Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие экологической культуры юриста и ее структура






Экологическая культура юриста — система экологических знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать экологи­ческие права и обязанности, выступать в качестве хранителя природной окружающей среды.

Специфика экологической культуры юриста состоит в том, что она обусловлена ценностными представлениями об объективно существующей экологической системе — окружа­ющей природной среде. При этом в Основе этих представлений должна находиться убежденность в том, что некоторые эколо­гические права являются естественными правами, которые неотъемлемы от жизнедеятельности граждан, независимо от их правового за-крепления. Такие права человека и гражданина реализуются как объективная необходимость и не требуют нор­мативно-правового оформления.

Экологические права — охраняемые государством возмож­ности (свободы) личности удовлетворить потребности в сфере эко­логии, пользоваться природной средой как естественной средой обитания1. Экологические права: право на благоприятную окружа­ющую среду; право на охрану жизни и здоровья от воздействия небезопасной экологической обстановки; право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими

1 Право па жизнь человека в благоприятных условиях впервые официально при­знано в Стокгольмской декларации Конференции ООН по окружающей чело­века среде от 16.06.1972 г. Данная формула с необходимыми трансформациями была отражена сначала в Конституции СССР 1977 г., а затем в действующих конституциях стран СНГ.


Раздел X. Экологическая культура юриста 397

правонарушениями; одним словом право на экологическую бе­зопасность1. Экологическая безопасность исключает негативное влияние угроз техногенного или естественного характера на здо­ровье и жизнь человека.

Экологические права сродни праву на жизнь, праву на ох­рану жизни. Их реализация^ невозможна без экологических обя­занностей. Невыполнение обязанностей не может не отражаться на степени и уровне соблюдения прав.

Экологические обязанности — юридические необходимос­ти сохранять природную среду как естественную среду обитания и нести ответственность за несоблюдение норм, установленных государством.

В разных сферах природопользования обязанности граждан урегулированы с разной степенью детализации и конкретизации; от их соблюдения во многом зависит состояние обеспечения соответствующих экологических прав граждан.

Ныне экологические права и обязанности признаются в качестве приоритетных в системе иных прав и обязанностей человека. Эта категория прав и обязанностей несколько отлича­ется от экономических прав и обязанностей граждан. Если пос­ледние складываются, главным образом, внутри общества, то экологические права и обязанности олицетворяют взаимоотно­шения общества с природой. При ориентации на экономические условия человек и общество должны учитывать экологические факторы. В противном случае в обществе формируются инте­ресы и потребности, направленные не на взаимодействие с окру­жающей средой, а только на потребление ее благ (лечебно-оздоровительные свойства, эстетические впечатления от ланд­шафтов и т.д.).

Как гражданину и должностному лицу (правоприменителю) юристу надлежит строго соблюдать ст. 50 Конституции Украины, которая закрепляет важнейшие составляющие экологических прав

1 Экологическая безопасность — обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потен­циальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду и др.



Раздел X Экологическая культура юриста


граждан: право на благоприятную окружающую природную сре­ду; право на возмещение ущерба, причиненного ухудшением со­стояния окружающей среды; право на получение и использование экологической информации. Эта группа экологических прав не отделима от личности. Другую группу составляют те экологичес­кие права и обязанности, которые тесно связаны с природопользо­ванием и направлены на сбережение используемых природных объектов и экосистем. Это и право свободно отдыхать в лесу (не допуская его засорения), и право землепользования (в зависимости от целевого назначения земельного участка), и право водопользо­вания (плавание, рыбная ловля — без браконьерства) и т.п.

В практической деятельности юрист обязан руководство­ваться следующим правилом: экологическому праву соответ­ствует обязанность уполномоченных государственных органов, предприятий, учреждений и организаций проводить мероприятия, направленные на оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и снижение вредных для человека и окружаю­щей среды последствий. Руководители любого ранга, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятель­ностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. Лица, не имеющие не­обходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.

Содержание экологической культуры юриста:

 

Экологическое сознание Экологические отношения Экологическое поведение
экологические идеи, экологические цен­ности, экологичес­кие установки экологическое взаимодействие, экологический конфликт и др. экологический по­ступок, экологичес­кие последствия, эко­логическая практика и др.
Теоретический аспект Практический аспект

Раздел X Экологическая культура юриста 399

Экологическая культура юриста отражает: 1) степень эко­логических знаний; 2) осознание их ценности и необходимости; 3) умение их использовать в профессионально-правовой деятель­ности.

