Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие экологической культуры юриста и ее структура
Экологическая культура юриста — система экологических знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать экологические права и обязанности, выступать в качестве хранителя природной окружающей среды. Специфика экологической культуры юриста состоит в том, что она обусловлена ценностными представлениями об объективно существующей экологической системе — окружающей природной среде. При этом в Основе этих представлений должна находиться убежденность в том, что некоторые экологические права являются естественными правами, которые неотъемлемы от жизнедеятельности граждан, независимо от их правового за-крепления. Такие права человека и гражданина реализуются как объективная необходимость и не требуют нормативно-правового оформления. Экологические права — охраняемые государством возможности (свободы) личности удовлетворить потребности в сфере экологии, пользоваться природной средой как естественной средой обитания1. Экологические права: право на благоприятную окружающую среду; право на охрану жизни и здоровья от воздействия небезопасной экологической обстановки; право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими 1 Право па жизнь человека в благоприятных условиях впервые официально признано в Стокгольмской декларации Конференции ООН по окружающей человека среде от 16.06.1972 г. Данная формула с необходимыми трансформациями была отражена сначала в Конституции СССР 1977 г., а затем в действующих конституциях стран СНГ. Раздел X. Экологическая культура юриста 397 правонарушениями; одним словом право на экологическую безопасность1. Экологическая безопасность исключает негативное влияние угроз техногенного или естественного характера на здоровье и жизнь человека. Экологические права сродни праву на жизнь, праву на охрану жизни. Их реализация^ невозможна без экологических обязанностей. Невыполнение обязанностей не может не отражаться на степени и уровне соблюдения прав. Экологические обязанности — юридические необходимости сохранять природную среду как естественную среду обитания и нести ответственность за несоблюдение норм, установленных государством. В разных сферах природопользования обязанности граждан урегулированы с разной степенью детализации и конкретизации; от их соблюдения во многом зависит состояние обеспечения соответствующих экологических прав граждан. Ныне экологические права и обязанности признаются в качестве приоритетных в системе иных прав и обязанностей человека. Эта категория прав и обязанностей несколько отличается от экономических прав и обязанностей граждан. Если последние складываются, главным образом, внутри общества, то экологические права и обязанности олицетворяют взаимоотношения общества с природой. При ориентации на экономические условия человек и общество должны учитывать экологические факторы. В противном случае в обществе формируются интересы и потребности, направленные не на взаимодействие с окружающей средой, а только на потребление ее благ (лечебно-оздоровительные свойства, эстетические впечатления от ландшафтов и т.д.). Как гражданину и должностному лицу (правоприменителю) юристу надлежит строго соблюдать ст. 50 Конституции Украины, которая закрепляет важнейшие составляющие экологических прав 1 Экологическая безопасность — обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду и др. Раздел X Экологическая культура юриста граждан: право на благоприятную окружающую природную среду; право на возмещение ущерба, причиненного ухудшением состояния окружающей среды; право на получение и использование экологической информации. Эта группа экологических прав не отделима от личности. Другую группу составляют те экологические права и обязанности, которые тесно связаны с природопользованием и направлены на сбережение используемых природных объектов и экосистем. Это и право свободно отдыхать в лесу (не допуская его засорения), и право землепользования (в зависимости от целевого назначения земельного участка), и право водопользования (плавание, рыбная ловля — без браконьерства) и т.п. В практической деятельности юрист обязан руководствоваться следующим правилом: экологическому праву соответствует обязанность уполномоченных государственных органов, предприятий, учреждений и организаций проводить мероприятия, направленные на оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и снижение вредных для человека и окружающей среды последствий. Руководители любого ранга, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний. Содержание экологической культуры юриста:
