гербовая печать применяется: — на документах для свидетельства прав граждан и юри — на уставах (положениях) учреждений; — на договорах и т.п. Раздел VIII. Эстетическая культура юриста Печати других видов (с названием соответствующего органа, учреждения, без изображения Государственного герба или гербовая печать с надписью «Для хозяйственных и финансовых документов») проставляется на различных справках, выдаваемых органом или учреждением. Печати всех организаций должны содержать наименование организации, ее вид, место регистрации или регистрационный номер. Оттиск печати должен ставиться с левой стороны документа таким образом, чтобы он охватывал часть названия должности лица, подписавшего документ. На оттисках печати не должно быть исправлений, дополнений или изменений текста, конфигураций рисунка. Оттиск должен быть выполнен четко, так как смазанная печать во всех случаях придает документу неаккуратный вид, а иногда может вызвать сомнения в достоверности содержания документа. Оттиски штампов (их условно называют угловыми), как правило, требуют письменных дополнений: номера документа, даты выдачи, иногда номера расчетного счета и др. При подписании или утверждении документа всегда ставится дата. Она оформляется арабскими цифрами, разделенными точкой. Допускается применение словесно-цифрового способа оформления дат. Дата содержит в себе срок принятия правового документа и срок вступления его в законную силу. В соответствии с Государственными стандартами регламентируется оформление текста правового документа, благодаря чему достигается, помимо всего прочего, и его эстетическое совершенство. Так, тексты всех документов, составленных на бланках формата А4 печатаются через полтора межстрочного интервала, а на бланках формата А5 — через один. Содержание документа следует располагать на листе таким образом, чтобы его можно было легко и удобно прочитать. Оставляются свободные поля для подшивки; если документ имеет несколько листов, они нумеруются. Реквизитом правовых документов является адресат. В соответствии с компетенцией документы могут адресоваться органам государственной власти и управления, министерствам, ведомствам Раздел VIII. Эстетическая культура юриста 379 и их структурным подразделениям, конкретному должностному лицу, а также отдельным гражданам. Документ не дою/сен иметь больше четырех адресов. Если их больше, то составляется список рассылки и на каждом экземпляре документа пишется один адрес. Наименование организации, ее структурного подразделения должно быть указано в именительном падеже. В случае адресования документа руководителю организации ее название входит в состав названия должности адресата. В случае направления документа нескольким организациям адресаты могут быть выражены обобщенно. В случае адресования почтовых отправлений вначале пишется {адрес отправителя — слева вверху; адрес получателя — справа внизу) имя и фамилия или инициалы и фамилия, затем должность, название организации, ее адрес в такой последовательности: номер почтового ящика, номер здания, название улицы, почтовый индекс, название города, название страны. При составлении документов необходимо придерживаться специальных требований, имеющих технико-юридический характер. В зависимости от целевого и функционального назначения для подготовки отдельных видов правовых документов могут быть использованы такие виды бланков: 1) удостоверительные (паспорт, диплом, определенные 2) специальные (постановления, обвинительные заключения). 3) обычные (пропуск, справка). Они не требуют точных Ряд отдельных документов составляются без бланков, так Раздел IX Экопо чическая культура юриста как для них невозможно подготовить бланк. Вместе с тем установлена соответствующая форма построения и общие принципы составления таких документов (например, характеристики, протоколы). Языковые средства и компоновку текста автор-составитель избирает сам. Именно во время составления таких документов у юриста часто возникают противоречия, ошибки. Здесь отчетливо проявляется языковая, эстетическая и общая культура юриста (или их отсутствие). Необходимость подавать документы на государственном — украинском языке, зафиксировано в Конституции Украины (ст. 10) и «Законе о языках в УССР». В соответствии с законом украинский язык является языком делопроизводства и документации государственных учреждений и общественных организаций, законов и других актов государственной власти, проведения судопроизводства, научных конференций л съездов, официальных средств массовой информации и др. Вместе с тем Конституцией Украины гарантируется свободное развитие, использование и защита русского и других языков. Следственные и судебные документы, которые по закону подлежат предоставлению лицам, принимающим участие в деле и не владеющим украинским языком, вручаются в переводе на родной язык или на другой язык, которым они владеют. Раздел IX Экономическая культура юриста 9.1. Экономика, экономическая теория и личность Экономическая ситуация в Украине переходного периода, порожденная, с одной стороны, предыдущей советской плановой экономикой, а с другой проводимыми рыночными реформами, предъявляет возрастающие требования к экономическим знаниям и представлениям граждан. Развивающийся украинский бизнес настоятельно требует грамотности его руководителей. И не только их. Всем слоям общества нужен определенный уровень экономических знаний, чтобы понять экономический мир, в котором они живут. Возрастают, требования к подготовке юриста (адвоката, судьи, нотариуса, юрисконсульта, работника милиции в системе экономической безопасности, работника налоговой милиции, государственного исполнителя и др.) в сфере экономических отношений. Юрист призван занимать активную социальную позицию, уметь разобраться в «азах» экономики при решении дел, тесно с ней связанных. Экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, отношения между людьми в процессе хозяйствования, то есть отношения, возникающие в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов. Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. У его истоков стоял мыслитель Ксенофонт. В термине «экономика» соединено два слова: «хозяйство» и «закон»; в буквальном смысле он означает хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. Поскольку в Древней Греции хозяйство было натуральным, то экономика мыслилась как «искусство ведения домашнего хозяйства». Со временем смысл термина обогатился и изменился. Произошла терминологическая дифферен- Раздел IX Экономическая kv птура юриста циация понятий «экономика»: 1) экономика в ее непосредственном, натуральном проявлении; 2) экономическая теория (наука). Структурными элементами экономики являются человек, естественная природа, искусственная природа. Искусственная природа — это все, что создано человеком: средства производства {средства труда — основные средства, предметы труда — оборотные средства); инфраструктура {производственная — объекты, обеспечивающие функционирование производства, и социальная — условия жизнедеятельности людей). Экономическая теория (наука) зародилась позже, чем экономика. Она могла возникнуть тогда, когда накопился опыт хозяйствования, передаваемый из поколения в поколение. Экономическая теория — наука, изучающая выбор личностью и обществом способа использования дефицитных (ограниченных) ресурсов для производства, распределения, обмена разнообразных товаров с целью их потребления и жизнеобеспечения. Экономическая теория дает ответы на пять важных вопросов: 1) как производить; 2) зачем производить; 3.) как распределять; 4) как потреблять продукт производства; 5) как использовать продукт производства. Объектом изучения экономической теории являются не только вещи, физические объекты, но и биологическая природа человека. Если вещи и физические объекты можно количественно измерить и описать, то человека нельзя подвергнуть количественному анализу, поскольку его действия не поддаются числовому измерению. Человек должен свободно ориентироваться в количественных и качественных категориях, употребляемых в экономической науке. Количественные категории: «объем производства и потребления», «денежные доходы и расходы», «цены», «производительность», «темпы экономического подъема и спада». Качественные категории: «справедливость», «благотворительность», «равенство возможностей», «духовные потребности», «интересы». Следует хорошо знать и полуколичественные категории: «эффективность», «удовлетворение потребностей», «рынок», «выгода», «предпочтения», «авторитеты». Большинство экономических категорий и понятий являются «размытыми» (труд, деньги, цены, финансы, Раздел IX. Экономическая культура юриста 383 доход), то есть не поддаются единому, однозначно трактуемому определению, однако это не лишает их смысла и широкого практического использования. Знание экономических категорий и экономических технологий дает возможность личности глубже познать и использовать свои экономические права.
|