Структура экологической культуры юриста:

1) овладение экологическими знаниями, широкая информи­
рованность о состоянии окружающей природной среды и ее вли­
янии на здоровье населения;

2) убежденность в необходимости оздоровления окружаю­
щей природной среды, предупреждения и уменьшения послед­
ствий, вредных для человека и окружающей среды;

3) участие в системе конкретных экологических отноше­
ний, в деятельности по экологической безопасности и способ­
ность предвидеть последствия своего участия в ней. Обеспечение
экологической безопасности признано одним из основных обя­
зательств государства и направлений государственной полити­
ки Украины в области экологии.

Текущее законодательство Украины определило юридичес­кие критерии благоприятной окружающей среды, которыми, в частности, выступают нормативы экономической безопасности: предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде; предельно допустимые уровни различного вредного влияния на него (акустического, электромагнитного, ионизирующего, радиационного и др.); предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания.

Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Министерством охраны здоро­вья Украины и другими уполномоченными на это государствен­ными органами в соответствии с законодательством Украины.

Экологическая культура юриста включает знание о том, что уровень безопасной окружающей среды (чистая, благопри­ятная, безвредная) в случае спора устанавливается проведени­ем экологической экспертизы. При этом юрист имеет право (обязанность — в случае работы в этой сфере) участвовать в проведении общественной экологической экспертизы, разработ-



Раздел X Экологическая культура юриста


ке и осуществлении мероприятии по охране окружающей природ­ной среды, рациональному использованию природных ресурсов, в обсуждении законопроектов, материалов по размещению, стро­ительству и реконструкции объектов, которые могут отрицатель­но влиять на состояние окружающей природной среды. Ему надлежит строго исполнять самому и разъяснять гражданам и должностным лицам, что наложение штрафа в административном порядке наступает за невыполнение экологических обязанностей (например, по проведению государственной экологической экспер­тизы), требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений.

Юрист должен охранять право гражданина на получение в установленном порядке полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здо­ровье населения. Законом каждому гарантируется право свобод­ного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Формирование экологической культуры граждан во мно­гом зависит от экологической культуры юриста, его профессио­нальной деятельности в сфере экологических отношений между органами государственной власти и органами местного само­управления, предпринимателями и общественными объединения­ми. Его активная позиция по охране окружающей среды пра­вовыми средствами влияет на экологическое просвещение граждан, воспитывает у них культуру обращения с природой, техникой, стимулирует к реализации ст. 66 Конституции Украи­ны, которая гласит: каждый обязан не причинять вред природе, культурному наследству, возмещать причиненные им убытки. Юрист-работник экологических правоохранительных органов обязан требовать от граждан оберегать, охранять и рациональ­но использовать природные богатства; осуществлять деятель­ность по соблюдению требований экологической и пожарной


Раздел X Экологическая культура юриста 401

безопасности; не нарушать экологические и законные интересы других субъектов; охранять леса от пожаров и самовольной вы­рубки; рационально использовать и обрабатывать свои земель­ные участки и др. То есть гражданин не может делать ничего такого, что могло бы привести к уничтожению экологических связей и среды проживания людей в целом.

Экологические, как и экономические, проблемы невозмож­но решать исключительно с помощью уголовной репрессии. Для эффективного их решения необходимо пользоваться совокуп­ностью всех средств воздействия, среди которых уголовная реп­рессия является последним, применяемым после исчерпания других — превентивных. Главное — это неотвратимость ответ­ственности, а не жестокость наказания. Она служит предосте­режением потенциальным вредителям окружающей среды. Юрист должен понимать, что более опасной для загрязнения окружающей среды является производственная деятельность людей, нежели браконьерские правонарушения гражданина. Важно своевременно привлекать к дисциплинарной ответствен­ности должностных лиц, которые принимают и исполняют управ­ленческие решения, влекущие загрязнение окружающей среды. Одна из задач юриста-профессионала — не оставлять безнака­занными иски о возмещении вреда окружающей среде. Всегда и везде юрист обязан помнить, что окружающая среда является общенациональным благом, нуждающимся в его защите как исполнителя законов государства (Закон «Об охране окружаю­щей природной среды», Водный кодекс Украины, Законы «Об охране атмосферного воздуха», «О природно-заповедном фон­де Украины» и др.).

Разумеется, юрист Украины не может использовать все ин­струменты экополитики (их около 150), которые действуют в про-мышленно развитых странах, вошедших в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию. Только некоторые из этих инструментов нашли закрепление в национальных зако­нах. Однако все они могут служить ориентиром профессиональной деятельности юриста в сфере эко-правотворчества и правопри­менения.



Раздел X. Экологическая культура юриста


К действующим инструментам экополитики в Украине, которыми должен овладеть юрист (они определяют уровень его экологической культуры) следует отнести:

1) законодательно признанные международные соглаше­
ния, которые дают возможность преодолеть негативные измене­
ния в окружающей среде, если национальные средства не могут
их предотвратить;

2) экологическая конституция Земли, которая обязывает
все страны мира придерживаться экологических норм, которые
являются общепризнанными мировой общественностью;

3) Конституция, законы, формально обязывающие береж­
но использовать окружающую среду и природные ресурсы;

4) Красная книга, которая дает возможность сберечь от
уничтожения виды животных и растений, исчезающие на Земле;

5) экологические стандарты, которые регулируют исполь­
зование окружающей среды и природных ресурсов соответ­
ственно требованиям, утвержденным официальными органами;

6) инструкции, которые регулируют использование окру­
жающей среды и природных ресурсов там, где такое регулиро­
вание не предусмотрено экологическими стандартами;

7) постановления, приказы, распоряжения, которые регу­
лируют оперативное использование окружающей среды и при­
родных ресурсов;

8) экосертификация (обязательная), которая стимулирует
выпуск экологически чистой продукции, использование приро­
доохранных технологий и неизменного менеджмента;

9) программы, планы, которые способствуют развитию
постоянного использования леса и др.

В XXI веке требования к экологической культуре юриста возрастут, они приобретут более качественное содержание. Об этом свидетельствует анализ мировых тенденций природоис-пользования и экономической защиты природы: преобладание обязательных инструментов экополитики над добровольными, (постепенная их интеграция); трансформация внешних эколо­гических эффектов (экологический вред) во внутренние (экологи­ческие затраты); приоритетность экономического стимулирова­ния рационального природоиспользования над экономическими санкциями за экологический вред и др.


Раздел XI Информационная культура юриста

11.1. Информатика, информационное общество и юрист

Одним из особых признаков современного мирового соци­ального прогресса является рост информации в общественных отношениях. Украина втянута в этот процесс, ее дальнейшее по­ступательное движение к социальному правовому государству зависит от материально-энергетической и информационной осна­щенности. Информация в обществе становится главным соци­альным капиталом. Поэтому в системе законов и подзаконных актов, созданных после провозглашения независимости государ­ства, значительное место отведено развитию информатики1.

Информатика — отрасль знаний, изучающая общие свой­ства и структуру научной информации, закономерности и прин­ципы ее создания, преобразования, накопления, распространения и использования в различных сферах деятельности человека.

Информацией считаются документированные или публич­но оглашенные сведения о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и в окружающей среде. Ин­формация — это единственный способ повышения профессио­нальных знаний.

Гражданское общество, то есть общество с достаточно раз­витыми экономическими, культурными, правовыми и политичес­кими отношениями между его членами, независимое от государства, по взаимодействующее с ним, не может не быть ин-

1 См.: Законы Украины «Об информации», «О языках», «О государственной тай­не», «О научно-технической информации», «О телевидении и радиовещании», «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», «О защите информации в автоматизированных системах», «О библиотеке и библиотечном деле», «Об информационных агентствах, о связи», «О национальном архивном фонде и архивных учреждениях», «О национальной программе информатиза­ции», «Об авторском праве и смежных правах», «Об обязательном образце до­кументов» и др.



Раздел XI. Информационная культура юриста


формационным. Для его функционирования важна: 1) информа­ция «извне», то есть со стороны зарубежных государств, знание их социальных достижений, событий и явлений; 2) информация «изнутри» — знание собственных событий и явлений, ценностей, нуждающихся в сохранении. Расширение гласности, информиро­ванности способствует приобщению людей к активному участию в делах общества, государства, сохранению положительного на­ционального опыта и критическому избирательному заимствова­нию достижений соседних государств. Недооценка, искажение или неполнота информационных отношений между обществом и пуб­лично-правовыми институтами способны повлечь отчуждение граждан от власти.

