Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сфера настоящего
В процессах выделяют моменты, не имеющие длительности. Расширяя момент и объединяя время и сознание, Гуссерль говорил о горизонте настоящего, Мерло-Понти - о двойном горизонте настоящего. Учитывая качественную разнородность прошлого, настоящего и будущего, уместно в качестве геометрической модели использовать сферу и употребить термин «сфера настоящего». Понятие сферы настоящего не всегда совпадает с понятием временного объекта. Краткосрочный, простой, хорошо знакомый временной объект может полностью входить в сферу настоящего, внутри которой прошлое и будущее временного объекта соответствуют двум по-разному расположенным разным треугольникам. Однако в общем случае временной объект может выходить за рамки сферы настоящего. Наличие у субъекта точной модели временного объекта, несомненно, способствует расширению сферы настоящего.
Временная работа сознания. Последовательность временного типа отличается от пространственного ряда тем, что она содержит настоящее, которое можно разъяснить через синхронию предмета, и сознательного субъекта, фиксирующего работой сознания присутствие предмета. Сознание здесь словно сфера, внутри которой находятся и предмет, и сам субъект. Сфера замкнутая, словно наполненная особого рода газом, позволяющим ясно и отчетливо схватить предмет. Сфера настоящего может быть истолкована пространственно. Но эго особая, скорее, метафорическая пространственность. Расширение настоящего в область прошлого и будущего создает иллюзию симультанной данности субъекту предметов наличных и отсутствующих: у-шедшего и предстоящего. Субъект различает то, что дано в восприятии, с одной стороны, и в памяти и воображении - с другой. Различает именно по временному признаку - как наличное и отсутствующее. Пространственность сферы настоящего - всегда подвижная, динамическая, наличное в ней всегда уходит, сменяясь новым. Это временная пространственность. В ней совершается движение, изменение предмета. Она шире, объемнее, но в ее пределах совершается уход самого момента.
Живой процесс. Сказать о процессе «живой», значит ввести в рассмотрение дискурс, изменение, непрерывно меняющееся многообразие. Здесь мы говорим «живой» в смысле темпоральнь:::. т.е. рождающийся и умирающий. Уходящий сам собой, так что нельзя задержать уход или предотвратить, недо-пустить приход. Время - это особая категоризация, систематизация, идущая от субъекта к изменяющемуся объекту. К «живому» мы обращаемся для того, чтобы проиллюстрировать особенности этой категоризации. «Живое» хорошо известно субъекту, потому что сам он смертен. Изменение можно повторить, но прошлого не вернешь. Движение можно повторить, оно само может повториться, его может зафиксировать внимательный наблюдатель, но прошлого не вернешь. Также и будущее - оно не наступило. Разумеется, это не означает, что изменения, которого все ожидали, не произошло, но само будущее... так и не наступило. Время - это стиль мира (М. Мерло-Понти). Время требует абстракции от изменений, происходящих в предмете, от самой живой активности субъекта, от его восприятия изменений. Но время - это не мертвая абстракция, а функционирующая, живая, применяемая для схватывания движений и изменений, категория, служащая для упорядочения и синхронизации событий в мире. Сама абстракция времени предполагает выделение событий, работу сознания. Время - это множественная синхронизация: в восприятии, движении, сознании. Но в каждом акте синхронизации должна быть констатация «Я и предмет», которая входит в акт «настоящее уходит, будущее предстоит, прошлого не вернешь». Это акт, поскольку он совершается субъектом и слит с движущимся, меняющимся предметом. Акт синхронизации - в самом обозначении «настоящее». Несомненно, что действие - акт настоящего. Сознание - это не только ясное и отчетливое ощущение, восприятие предмета в окружающем мире, это особая атмосфера устремленности к синхронии с «двойным горизонтом настоящего». Это просвет, пространство, которое мы представляем сферой, чтобы выразить качественное своеобразие будущего и его отличие от прошлого и настоящего. Вместе с тем это особая атмосфера ухода и подступа, атмосфера, которая никогда не исчезает. Само по себе сознание означает еще и переживание отделенно- сти себя от предмета. В этом суть абстракции - живой, поскольку она позволяет схватывать живое, говорить о жизни, даже применить понятную всем аналогию жизни для обозначения временного стиля мира. Связь между на-ступанием и уходом в настоящем показана Хайдеггером с помощью понятия «взаимного протягивания». Мерло-Понти показал динамику перехода - это и есть горизонт настоящего - не стационарный, а подвижный. Особенность времени в том, что оно применяется к особой ситуации: есть движение и обязательно есть его отслеживание (двигательное или перцептивное) субъектом, есть задача синхронизации и отдельная мысль об уходящем настоящем и наступающем будущем, о самих по себе уходе и наступлении. При этом обязательно применяется сразу вся троица «будущее-настоящее- прошлое» в ее динамическом смысле. В торопливости ухода настоящего проявляется собственное напряжение и давление со стороны на-ступающего.
|