Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Временные синтезы
Гуссерль говорил о синтезе: время неподвижно и все же оно течет. В его модели временного объекта объединены последовательность и длительность - это синтез прошлого и настоящего. Мерло-Понти рассмотрел синтез перехода, где объединены уходящее, настоящее и настающее. Слова М. Хайдеггера об их взаимном протягивании, взаимной игре попарно или о троичном единстве - это и есть его понимание временного синтеза. Ж. Делез привел подробное описание трех типов временных синтезов: привычка (перцептивная и двигательная), память и восприятие, временной порядок. В нашей модели временного объекта объединены настоящее, прошлое и будущее, длительность и статическая последовательность. Субъект своими ощущениями и восприятием, движениями, работой памяти и сознания, выполняя синтезы времени, строит временной объект. Понятие временного синтеза мы считаем важнейшим для понимания того, что есть временной объект, поскольку оно как раз и показывает связь между временем и сознанием субъекта. За понятием временного синтеза стоит временная структура сознания. Обращаясь к понятиям памяти, восприятия, ожидания, мышления и действия, психология должна раскрыть механизм временного синтеза. Субъект обладает памятью, он знает, что такое воспоминание, способен отличить воспоминание от восприятия и от ожидания, от продуктов мышления - воображения, представления. Субъект знает, что память не подводит его, но также знает, что такое забывание. Субъект владеет приемами репродукции - умеет вспомнить и развернуть в сознании то, что он вспомнил. Вспомненный объект осознается на фоне воспринимаемых объектов, которые отличаются от него. Субъект способен отличить прошлое от настоящего - прошлое обладает особой двойной меткой: «бывшее-отсутствующее». Это позволяет субъекту проводить репродукцию ранее пережитых сцен и событий в их временной развертке с сохранением прежней последовательности, отличая их от наличных ситуаций. Сказать про что-то «прошлое», значит осознать его метку - «бывшее-отсутствующее». Если предмет вновь присутствует, люди будут говорить: «прошлое повтс ется снова». Так они связывают настоящее и прошлое. Будущее - отсутствующее, не бывшее, ожидаемое, вообра: мое. Воображаемый объект осознается в наборе перечислены признаков на фоне воспринимаемых объектов, которые отлич ются от него. Сознание фиксирует это отличие с помощью признаков. Среди признаков есть те, которые позволяют отличить воспоминание от наличного и ожидаемое от наличного. В однообразии повседневности, в сложности и условностях управления технологическим процессом метки стираются, возникают ошибки временных определений. Чтобы разграничить настоящее, будущее и прошлое, необходима особая работа сознания. Ощущения в их непрерывной динамике отражают процессы в мире, соответствуя им, - это флюксия. Восприятие, складываясь из ощущений, отражает предметы и ситуации в их устойчивой временной упорядоченности - это темпоральность. Уже в восприятии субъекту дана флюксия и темпоральность объекта, но он пока не отделен от других перцептивных изменений. Процессы анализа и синтеза позволяют осуществить объективацию, отделив объекты от внешних и внутренних помех. Процессы ретенции в первичной памяти и протенции в ожидании образуют основу для временной сферы настоящего: сознания наличного предмета, сцены, события. Временная сфера - это статическое представление предмета вместе с изображением его течения, своеобразный кадр, в котором развертывается сцена, а по краям - линии перехода (ухода и наступления). Сознание - особый временной аппарат субъекта, включенный в деятельность. Уже само восприятие обладает способностью временной развертки: она может быть быстрой или медленной. сознания обеспечивают механизмы памяти: 1) ретенция - удержание в первичной памяти, позволяющее удлинить восприятие, не прерывая его, даже после того, как предмет исчез из поля восприятия, 2) репродукция - извлечение из памяти и оживление в сознании ситуации, давно прошедшей, вытесненной из первичной памяти другой, более поздней информацией. Нельзя исключить из рассмотрения и третий механизм - память ожидания, которая отличается от первичной памяти и репродукции из вторичной памяти. Взятые вместе, три механизма памяти становятся основой для различения составляющих времени: прошлого, настоящего и будущего. Гретенции извлекаются из памяти в ходе репродукции. События вспоминаются в их течении и вместе с ожиданиями, которые предшествовали их появлению. Относя процессы сознания, ощущения, восприятия, памяти, мышления к субъекту, мы не должны забывать об эмоциях. Ощущение имеет свою эмоциональную сторону (В. Вундт). Эмоционально окрашены восприятия отдельных предметов и целостных событий. Эмоции сохраняются в памяти - они переживаются при репродукции. Эмоционально окрашены и ожидания, и воспоминания об ожиданиях. Отмечены эмоциональные дифференциации в структуре временной последовательности временного объекта. Действующего субъекта нельзя полно описать помимо сознания и времени. Работая с временными синтезами, субъект решает такие задачи: 1) определение наличного - «это настоящее», 2) держание прошлого в его временном отличии от настоящего, 3) разделение будущего и настоящего.
Неопределенность и смысл. Субъект нуждается во времени, чтобы приспособиться к другим людям, к миру. Но использовать инструмент темпорализации субъект сможет лишь наполнив смыслом настоящее, прошлое, будущее. Это означает, что время нуждается в субъекте и что они немыслимы одно без другого. Прошлое нам дано через сцены воспоминаний, образы предметов и т.д. Мы схватываем и удерживаем смысл прошлого. Имена, формулировки утверждений, образы предметов и людей скрывают неопределенность прошедшего: встреч и событий. Применение имен, утверждений, образов вновь обнажает их неопределенность. Это может показать и работа внимательной мысли. Настоящее нуждается в переживании. Настоящее: перед субъектом словно «стоят» движения, изменения предметов, окрашенные или наполненные переживаниями. Субъект стремится схватить и удержать смысл настоящего. Удерживая настоящее, субъект противостоит напору нового, наступающего. Схваченный и включенный в систему связей, смысл ситуации позволяет расширить видение ситуации. Субъект теперь уже может вновь вернуть ситуацию, воссоздать ее, пусть и не полностью. Недостающее субъект может домыслить. Субъект может спроецировать ситуацию в будущее, надеясь, что она повторится. Схваченный в прошлом смысл субъект переносит на настоящее, если видит совпадение образа прошлого и восприятия настоящего. При этом не следует забывать о неопределенности: настоящее не может быть схвачено субъектом во всей полноте. Подлинный смысл маскируется самим актом осмысления. То, что не схвачено в восприятии, не может быть удержано в памяти. Разумеется, репродукция сопровождается интерпретацией, смысл может быть уточнен, но вместе с тем репродукция вносит искажения. Кроме того, образ-репродукция отличается от перцептивного образа. Настоящее представляется субъекту ясно и отчетливо по сравнению с будущим, которое остается неопределенным, о котором говорят: «все может быть». С такой осторожностью не определяются ни настоящее, ни прошлое. Они представляются более определенными, хотя и в них для субъекта остается много неясностей. Личное событие всегда зафиксировано так, что осталась некоторая доля неопределенности в знании о нем.
Тема 15. Лекция
|