Раздел X Экологическая культура юриста 399 Экологическая культура юриста отражает: 1) степень экологических знаний; 2) осознание их ценности и необходимости; 3) умение их использовать в профессионально-правовой деятельности. Структура экологической культуры юриста: 1) овладение экологическими знаниями, широкая информи 2) убежденность в необходимости оздоровления окружаю 3) участие в системе конкретных экологических отноше Текущее законодательство Украины определило юридические критерии благоприятной окружающей среды, которыми, в частности, выступают нормативы экономической безопасности: предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде; предельно допустимые уровни различного вредного влияния на него (акустического, электромагнитного, ионизирующего, радиационного и др.); предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания. Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Министерством охраны здоровья Украины и другими уполномоченными на это государственными органами в соответствии с законодательством Украины. Экологическая культура юриста включает знание о том, что уровень безопасной окружающей среды (чистая, благоприятная, безвредная) в случае спора устанавливается проведением экологической экспертизы. При этом юрист имеет право (обязанность — в случае работы в этой сфере) участвовать в проведении общественной экологической экспертизы, разработ- Раздел X Экологическая культура юриста ке и осуществлении мероприятии по охране окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, в обсуждении законопроектов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды. Ему надлежит строго исполнять самому и разъяснять гражданам и должностным лицам, что наложение штрафа в административном порядке наступает за невыполнение экологических обязанностей (например, по проведению государственной экологической экспертизы), требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений. Юрист должен охранять право гражданина на получение в установленном порядке полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье населения. Законом каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена. Формирование экологической культуры граждан во многом зависит от экологической культуры юриста, его профессиональной деятельности в сфере экологических отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления, предпринимателями и общественными объединениями. Его активная позиция по охране окружающей среды правовыми средствами влияет на экологическое просвещение граждан, воспитывает у них культуру обращения с природой, техникой, стимулирует к реализации ст. 66 Конституции Украины, которая гласит: каждый обязан не причинять вред природе, культурному наследству, возмещать причиненные им убытки. Юрист-работник экологических правоохранительных органов обязан требовать от граждан оберегать, охранять и рационально использовать природные богатства; осуществлять деятельность по соблюдению требований экологической и пожарной Раздел X Экологическая культура юриста 401 безопасности; не нарушать экологические и законные интересы других субъектов; охранять леса от пожаров и самовольной вырубки; рационально использовать и обрабатывать свои земельные участки и др. То есть гражданин не может делать ничего такого, что могло бы привести к уничтожению экологических связей и среды проживания людей в целом. Экологические, как и экономические, проблемы невозможно решать исключительно с помощью уголовной репрессии. Для эффективного их решения необходимо пользоваться совокупностью всех средств воздействия, среди которых уголовная репрессия является последним, применяемым после исчерпания других — превентивных. Главное — это неотвратимость ответственности, а не жестокость наказания. Она служит предостережением потенциальным вредителям окружающей среды. Юрист должен понимать, что более опасной для загрязнения окружающей среды является производственная деятельность людей, нежели браконьерские правонарушения гражданина. Важно своевременно привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц, которые принимают и исполняют управленческие решения, влекущие загрязнение окружающей среды. Одна из задач юриста-профессионала — не оставлять безнаказанными иски о возмещении вреда окружающей среде. Всегда и везде юрист обязан помнить, что окружающая среда является общенациональным благом, нуждающимся в его защите как исполнителя законов государства (Закон «Об охране окружающей природной среды», Водный кодекс Украины, Законы «Об охране атмосферного воздуха», «О природно-заповедном фонде Украины» и др.). Разумеется, юрист Украины не может использовать все инструменты экополитики (их около 150), которые действуют в про-мышленно развитых странах, вошедших в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию. Только некоторые из этих инструментов нашли закрепление в национальных законах. Однако все они могут служить ориентиром профессиональной деятельности юриста в сфере эко-правотворчества и правоприменения. Раздел X. Экологическая культура юриста К действующим инструментам экополитики в Украине, которыми должен овладеть юрист (они определяют уровень его экологической культуры) следует отнести: 1) законодательно признанные международные соглаше 2) экологическая конституция Земли, которая обязывает 3) Конституция, законы, формально обязывающие береж 4) Красная книга, которая дает возможность сберечь от 5) экологические стандарты, которые регулируют исполь 6) инструкции, которые регулируют использование окру 7) постановления, приказы, распоряжения, которые регу 8) экосертификация (обязательная), которая стимулирует 9) программы, планы, которые способствуют развитию В XXI веке требования к экологической культуре юриста возрастут, они приобретут более качественное содержание. Об этом свидетельствует анализ мировых тенденций природоис-пользования и экономической защиты природы: преобладание обязательных инструментов экополитики над добровольными, (постепенная их интеграция); трансформация внешних экологических эффектов (экологический вред) во внутренние (экологические затраты); приоритетность экономического стимулирования рационального природоиспользования над экономическими санкциями за экологический вред и др. Раздел XI Информационная культура юриста 11.1. Информатика, информационное общество и юрист Одним из особых признаков современного мирового социального прогресса является рост информации в общественных отношениях. Украина втянута в этот процесс, ее дальнейшее поступательное движение к социальному правовому государству зависит от материально-энергетической и информационной оснащенности. Информация в обществе становится главным социальным капиталом. Поэтому в системе законов и подзаконных актов, созданных после провозглашения независимости государства, значительное место отведено развитию информатики1. Информатика — отрасль знаний, изучающая общие свойства и структуру научной информации, закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, распространения и использования в различных сферах деятельности человека. Информацией считаются документированные или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и в окружающей среде. Информация — это единственный способ повышения профессиональных знаний. Гражданское общество, то есть общество с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, по взаимодействующее с ним, не может не быть ин- 1 См.: Законы Украины «Об информации», «О языках», «О государственной тайне», «О научно-технической информации», «О телевидении и радиовещании», «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», «О защите информации в автоматизированных системах», «О библиотеке и библиотечном деле», «Об информационных агентствах, о связи», «О национальном архивном фонде и архивных учреждениях», «О национальной программе информатизации», «Об авторском праве и смежных правах», «Об обязательном образце документов» и др. Раздел XI. Информационная культура юриста формационным. Для его функционирования важна: 1) информация «извне», то есть со стороны зарубежных государств, знание их социальных достижений, событий и явлений; 2) информация «изнутри» — знание собственных событий и явлений, ценностей, нуждающихся в сохранении. Расширение гласности, информированности способствует приобщению людей к активному участию в делах общества, государства, сохранению положительного национального опыта и критическому избирательному заимствованию достижений соседних государств. Недооценка, искажение или неполнота информационных отношений между обществом и публично-правовыми институтами способны повлечь отчуждение граждан от власти. Одним из условий эффективной работы юриста является информатизация общества. Информатизация — это совокупность взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических, производственных процессов, направленных на создание условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и общества на основе создания, развития и использования информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий, которые построены на основе применения современной вычислительной и коммуникационной техники1. В этой связи весьма ценно принятие Законов «О Концепции Национальной программы информатизации» и «О Национальной программе информатизации», а также создание Совещательного совета по вопросам информатизации при Верховной Раде. Цель этого Совета — оказывать содействие разработке политики в сфере информатизации, подготовке и утверждению задач Национальной программы информатизации с учетом новейших достижений и технологических решений. Государственное управление в области общественных информационных отношений призвано воплотить в жизнь государственную политику, методы и способы создания информационных ресурсов, их оборота, сохранения, сбора, накопления, систематизации, использования, сохранения и защиты, то есть формировать 1 Такое определение информатизации дано в ст. 1 Закона Украины «О национальной программе информатизации». Раздел XI. Информационная культура юриста 405 информационное общество. Украина должна стать информационно-правовым обществом. Информационно-правовое общество — это гражданское общество с развитым информационным производством и высоким уровнем информационно-правовой культуры, в котором эффективность деятельности людей обеспечивается разнообразием правовых услуг, основанных на интеллектуальных информационных технологиях и технологиях связи'. Термин «информационное общество» впервые использовал японский ученый Е. Масура в 1945 г. и был закреплен в социологии в начале 80-х годов XX века. Информационное общество характеризуется высоким уровнем использования информации, кардинальным образом влияющей на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе. В технической сфере это выражается в широком внедрении информационных технологий в производство, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт. В экономической сфере информация превратилась в товар. В социальной сфере она становится главным фактором изменения качества жизни. В политической жизни свободный доступ к разнообразной информации призван обеспечить широкий обмен мнениями, развитие демократии. В культурной сфере обмен информацией помогает формированию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям нового общества. В правовой сфере это означает правовое обеспечение информационных отношений как внутри страны, так и за рубежом. В информационной политике Украины юристу отведена ответственная роль, поскольку информационное законодательство 1 Глобальная информационная сеть Интернет увеличивает свободу действий во всем мире и порождает иллюзию создания глобального гражданского общества. Интернет может быть фактически использован лишь определенными группами лиц и организаций. Для значительной части населения многих стран он недоступен. В этом проявляется неравенство государств и возможностей людей в современном мире. Говоря об информационно-правовом обществе, не следует преувеличивать демократическую направленность интересов, выражаемых в Интернете. Раздел XI. Информационная культура юриста регулирует общественные правоотношения об информации как форме выражения других правоотношений: права интеллектуальной собственности, информатизации, защиты информации, информационной безопасности и т.п. Особую значимость в юридической практической деятельности имеет правовая информация, которая представляет собой отображение разнообразия правовых явлений и процессов, которое доступно для восприятия. Закон Украины «Об информации» определяет правовую информацию как совокупность документированных или публично провозглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, а также их профилактике (ст. 22). Собственная ценность правовой информации определяется совокупностью таких факторов: доступность, объем, своевременность и достоверность. Правовую информацию можно разделить на следующие типы: официальную (тексты законов, акты толкования правовых норм), специализированную (научные комментарии, справочники, монографии, лекции и консультации юристов), массовую (всякую информацию СМИ). Информация о праве поступает также по каналам ближайшего окружения (друзья, соседи, коллеги по работе). Имеется и другая классификация видов информации: текущая (нормативные и интерпретационные акты, акты правоприменения и реализации прав и обязанностей; ретроспективная (в историческом аспекте: нормативные акты и их применение и др.); факторическая (эмпирические правовые сведения); обзорная (например, художественно-публицистическая информация); концептуальная (научные знания о государственно-правовых явлениях). Для юриста приоритетным является использование официальной правовой информации, в том числе той, которая содержится в компьютерной базе данных. Например, юристы, которые работают в юридических службах парламента Украины, как и депутаты, пользуются «Электронным информационным бюллетенем» Управления компьютеризированных систем Аппарата Верховной Рады. Раздел XI. Информационная культура юриста 11.2. Понятие и структура информационной культуры юриста Информационная культура юриста — это обусловленная уровнем развития информационного общества система знаний, умений и навыков юриста в области информационных и информационно-правовых отношений, используемых для обеспечения его практической деятельности и оказания разнообразных правовых услуг в обществе. Нормативная основа информационной культуры юриста: • информационные нормативы; • информационно-правовые нормы и принципы.
Информационная культура юриста имеет две стороны: информационно-технологическую (знание национальных и глобальных компьютерных сетей, в том числе Интернета, их использование) и информационно-правовую (своевременная информированность о новейших законах и иных правовых актах, умение донести их до клиента). Информационная культура юриста отражает: 1) степень информационных знаний (информационно-технологических и информационно-правовых); 2) осознание их ценности и необходимости; 3) умение их использовать в профессионально-правовой деятельности. Раздел XI Информационная культура юриста Структура информационной культуры юриста: 1) овладение знаниями в области информатики и информа 2) убежденность в необходимости служить обществу пу 3) участие в информационных отношениях, практическое Особенность информационной культуры юриста состоит в том, что он должен уметь не только пользоваться информационными услугами, но и сам их оказывать как специалист в области права: информировать клиентов о новых нормах права, которые касаются юридических дел, находящихся в его рассмотрении. Информационная культура юриста предполагает, прежде всего, его информационно-правовую компетентность, умение свободно оперировать такими понятиями: «информационная деятельность», «информационный запрос», «информационная продукция», «информационная услуга», «информационные потоки», «информационные барьеры», «информационный потенциал», «информационный режим», «информационные системы», «информационные процессы», «информационный фонд» и др. Юрист должен знать содержание основных информационных прав и свобод, закрепленных текущим законодательством, механизм их реализации; особенности правового статуса отдельных видов информации (массовой, статистической, научно-технической, официально-документированной, информации с ограниченным доступом и др.). Компетентность юриста в сфере информатики означает Раздел XI Информационная культура юриста 409 умения и навыки в использовании права на доступ к любой информации — открытой и с ограниченным доступом (кроме тайной, разглашение которой запрещается, поскольку это может нанести вред обществу, государству, личности). Это значит, что в целях выполнения профессиональных обязанностей юрист имеет право направить в любую организацию мотивированный информационный запрос — письменное обращение по поводу ознакомления с официальными документами государственных органов по любым вопросам, кроме сведений с ограниченным доступом, и получить полный и достоверный ответ. Пожалуй, больше всего сбором такого рода информации занимается юрисконсульт. Он, например, анализирует результаты рассмотрения претензий, исков и судебных дел, практику заключения и выполнения договоров (контрактов). Свои обобщения он вносит руководителям для усовершенствования правового обеспечения деятельности учреждения или предприятия. Он также получает в установленном порядке от должностных лиц министерств, предприятий, их структурных подразделений документы, справки, расчеты, другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач. Юрист вправе принимать участие во всех видах информационной деятельности: получении, использовании, распространении и сохранении информации. Умелая информационная деятельность юриста, выражающаяся в способности выбрать достоверную и точную информацию, своевременно ее получить в необходимом количестве, эффективно использовать нужную информацию, осуществить режим ее сохранения, избежать дезинформации — показатель его информационной культуры. В случае употребления компьютерной сети для получения информации культура юриста выражается в навыках свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии информации. Юрист обязан стоять на страже информационной безопасности граждан, реализации прав граждан и их объединений относительно режима доступа к информации. Показателем ин- Раздел XI Информационная культура юриста формационной культуры юриста является умение ориентироваться на рынке информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий. Большое значение имеет осведомленность о Национальной программе информатизации и локальных программах информатизации (учреждений, предприятий, организаций, всех форм собственности, министерств и ведомств, регионов и др.), стремление профессиональными способами осуществлять ее в своей организации, учреждении, предприятии. Создаваемые общегосударственные и региональные системы и сети информационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти предполагают высокую информационную культуру юриста, его способность оперативно использовать новейшие технологии, средства коммуникации, связь. К услугам юриста — работника правоохранительных органов принадлежат автоматизированные информационные системы ОВД: АБД Центр, АБД область, АИС «АПРА», АИС «Автомобиль». АБД Центр дает возможность получать сведения об особо опасных рецидивистах, бродягах, лицах, которые находятся в международном розыске, тяжелых нераскрытых преступлениях, похищении людей, изъятых номерных предметах. АБД область содержит информацию о лицах, склонных к совершению преступления или представляет сведения биографического характера, о признаках преступника и способах совершения преступления, информацию о нераскрытых преступлениях, уголовных делах и принятых по ним процессуальным актам, об оружии, находящемся в пользовании граждан и организаций, информацию дактилотек, фото- и видеотек и др. АИС «АПРА» содержит информацию об административных правонарушениях и лицах, их совершивших. АИС «Автомобиль» содержит сведения о зарегистрированных автотранспортных средствах и их собственниках. Юрист может пользоваться криминалистическим и оперативно-розыскным учетом, осуществляемым информационными центрами УМВД областного уровня, а также Информационным Бюро МВД Украины. Имеются следующие виды учета: алфавитный учет задержанных и осужденных преступников, дакти- Раздел XI Информационная культура юриста лоскопический учет преступников, картотека следов рук с мест совершения нераскрытых преступлений, учет неопознанных трупов и лиц, которые исчезли при неизвестных обстоятельств^' учет украденного, изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного оружия. Кроме того, существует учет украденных предметов старины и искусства, учет украденных, потерянных паспортов, а также паспортов преступников, которые скрывают-ся, учет украденных грузов и грузов, прибывших с недостачеи> учет нераскрытых убийств, разбойных нападений, краж, У4^ ав' тотранспортных средств, их собственников и водителей. Например, важным достижением, благоприятно воздействующим на раскрываемость юристами-практиками правона" рушений в экономической сфере и коррупции, является создание Единой компьютерной сети хозяйственных судов Украины и уникальное программное обеспечение по автоматизации суДе°ного делопроизводства. Внедрение и умелое пользование компьютерной технологией открывает возможность обеспечивать плодотворное взаимодействие хозяйственных судов и органов государстве*1" ной власти в борьбе с правонарушениями в экономической сфере, быть осведомленным о деятельности и проблемах соседнего ведомства, обмениваться информацией через электронную почту. Так, технология системы обмена информацией о приказах судей с банковскими учреждениями через электронную почту Национального банка Украины делает невозможным списание денег по подделанному приказу и обеспечивает возможность контроля со стороны судей хозяйственного суда за исполнением приказов. Необходима дальнейшая компьютеризация всей судебной системы и, в первую очередь, суда первой инстанции — местных судов общей юрисдикции. Успех юридической деятельности современного юриста в значительной степени определяется его информационной культурой. Раздел XI Информационная культура юрис та 11.3. Защита юристом информационных отношений
|