Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы третейского разбирательства
Включение в Федеральный закон " О третейских судах в Российской Федерации" ст. 18 " Принципы третейского разбирательства", законодательное закрепление перечня таких принципов и их состав являются уникальными характеристиками этого российского закона. Попытка аналогии с одноименными принципами судопроизводства в государственных судах дала отчасти положительный, а отчасти не вполне удовлетворительный результат. В Законе РФ " О международном коммерческом арбитраже" термин " принципы" не используется. При этом общепризнанными принципами третейского (арбитражного) разбирательства полагаются следующие положения этого закона, первые 2 из которых относятся к фундаментальным гарантиям справедливого арбитражного разбирательства: - обеспечение равного отношения к сторонам и предоставление каждой из них равных возможностей (ст. 18 " Равное отношение к сторонам") (" представить свои объяснения", " право быть выслушанным")*(397); - независимость и беспристрастность арбитров (п. 1 ст. 12 " Отвод арбитров")*(398); - принципы " компетенции-компетенции" и автономности арбитражной оговорки (ст. 16 " Право третейского суда на вынесение постановления о своей компетенции"); - принцип окончательности и обязательности арбитражного решения (ст. 34 " Ходатайство об отмене как исключительное средство оспаривания арбитражного решения"; ст. 35 " Признание и исполнение арбитражного решения" и ст. 36 " Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения"). Принципы третейского разбирательства в международном коммерческом арбитраже, место которого находится на территории иностранного государства, следует определять на основе национальных законов страны - " места арбитража". Принимая во внимание чрезвычайную важность соответствующего природе третейского разбирательства определения перечисленных в Федеральном законе " О третейских судах в Российской Федерации" принципов, именно содержание этих принципов раскрывается далее. В ст. 18 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации" впервые в отечественном законодательстве закреплены именно как принципы третейского разбирательства следующие основные положения: - законности; - конфиденциальности; - независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности; - состязательности и равноправия сторон. Определения принципов в указанном законе не даются. При толковании и определении практического значения принципов третейского разбирательства следует принять во внимание два важных исходных положения. Во-первых, название и содержание ст. 18 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации" указывают на то, что перечисленные в этой статье принципы являются принципами именно третейского разбирательства. Во-вторых, принципы имеют общее значение для третейского разбирательства в целом, а не для отдельных его стадий. В-третьих, как уже отмечалось, принцип независимости и беспристрастности третейских судей, относится согласно современной доктрине доступности правосудия к числу фундаментальных. Несмотря на то, что формула второго из этих фундаментальных принципов - " право представить свои объяснения" - в ст. 18 закона не воспроизведена, систематическое толкование содержания всех указанных в этой статье принципов третейского разбирательства, в числе которых принцип равноправия сторон, а также иные положения этого федерального закона, дает основание для вывода об учете этого фундаментального положения в составе принципа равноправия сторон. Особенности проявления принципа законности в третейском разбирательстве обусловлены частной, негосударственной природой третейского суда. Третейское разбирательство - деятельность третейских (негосударственных) судей, замещающая судебное рассмотрение и разрешение правовых споров государственными судами. В основе третейского разбирательства - договор о передаче его сторонами гражданско-правового спора на разрешение третейского суда (третейское соглашение). Главное значение принципа законности третейского разбирательства - это его дозволение государством в соответствующем Конституции РФ федеральном законе. Следующая особенность принципа законности применительно к третейскому разбирательству объясняется его юрисдикционным характером. Реализация принципа законности процесса в третейском разбирательстве означает: - рассмотрение дел в соответствии с нормами материального права (ст. 6 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации"), а не ex aequo et bono; - осуществление третейского разбирательства по правилам, определенным в соответствии со ст. 19 " Правила третейского разбирательства" Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации" *(399), должно осуществляться при соблюдении принципа беспристрастности третейских судей, а также " права сторон представить свои объяснения (the right to be heard)", понимаемого в качестве своеобразного знаменателя для установления минимального стандарта процессуальной справедливости*(400); - исчерпывающий перечень нарушений Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации", при доказанности которых заинтересованной стороной компетентный суд вправе вынести определение об отмене (отказе) в исполнении решения третейского суда (ч. 2 ст. 233 и ч. 2 ст. 239 АПК РФ; ч. 2 ст. 422 и ч. 1 ст. 426 ГПК РФ); - нарушение решением третейского суда основополагающих принципов российского права, в том числе вынесение решения по спору, который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом, как основание для отмены (отказа в исполнении) решения третейского суда компетентным судом ех officio (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 42 и абз. 1 и 2 п. 2 ст. 46 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации"; п. 1 и 2 ч. 3 ст. 233, п. 1 и 2 ч. 3 ст. 239 АПК РФ; п. 1 и 2 ч. 4 ст. 421 и п. 1 и 2 ч. 2 ст. 426 ГПК РФ). Конфиденциальность принято относить к важным преимуществам третейского разбирательства. Законодательное закрепление этого преимущества в качестве одного из принципов третейского разбирательства имеет большое практическое значение, заключающееся в установлении законных оснований для отнесения сведений о третейском разбирательстве к специально охраняемой законом тайне*(401). Принцип конфиденциальности третейского разбирательства: - распространяется также на лиц, избранных или назначенных для рассмотрения спора в третейском суде, но утративших полномочия третейских судей по основаниям, перечисленным в ст. 13 и 38 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации", в том числе по соглашению сторон; после принятия решения по существу спора или определения о прекращении третейского разбирательства и т.д.; - обеспечивается правилами производства по делам об отмене (исполнении) решения третейского суда в компетентном суде. В соответствии с ч. 2 ст. 232 и ч. 2 ст. 238 АПК РФ, ч. 2 ст. 420 и ч. 2 ст. 425 ГПК РФ при подготовке таких дел к судебному разбирательству судья компетентного суда может истребовать из третейского суда материалы дела только по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства (лиц, участвующих в деле). В п. 1 ст. 22 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации" определены пределы применения принципа конфиденциальности в отношении сведений, которые становятся известными третейскому суду и третейским судьям в ходе третейского разбирательства. Не все сведения, которые становятся предметом третейского разбирательства, могут иметь характер конфиденциальной информации. Во-первых, законодательством Российской Федерации устанавливается перечень сведений, которые не могут являться конфиденциальными*(402). Во-вторых, сами стороны могут не рассматривать какие-то сведения как конфиденциальные. Важнейшей гарантией соблюдения принципа конфиденциальности третейского разбирательства является законодательное закрепление " свидетельского иммунитета" третейских судей. Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации" третейские судьи отнесены к лицам, которые освобождаются от обязанности давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали им известны " в ходе третейского разбирательства". Конституционной основой приведенного законоположения является ст. 51 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 51 Конституции РФ закреплено неотъемлемое право любого человека не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а в ч. 2 - право законодательных органов власти устанавливать в федеральном законе иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Круг лиц, освобожденных от обязанности давать свидетельские показания, определяется в федеральных законах об осуществлении правосудия в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 55 Федерального конституционного закона " О Конституционном Суде Российской Федерации"; ст. 34, 46, 52, 54-55, 72 УПК РФ; ст. 25.6 КоАП РФ; ч. 3 и 4 ст. 69 ГПК РФ; ст. 56 АПК РФ). Пункт 2 ст. 22 указанного федерального закона подлежит применению и в отсутствие корреспондирующих положений в процессуальных кодексах. Указание на то, что " третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля", предполагает как собственно запрет допрашивать третейского судью в качестве свидетеля, так и право лица отказаться от дачи показаний об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением функций третейского судьи. Беспристрастность третейских судей - общепризнанный принцип третейского разбирательства, закрепленный в большинстве национальных законов, в международных договорах и в правилах третейского разбирательства. Согласно современной доктрине " доступности правосудия" и ее применению в практике Европейского суда по правам человека, этот принцип, наряду с " правом представить свои объяснения", относится к античным по происхождению, " базовым" правилам процедуры любого юрисдикционного (несудебного) органа, в том числе в случае возложения на такой орган судебных функций*(403). Третейский судья при разрешении спора рассматривает спор вместо государственного судьи и в этом своем качестве должен удовлетворять требованиям, обеспечивающим реализацию права граждан и их объединений (организаций) на " справедливое разбирательство дела" " независимым и беспристрастным судом" (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)*(404). Поскольку требования независимости и беспристрастности третейского судьи производны от одноименных требований к судьям государственных судов, то совпадают подходы к основополагающим гарантиям их функциональной деятельности. Никто - ни органы государственной власти, ни учредители постоянно действующих третейских судов, ни их должностные лица или сотрудники - не вправе оказывать влияние на деятельность третейских судей по рассмотрению спора в силу ст. 18 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации". Определенные гарантии независимости третейских судей от органов власти установлены в ч. 2 ст. 3 и в ч. 7 ст. 8 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации", в котором введены запреты: - на образование третейских судов при федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов РФ и органах местного самоуправления; - на избрание (назначение) третейским судьей лица, которое не может выполнять такую деятельность в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом. Независимость третейских судов от учредителей постоянно действующих третейских судов также имеет место в отсутствие вмешательства их органов, должностных лиц и сотрудников в деятельность третейских судей по рассмотрению спора и принятие решения по делу. Само по себе включение лиц в список третейских судей (обязательного или рекомендательного характера) и выплата гонораров за рассмотрение спора не означают зависимости этих лиц от утвердившей такой список и выплачивающей гонорары организации - учредителя постоянно действующего третейского суда. Независимость третейских судей от сторон понимают как " отсутствие денежных и иных связей между ним и одной из сторон". Считается, что лицо не может быть избрано (назначено) и принять функции третейского судьи, " если оно имеет прочные деловые связи с одной из сторон либо материально заинтересовано в исходе дела, будучи, например, держателем акций компании, ее должностным лицом или сотрудником и т.п." *(405). Беспристрастность - " отсутствие у третейского судьи предрасположенности по отношению к определенной стороне или к существу спора" *(406). Именно беспристрастность третейского судьи обеспечивается законодательным закреплением таких требований к третейскому судье, как способность " обеспечить беспристрастное разрешение спора", отсутствие " прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела" (ч. 1 ст. 8 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации"). Этой же цели подчинены правила формирования состава третейских судей, устанавливающие основания для отвода (самоотвода) третейского судьи (ст. 8 и ст. 11 Федерального закона). " Назначение арбитров (третейских судей) сторонами - и поэтому близкие отношения между ними - не противоречит статье 6 Конвенции, если применяемая процедура назначения арбитров дает сторонам равные права и положение" *(407). Между независимостью и беспристрастностью существует функциональная взаимосвязь. Третейские судьи беспристрастны, пока не доказано обратное. Беспристрастность полагается условием независимости. Необходимо не только чтобы третейские судьи были независимы, отсутствие их независимости должно быть очевидным*(408). В практике российских (государственных) арбитражных судов отсутствие независимости и беспристрастности третейских судей как основание для отмены (отказа) в принудительном исполнении решений третейских судов было установлено в следующих случаях: - судья, разрешавший спор о расторжении договора аренды, являлся единственным учредителем организации-истца*(409); - в состав третейского суда входили директор одной и генеральный директор другой организаций-учредителей истца в третейском разбирательстве*(410); - постоянно действующим третейским судом был рассмотрен спор с участием " фонда", являвшегося, по существу, подразделением организации-учредителя постоянно действующего третейского суда, президент которой " утверждал" третейских судей*(411). При определении пределов применения принципов независимости и беспристрастности, состязательности и равноправия сторон под третейскими судьями следует понимать: - лиц, которые получают предложение о принятии назначения быть третейским судьей*(412); - лиц уже избранных или назначенных для рассмотрения спора третейских судей, выполняющих функции третейского судьи по рассмотрению спора вплоть до составления и подписания текста окончательного решения третейского суда. Принцип диспозитивности третейского разбирательства является логическим продолжением одноименного принципа в материальных правоотношениях, свободы гражданско-правового договора. Автономия воли сторон договора проявляется в праве на заключение третейского соглашения как основы основ третейского разбирательства и в праве договариваться о правилах третейского разбирательства. Пределы применения принципа диспозитивности в третейском разбирательстве определены в абз. 1 п. 3 ст. 19 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации", в соответствии с которым согласованные сторонами правила третейского разбирательства не могут противоречить обязательным положениям этого федерального закона. Под " обязательными положениями" федерального закона понимаются такие, которые не предоставляют сторонам права договариваться по отдельным вопросам. Состязательность и равноправие сторон - два взаимосвязанных принципа процессуального права, имеющих в третейском разбирательстве существенную специфику. Равноправие сторон является условием состязательности. Однако само равноправие сторон в третейском разбирательстве обусловлено выполнением третейскими судьями возложенной на них обязанности по соблюдению принципа " независимости и беспристрастности" как условия " равного отношения к сторонам, предоставления им всех возможностей для изложения своей позиции". Нарушение арбитрами принципа равного отношения к сторонам может выражаться не только в том, что арбитр относился к одной из сторон предвзято, но и в том, что арбитр не действовал эффективно на основе принципа равноправия сторон*(413). Несоблюдение правил формирования состава третейского суда и ведение третейского разбирательства с нарушением требований к третейским судьям; непредоставление стороне возможности " представить третейскому суду свои объяснения", в том числе и по причине неуведомления об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда, могут являться основаниями для отмены/отказа в принудительном исполнении решения третейского суда (при условии их доказанности заинтересованной стороной).*(414) Диспозитивность при определении правил третейского разбирательства обусловливает отсутствие строгой предписанной законом процессуальной формы третейского разбирательства. Гибкость большинства процессуальных правил третейского разбирательства, а также его конфиденциальный характер обусловливают вариативность меры состязательного начала в третейском суде при неизменности основного постулата состязательного процесса*(415) - возложения на стороны обязанности по представлению доказательств.
|