Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общий подход
Правила третейского разбирательства и их определение при выполнении ряда важных функций содействия и контроля государственных судов (например, основания для отмены (отказа) в признании и приведении в исполнение решений третейских судов) предопределены сферой применения одного из двух российских законов о третейском разбирательстве. Когда к компетенции постоянно действующего третейского суда отнесено разрешение " внутренних" споров, правила третейского разбирательства определяются в соответствии с Федеральным законом " О третейских судах в Российской Федерации". Споры, подлежащие рассмотрению в порядке международного коммерческого арбитража, рассматриваются по правилам, определяемым на основании Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже". Если же к компетенции третейского суда отнесено рассмотрение и тех и других споров, то при определении процедуры третейского разбирательства применяются соответственно либо положения Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации", либо положения Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже" (в зависимости от сферы возникновения конкретного спорного отношения и его субъектного состава). Для того чтобы избежать ошибок при определении правил третейского разбирательства, необходимо уяснить значение основных терминов и юридической техники, использованных в каждом из двух российских законов о третейском суде. Разработчики положенного в основу одноименного российского Закона Типового закона ЮНСИТРАЛ " О международном торговом арбитраже" придавали термину " арбитраж" значение, включающее: - арбитражное соглашение (arbitration agreement), - подготовку и проведение арбитражных разбирательств (arbitration proceedings) и - арбитражные решения (arbitral awards).*(393) В Федеральном законе " О третейских судах в Российской Федерации" термин " третейский суд" употребляется в двух основных значениях. Во-первых, как общее наименование института третейского суда, имеющего 2 вида - постоянно действующий третейский суд и третейский суд для решения конкретного спора (третейский суд для разрешения конкретного спора)*(394). Во-вторых, применительно к составу третейского суда, избираемому (назначаемому) для разрешения конкретного спора в третейском суде любого из двух его видов*(395). Разное значение ключевого термина " арбитраж" - " третейский суд" предопределило особенности структуры каждого из двух российских законов о третейском суде, а также использование различной юридической техники, примененной при формулировании большинства его диспозитивных положений в отношении каждого из видов третейского суда. В статьи Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже" не включены специальные нормы о правилах третейского разбирательства в третейском суде каждого вида. Все императивные нормы этого закона равно применяются при рассмотрении арбитрами (третейскими судьями) спора и в арбитраже ad hoc, и в постоянно действующем третейском суде. Единый подход к применению диспозитивных норм достигается на основе специального правила толкования: когда какое-то положение Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже", за исключением ст. 28 " Применимое право", " предоставляет сторонам возможность принимать решения по определенному вопросу, стороны могут поручить принятие такого решения какому-либо третьему лицу, включая учреждение" *(396). Это означает, что в отсутствие правил, определенных в соглашении сторон, в том числе в согласованных сторонами правилах (положениях, регламентах) постоянно действующего третейского суда, применяются диспозитивные нормы Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже". Включенные в Федеральный закон " О третейских судах в Российской Федерации" специальные положения о порядке организации и деятельности третейского суда не имели целью регламентацию процедуры третейского разбирательства. Третейское разбирательство в Федеральном законе " О третейских судах в Российской Федерации" определено как " процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом". Это - главное, основное значение в указанном законе термина " третейское разбирательство", применяемого к рассмотрению дела в третейском суде, с момента (даты) начала третейского разбирательства до его прекращения путем принятия составом третейского суда решения по существу спора. В то же время третейским разбирательством является и процесс рассмотрения спора, который не разрешается по существу, а прекращается вынесением третейским судом определения о прекращении третейского разбирательства. Таким образом, правила третейского разбирательства подлежат определению с применением не только положений гл. V " Третейское разбирательство" Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации", а всех законоположений о процедуре третейского разбирательства (от заключения третейского соглашения до прекращения третейского разбирательства путем вынесения решения по существу спора либо определения о прекращении третейского разбирательства без вынесения решения).
|