Одним из условий эффективной работы юриста является информатизация общества. Информатизация — это совокуп­ность взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических, производствен­ных процессов, направленных на создание условий для удовлет­ворения информационных потребностей граждан и общества на основе создания, развития и использования информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий, которые построены на основе применения современной вычислительной и коммуникационной техники1. В этой связи весьма ценно при­нятие Законов «О Концепции Национальной программы инфор­матизации» и «О Национальной программе информатизации», а также создание Совещательного совета по вопросам инфор­матизации при Верховной Раде. Цель этого Совета — оказы­вать содействие разработке политики в сфере информатизации, подготовке и утверждению задач Национальной программы ин­форматизации с учетом новейших достижений и технологичес­ких решений.

Государственное управление в области общественных ин­формационных отношений призвано воплотить в жизнь государ­ственную политику, методы и способы создания информационных ресурсов, их оборота, сохранения, сбора, накопления, системати­зации, использования, сохранения и защиты, то есть формировать

1 Такое определение информатизации дано в ст. 1 Закона Украины «О нацио­нальной программе информатизации».


Раздел XI. Информационная культура юриста 405

информационное общество. Украина должна стать информацион­но-правовым обществом.

Информационно-правовое общество — это гражданское общество с развитым информационным производством и высо­ким уровнем информационно-правовой культуры, в котором эф­фективность деятельности людей обеспечивается разнообразием правовых услуг, основанных на интеллектуальных информаци­онных технологиях и технологиях связи'.

Термин «информационное общество» впервые использовал японский ученый Е. Масура в 1945 г. и был закреплен в социо­логии в начале 80-х годов XX века. Информационное общество характеризуется высоким уровнем использования информации, кардинальным образом влияющей на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе. В технической сфере это выражается в широком внедрении информационных техно­логий в производство, экономическую, деловую жизнь, в систе­му образования и быт. В экономической сфере информация превратилась в товар. В социальной сфере она становится глав­ным фактором изменения качества жизни. В политической жиз­ни свободный доступ к разнообразной информации призван обеспечить широкий обмен мнениями, развитие демократии. В культурной сфере обмен информацией помогает формирова­нию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потреб­ностям нового общества. В правовой сфере это означает правовое обеспечение информационных отношений как внутри страны, так и за рубежом.

В информационной политике Украины юристу отведена от­ветственная роль, поскольку информационное законодательство

1 Глобальная информационная сеть Интернет увеличивает свободу действий во всем мире и порождает иллюзию создания глобального гражданского общества. Интернет может быть фактически использован лишь определенными группами лиц и организаций. Для значительной части населения многих стран он недо­ступен. В этом проявляется неравенство государств и возможностей людей в современном мире. Говоря об информационно-правовом обществе, не следует преувеличивать демократическую направленность интересов, выражаемых в Интернете.



Раздел XI. Информационная культура юриста


регулирует общественные правоотношения об информации как форме выражения других правоотношений: права интеллекту­альной собственности, информатизации, защиты информации, информационной безопасности и т.п.

Особую значимость в юридической практической деятель­ности имеет правовая информация, которая представляет собой отображение разнообразия правовых явлений и процессов, ко­торое доступно для восприятия. Закон Украины «Об информа­ции» определяет правовую информацию как совокупность документированных или публично провозглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фак­тах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, а также их профилактике (ст. 22). Собственная ценность правовой информации определяется совокупностью таких фак­торов: доступность, объем, своевременность и достоверность.

Правовую информацию можно разделить на следующие типы: официальную (тексты законов, акты толкования правовых норм), специализированную (научные комментарии, справочни­ки, монографии, лекции и консультации юристов), массовую (всякую информацию СМИ). Информация о праве поступает также по каналам ближайшего окружения (друзья, соседи, кол­леги по работе). Имеется и другая классификация видов инфор­мации: текущая (нормативные и интерпретационные акты, акты правоприменения и реализации прав и обязанностей; ретроспек­тивная (в историческом аспекте: нормативные акты и их при­менение и др.); факторическая (эмпирические правовые сведения); обзорная (например, художественно-публицистичес­кая информация); концептуальная (научные знания о государ­ственно-правовых явлениях). Для юриста приоритетным является использование официальной правовой информации, в том числе той, которая содержится в компьютерной базе дан­ных. Например, юристы, которые работают в юридических службах парламента Украины, как и депутаты, пользуются «Электронным информационным бюллетенем» Управления ком­пьютеризированных систем Аппарата Верховной Рады.


Раздел XI. Информационная культура юриста



11.2. Понятие и структура информационной культуры юриста

Информационная культура юриста — это обусловленная уровнем развития информационного общества система знаний, умений и навыков юриста в области информационных и инфор­мационно-правовых отношений, используемых для обеспечения его практической деятельности и оказания разнообразных пра­вовых услуг в обществе.

Нормативная основа информационной культуры юриста:

информационные нормативы;

информационно-правовые нормы и принципы.
Содержание информационной культуры юриста:

 

Информационноесознание Информационныеотношения Информационное поведение
информационные знания, умения и навыки, инфор­мационная ком­петентность информационный режим, информа­ционный конфликт, информационные процессы, обмен информацией и др. информационная ус­луга, информацион­ная деятельность, информационный запрос, информаци­онные последствия и ДР-
Теоретический аспект Практический аспект

Информационная культура юриста имеет две стороны: информационно-технологическую (знание национальных и гло­бальных компьютерных сетей, в том числе Интернета, их исполь­зование) и информационно-правовую (своевременная информиро­ванность о новейших законах и иных правовых актах, умение донести их до клиента).

Информационная культура юриста отражает: 1) степень информационных знаний (информационно-технологических и ин­формационно-правовых); 2) осознание их ценности и необходи­мости; 3) умение их использовать в профессионально-правовой деятельности.



Раздел XI Информационная культура юриста


Структура информационной культуры юриста:

1) овладение знаниями в области информатики и информа­
ционного законодательства, широкая информированность о жиз­
ни информационного общества, его закономерностях, правах и
обязанностях граждан как участников информационных отноше­
ний;

2) убежденность в необходимости служить обществу пу­
тем использования услуг, основанных на новых достижениях в
области технологий производства и технологий связи;

3) участие в информационных отношениях, практическое
пользование достижениями в информатике, принципами и
нормами информационного законодательства: сохранение пер­
сональных данных (личной информации), обеспечение информа­
ционной безопасности общества, защита профессиональной
тайны, государственных информационных стандартов и др.

Особенность информационной культуры юриста состоит в том, что он должен уметь не только пользоваться информацион­ными услугами, но и сам их оказывать как специалист в области права: информировать клиентов о новых нормах права, которые касаются юридических дел, находящихся в его рассмотрении.

Информационная культура юриста предполагает, прежде всего, его информационно-правовую компетентность, умение свободно оперировать такими понятиями: «информационная де­ятельность», «информационный запрос», «информационная про­дукция», «информационная услуга», «информационные потоки», «информационные барьеры», «информационный потенциал», «информационный режим», «информационные системы», «ин­формационные процессы», «информационный фонд» и др. Юрист должен знать содержание основных информационных прав и свобод, закрепленных текущим законодательством, ме­ханизм их реализации; особенности правового статуса отдельных видов информации (массовой, статистической, научно-техничес­кой, официально-документированной, информации с ограничен­ным доступом и др.).

Компетентность юриста в сфере информатики означает


Раздел XI Информационная культура юриста 409

умения и навыки в использовании права на доступ к любой ин­формации — открытой и с ограниченным доступом (кроме тай­ной, разглашение которой запрещается, поскольку это может нанести вред обществу, государству, личности). Это значит, что в целях выполнения профессиональных обязанностей юрист имеет право направить в любую организацию мотивированный информационный запрос — письменное обращение по поводу оз­накомления с официальными документами государственных органов по любым вопросам, кроме сведений с ограниченным доступом, и получить полный и достоверный ответ. Пожалуй, больше всего сбором такого рода информации занимается юрис­консульт. Он, например, анализирует результаты рассмотрения претензий, исков и судебных дел, практику заключения и выпол­нения договоров (контрактов). Свои обобщения он вносит ру­ководителям для усовершенствования правового обеспечения деятельности учреждения или предприятия. Он также получает в установленном порядке от должностных лиц министерств, предприятий, их структурных подразделений документы, справ­ки, расчеты, другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач.

Юрист вправе принимать участие во всех видах информа­ционной деятельности: получении, использовании, распростра­нении и сохранении информации. Умелая информационная деятельность юриста, выражающаяся в способности выбрать достоверную и точную информацию, своевременно ее получить в необходимом количестве, эффективно использовать нужную информацию, осуществить режим ее сохранения, избежать дезин­формации — показатель его информационной культуры.

В случае употребления компьютерной сети для получения информации культура юриста выражается в навыках свободно­го выбора источника, провайдера, формата, стандарта, про­граммы и технологии информации.

Юрист обязан стоять на страже информационной безо­пасности граждан, реализации прав граждан и их объединений относительно режима доступа к информации. Показателем ин-



Раздел XI Информационная культура юриста


формационной культуры юриста является умение ориентировать­ся на рынке информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий. Большое значение имеет осведомленность о Национальной программе информатизации и локальных про­граммах информатизации (учреждений, предприятий, организа­ций, всех форм собственности, министерств и ведомств, регионов и др.), стремление профессиональными способами осуществлять ее в своей организации, учреждении, предприятии. Создаваемые общегосударственные и региональные системы и сети инфор­мационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти предполагают высокую информационную культуру юриста, его способность оперативно использовать новейшие тех­нологии, средства коммуникации, связь.

К услугам юриста — работника правоохранительных ор­ганов принадлежат автоматизированные информационные систе­мы ОВД: АБД Центр, АБД область, АИС «АПРА», АИС «Автомобиль». АБД Центр дает возможность получать сведения об особо опасных рецидивистах, бродягах, лицах, которые нахо­дятся в международном розыске, тяжелых нераскрытых преступ­лениях, похищении людей, изъятых номерных предметах. АБД область содержит информацию о лицах, склонных к совершению преступления или представляет сведения биографического харак­тера, о признаках преступника и способах совершения преступ­ления, информацию о нераскрытых преступлениях, уголовных делах и принятых по ним процессуальным актам, об оружии, находящемся в пользовании граждан и организаций, информацию дактилотек, фото- и видеотек и др. АИС «АПРА» содержит ин­формацию об административных правонарушениях и лицах, их совершивших. АИС «Автомобиль» содержит сведения о зарегис­трированных автотранспортных средствах и их собственниках.

Юрист может пользоваться криминалистическим и опера­тивно-розыскным учетом, осуществляемым информационными центрами УМВД областного уровня, а также Информационным Бюро МВД Украины. Имеются следующие виды учета: алфа­витный учет задержанных и осужденных преступников, дакти-


Раздел XI Информационная культура юриста

лоскопический учет преступников, картотека следов рук с мест совершения нераскрытых преступлений, учет неопознанных тру­пов и лиц, которые исчезли при неизвестных обстоятельств^' учет украденного, изъятого, добровольно сданного или найденного ог­нестрельного оружия. Кроме того, существует учет украденных предметов старины и искусства, учет украденных, потерянных паспортов, а также паспортов преступников, которые скрывают-ся, учет украденных грузов и грузов, прибывших с недостачеи> учет нераскрытых убийств, разбойных нападений, краж, У4^ ав' тотранспортных средств, их собственников и водителей.

Например, важным достижением, благоприятно воздей­ствующим на раскрываемость юристами-практиками правона" рушений в экономической сфере и коррупции, является создание Единой компьютерной сети хозяйственных судов Украины и уни­кальное программное обеспечение по автоматизации суДе°ного делопроизводства. Внедрение и умелое пользование компьютерной технологией открывает возможность обеспечивать плодотворное взаимодействие хозяйственных судов и органов государстве*1" ной власти в борьбе с правонарушениями в экономической сфе­ре, быть осведомленным о деятельности и проблемах соседнего ведомства, обмениваться информацией через электронную почту. Так, технология системы обмена информацией о приказах судей с банковскими учреждениями через электронную почту Нацио­нального банка Украины делает невозможным списание денег по подделанному приказу и обеспечивает возможность контроля со стороны судей хозяйственного суда за исполнением приказов. Не­обходима дальнейшая компьютеризация всей судебной системы и, в первую очередь, суда первой инстанции — местных судов общей юрисдикции.

Успех юридической деятельности современного юриста в зна­чительной степени определяется его информационной культурой.



Раздел XI Информационная культура юрис та


11.3. Защита юристом информационных отношений


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал