Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитания






 

На базе шестимесячных курсов инструкторов физической культуры в Москве в1918 г. был создан первый Институт физической культуры. Ныне Государственный университет физической культуры и спорта.

В 1919 г. на базе Высших курсов П.Ф. Лесгафта возник Институт физическогообразования. В1930г.Институт физической культуры им.П.Ф.Лесгафта.Ныне Университет физической культуры и спорта им. П.Ф. Лесгафта.

ИФК возникли как научно-педагогические центры, в которых наряду с подготовкой кадров по физической культуре разрабатывались научно-обоснованные методы укрепления здоровья и всестороннего развития молодого поколения и взрослых посредством широкого использования разнообразных средств физической культуры.

Весомый вклад в создание идеологических и научных основ советской системы физического воспитания внес первый народный председатель здравоохранения иВСФК Н.А.Семашко. Он был создателем социальной гигиены, организатор здравоохранения, теоретик медицины и физической культуры.

В.В. Гориневский разработал медико-биологические и теоретические основы физической культуры и спорта. Много сделал для подготовки спортивных врачей.

Наряду с положительными сторонами развития физической культуры тех лет можно отметить ряд существенных недостатков. Еще не были полностью определены содержание, методы и формы физкультурной работы, не было достаточной ясности в путях дальнейшего развития физической культуры.

Направление центризма детское физического воспитания видело в том, чтобы в школах «занимались только полезной для учеников игровой деятельностью». Тем самым оставались без внимания не только законы интегрирования и дифференцирования форм движения физической культуры, но и не замечалось то, что практически навязывалась упрощенная схема подхода к физическому воспитанию.

Медицинское направление видело новые основы физического воспитания влечебной гимнастике. Они исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей.

Поэтому, учитывая влияние трудностей производственной деятельности, они считали, что дополнительная нагрузка, связанная с выполнением физических упражнений, занятием спортом, вредны для здоровья рабочих. Такие виды спорта, как футбол, бокс, тяжелая атлетика, борьба, гимнастика на снарядах, по их мнению, из физического воспитания рабочего класса должны быть исключены, как требующие значительных нагрузок. Предлагался «порядок физического воспитания» согласно нормам, который рекомендовал молодежи заниматься только упражнениями с незначительной нагрузкой, гигиенической и лечебной гимнастикой, играть и гулять.

Теоретики пролетарской культуры нанесли большой вред советской физической культуре. Они проповедовали отказ от использования достижений прошлого в области физической культуры, отрицали ряд видов спорта (бокс, футбол, спортивную гимнастику и др.) лишь потому, что они возникли и развивались в буржуазном обществе. Вместо этого были предложены стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и т.п.). Большую роль пролеткультовцы отводили зрелищным демонстрациям, где упражнения нужно было выполнять с выразительной силой, наподобие балета. Это направление не выступало против спорта вообще, но отрицало личные соревнования.

 

Состояние физической культуры в школе в 1920 – 1990 гг.

 

В 1920-е годы существовала попытка создать школьную и дошкольную физическую культуру. ВСФК ввел на 1923-24 уч. г. всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах. Однако претворение в жизнь этого решения осуществлялось очень медленно. В 1924-25 уч. г. в Москве, Ленинграде, Харькове в 60 % школ проводились занятия по физкультуре (по стране 3 %). Рекомендовалось использовать следующие средства: ходьба, бег, прыжки, порядковые упражнения, несложные гимнастические упражнения с предметами и без предметов, корригирующие и дыхательные упражнения, подвижные игры.

Своеобразной вехой последующих школьных программ СССР, которые в дальнейшем стали разрабатываться и утверждаться как единые и обязательные для всех школ.

В программе указывалось, что учебная работа по физической культуре в форме обязательных уроков должна проводиться в школах I ступени не менее 3 раз в неделю и в школах II ступени – 2 раза в неделю. Помимо «нормального урока физупражнений» рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры, спортивные развлечения, пляски, экскурсии.

В школьных программах 1932г. очевидна связь физического воспитания с военной подготовкой учащихся. Впервые программа установила виды испытаний и твердые нормативные критерии для оценки уровня физической подготовленности школьников всех возрастов. Были указаны нормативные показатели по большинству видов прикладных упражнений. Главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре в школе было выполнение учащимися 10-х классов нормативов комплекса БГТО, который стал программной и нормативной основой физического воспитания в школах.

В 1940 г. в качестве обязательного школьного учебного предмета в учебныйплан была включена допризывная военная подготовка в 8 – 10 классах.

С началом Великой Отечественной войны школьные программы по физическому воспитанию были тесно связаны с военно-физической подготовкой. Для проведения занятий по военно-физической подготовке, начальной и допризывнойподготовке спортивные организации должны были бесплатно предоставлятьучебным заведениям стадионы, площадки, гимнастические залы, стрелковые тиры, катки, водные станции, лыжные базы и другие спортивные сооружения.

В 1947 г. была разработана новая программа по предмету «Физическая культура», основой которой являлся новый комплекс ГТО 1946 г.

С1954-55 уч. г.вводится программа по физической культуре дляначальных, семилетних и средних школ.

В программе уделялось больше внимания спорту, гимнастика и легкая атлетика выделились в самостоятельные разделы.

Так как советские спортсмены начинают выступать на Чемпионатах Европы, мира,

Олимпийских играх. В качестве основных задач школьной физической культуры были названы образовательные, т.е. освоение учащимися техники основных видов спорта.

С 1970-х гг. началась меняться направленность школьной физической культуры: от решения образовательных задач к постановке и решению оздоровительных задач путем развития основных физических качеств. Нонизкий уровень материально-технической обеспеченности народного образования не позволили реализовать поставленные цели.

После распада СССР и образование Российской Федерации (1991 г.) в 1992г. принимается новая школьная программа по физической культуре. Она не была связана с ГТО и состояла из 2 частей: обязательной (стандартной) для всех школ и вариативной (дифференцированной), разрабатываемой в конкретных регионах напринципах местной целесообразности.

С 1996г. на территории РФ вводятся в действие несколько программ физического воспитания школьников: программы на базе одного вида спорта, комплексная программа, авторские программы. По сути, это означаетпрекращение действия единой программы во всех школах РФ. Особенностью программ 1996 г. является то, что они содержат раздел методических рекомендаций.

 

 

Комплекс ГТО – программная и нормативная основа советской системы физического воспитания

 

Достижением теории и практики физической культуры в нашей стране явилось создание программной и нормативной основы советской системы физического воспитания. Решающая роль в этом принадлежит Всесоюзному комплексу«Готов ктруду и обороне СССР» (ГТО). Впервые были использованы двигательные тесты для определения уровня физической подготовленности различных групп населения нашей страны. Iступень комплекса ГТО была введена в1931г, состоящая из 21испытания, 13 из которых имели конкретные нормативы: бег, метание, прыжки в длину и высоту с разбега, подтягивание (для мужчин), лазание по канату (для женщин), плавание, езда на велосипеде, лыжные переходы, переноска патронного ящика (мужчины), гребля, продвижение в противогазе.

В 1932 г. была введена II ступень комплекса ГТО, состоящая из24испытаний, 19 из них – определенные нормативы. Значительно шире были представлены виды спорта и военно-прикладные упражнения (прыжки на лыжах с трамплина – мужчины, прыжки в воду, фехтование на штыках, преодоление полосы препятствий и др.).

Специально для школьников в1934г.был введен комплекс БГТО, который содержал 13 нормативов и 3 теоретических требований по оценке физической подготовленности учащихся 13-14 и 15-16 лет.

В период с 1934 – 1988 гг. комплекс многократно видоизменялся, совершенствовался и корректировался в соответствии с духом времени, задачами, которые вставали перед страной, а также в связи с достижениями науки в области физического воспитания. Наиболее ощутимые изменения произошли в 1939, 1946, 1955, 1972, 1985 и 1988 гг.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал