Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое задание. Программа изучение преступности несовершеннолетних в Пригородном районе, с
Задание №1.
Программа изучение преступности несовершеннолетних в Пригородном районе, с. Сужа.
Данный выбор обусловлен тем, что в Пригородном районе а в частности в селе Сунжа подростки характеризуются повышенной криминальной активностью, этому способствует социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам. Будучи непонятыми взрослыми, подростки объединяются в группы, образуют подростковую субкультуру со своими ценностями, нормами, интересами, языком (сленгом), символами, и эти группы не всегда отличаются законопослушностью. Исследование особенностей данного вида преступности, является необходимым для его предупреждения.
Целью данного исследования является составление организационного плана борьбы с преступностью несовершеннолетних в селе Сунжа.
Достижение поставленной цели путем постановки и решения следующих задач:
- изучение теоретических основ исследования преступности несовершеннолетних;
- представление анализ динамики состояния и структуры преступности несовершеннолетних;
- исследование комплекса причин и условий, детерминирующих данный вид преступности;
- проведение криминологического анализа личности несовершеннолетних совершающих преступления;
Предмет исследования составляют современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в с. Сунжа; личность несовершеннолетних, совершивших преступления в данном районе; личность и поведение потерпевших преступности несовершеннолетних; факторы, детерминирующие преступность несовершеннолетних.
Основные гипотезы, то есть факторы, определяющие преступное поведение несовершеннолетних основаны на социально-психологической концепции причинности деформации психологии, вызывающие преступное поведение несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних, являясь частью преступности в обществе, развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. Данный вид преступности, однако, являясь одновременно составной частью преступности несовершеннолетних и женской преступности, обусловлен также специфическими факторами, относящимися к возрастным, психофизиологическим и тендерным признакам несовершеннолетних. Одним из социально-психологических условий деформации группового сознания несовершеннолетних являются противоречия, связанные с дефектами процесса социализации личности, происходящего на фоне неблагоприятных условий семейного и школьного воспитания, трудовой и досуговой деятельности, отчуждения личности несовершеннолетних от семьи, школы, связей с антиобщественными группами.
Перечень необходимой криминологической информации составляет собственный опыт, архивные данные, предоставленные сотрудниками полиции Пригородного района.
Организационный план:
Статистические данные, архивные материалы отдела полиции Пригородного района.
Исследовательские мероприятия будут проходить в следующей последовательности:
1. Изучение исторического аспекта борьбы с преступностью несовершеннолетних.
2. Изучение теоретических основ исследования преступности несовершеннолетних
3. Анализ динамики состояния и структуры преступности несовершеннолетних;
4. исследование комплекса причин и условий, детерминирующих данный вид преступности
5. Проведение криминологического анализа личности несовершеннолетних совершающих преступления
6. Изучение архивного материла
Участниками исследования являются несовершеннолетние и непосредственно лицо проводящее исследование.
Данное исследование будет проходить три этапа
Подготовительный: ноябрь 2015 года;
Основной: декабрь 2015 года – апрель 2016 года;
Итоговый: май 2016 года
Задание № 2
В рамках исследования было проведено изучение общественного мнения о причинах преступности несовершеннолетних среди жителей села Сунжа. Жителям было предложено назвать три самые главные на их взгляд причины преступности несовершеннолетних. Больше всего указывали причины, связанные с низким уровнем жизни, растущей безработицей, нехваткой материальных средств, а также с распространением алкогольной и наркотической зависимости. Лишь в одном опросном листе указывалась такая причина, как несформированность базовых ценностных установок у подростков, совершивших преступления.
Подводя итог, выделим комплекс факторов, зафиксированных по изученным материалам, отражающим состояние преступности как взрослой, так и подростковой. Очевидно, что имеет место наличие как социальных, экономических, культурных факторов, которые выступают мощным провоцирующим обстоятельством, так и личностных предпосылок, среди которых наиболее ярко выступают психические особенности личности, алкогольная и наркозависимость, а так же неблагоприятные воздействия семьи и иного ближайшего окружения, которыми во многом определялось формирование негативных личностных особенностей.
.
Задание № 3
Особое место в криминологических исследованиях занимают конкретно-социологические методы, т. е. методы изучения социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени. Этот комплекс методов включает следующие:
- 1) изучение документов;
- 2) опросы в форме анкетирования и интервью;
- 3) наблюдение (включенное и внешнее);
- 4) эксперимент.
1. Изучение документов. При проведении криминологических исследований приходится изучать разнообразные документы: и статистические отчеты, и материалы уголовных дел, и заявления о преступлениях с ответами на них, и жалобы, и материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинской экспертизы, средств массовой информации. Изучаются также паспорта регионов, обобщенные результаты анализа социально-экономической ситуации, результаты ранее проводившихся исследований преступности и связанных с ней явлений, а также иные документы. Разрабатываются программы изучения уголовных дел или иных документов. Соответствующие результаты изучения обрабатываются, и на их основе делаются выводы о существовании определенных закономерностей. 2. Опросы проводятся либо заочно (анкетирование), либо очно (интервью). В первом случае разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый характер, когда, например, после вопроса ставятся варианты ответа: только " да", " нет", " не знаю". " Открытый" вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном используют на начальном этапе исследования, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов. Тогда сначала проводится так называемый " пилотажный" опрос для выявления возможных вариантов ответов и проверки " работоспособности" анкеты — того, понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т. д. Или открытые вопросы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением " веера" возможных ответов. Например, при опросе некоторых осужденных выясняется, что они довольно откровенно излагают свои расходящиеся с общепринятыми нормами морали взгляды при открытой постановке вопроса. Когда же дается " веер" ответов, тогда они стараются отвечать " правильнее". Впрочем, это характерно не для всех. " Веер" предлагаемых ответов бывает открытым, когда в его конце необходимо избрать иной вариант ответа, кроме предлагаемых, и содержится просьба уточнить, что это за вариант. При закрытом " веере" дается исчерпывающий набор вариантов ответа. В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются сочетания открытых и закрытых вопросов. Как правило, в криминологических исследованиях оправдывает себя так называемый анонимный опрос, когда опрашиваемый не указывает свою фамилию и адрес. Это не исключает наличия в анкете вопросов о возрасте, поле, роде занятий и других данных, характеризующих опрашиваемого. Анкеты сразу составляются таким образом, чтобы в дальнейшем они могли быть обработаны на ЭВМ. Интервью представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами. Английский социолог Р. Олдфильд полагает, что интервью отличается от других видов общения следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость (может меняться набор вопросов или их формулировки, что-то иное); отсутствует обратимость в отношениях между участниками (один участник интервьюирует другого). В криминологических исследованиях индивидуальное интервью осужденных дает более полные результаты, чем анкетный опрос, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов. В то же время анкетный опрос бывает полезным для выявления личных позиций опрашиваемого, касающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опрашиваемый не заинтересован в огласке его позиции. Тогда важен анонимный анкетный опрос. Хорошо себя зарекомендовало так называемое коллективное интервью, когда, например, исследователь встречается с несколькими лицами (не более 10, как правило) и просит их рассказать о состоянии наблюдаемой ими преступности, изменениях в ней, результативности принимаемых мер, причинах роста либо снижения преступности. Например, такое интервью проводится или с группой сотрудников какой-то организации, или с группой жителей определенного дома или района, или с осужденными в колонии, или с сотрудниками прокуратуры, отделения милиции. Успех приносит именно программированное интервью, в котором исследователь заранее составляет перечень вопросов и продумывает их постановку. Эти вопросы не зачитываются опрашиваемым, а задаются в непринужденной беседе. Результаты интервью записываются, как правило, после его проведения, и затем обрабатываются. 3. Наблюдение бывает нескольких видов. В криминологии область наблюдений и их варианты обладают некоторой спецификой по сравнению с наблюдением в социологическом исследовании. Например, выделяются три основные роли наблюдателя: 1) наблюдатель — участник какой-то деятельности (за деятельностью или за ее участниками он ведет наблюдение); 2) собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать); 3) включенный наблюдатель (устраивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со стороны ведет такое наблюдение). Что касается преступной деятельности, то теоретически можно себе представить криминолога, включающегося в преступную группу, организацию. Однако практически такое включение связано с обязательным участием в совершении преступлений. Иное грозит разоблачением исследователя и весьма тяжкими для него последствиями. Закон не предусматривает освобождение от уголовной ответственности и наказания криминолога-исследователя. Исследование не служит основанием и для непризнания соответствующих деяний преступными, как, например, в случаях крайней необходимости и необходимой обороны. Включенное наблюдение в местах отбывания наказания связано во многом с указанными сложностями, а также с трудностями процесса конфиденциального приобретения статуса осужденного. Полезно включенное наблюдение в качестве оперативного сотрудника правоохранительных органов, следователя, прокурора, судьи, адвоката, сотрудника исправительно-трудового учреждения. С этой точки зрения для криминолога важен опыт практической работы в правоохранительных органах, судах. Используются другие виды наблюдений. Например, при исследовании преступности несовершеннолетних в одном из городов в качестве его участников были привлечены студенты юридического факультета. Они были почти ровесниками обследуемым лицам. И во время посещения дискотек, других мест проведения досуга, ничем не выделяясь, имели возможность наблюдать за досуговыми связями правонарушителей, взаимоотношениями между различными группировками, их поведением. 4. Эксперимент. Профессор Дюверже писал: " Экспериментирование можно определить как спровоцированное и направленное наблюдение". В отечественной литературе эксперимент определяется " как такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором". Вопрос об эксперименте в социальных исследованиях, а особенно в криминологии, всегда был остро дискуссионным. Была высказана точка зрения, что криминологии эксперимент вообще недоступен. Другая позиция сводилась к тому, что эксперимент может быть использован в криминологии " лишь в позитивном, положительном направлении" или в области предупреждения преступлений. Всесторонне исследовав проблему социального эксперимента в криминологии, Н.П. Косоплечее делает вывод о возможности и необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил. Поэтому он пишет о " криминологическом эксперименте", определяя его следующим образом: " Криминологический эксперимент представляет собой заранее обусловленную в определенных пределах общественную деятельность в рамках закона и с соблюдением моральных норм с целью проверки гипотез о причинах и условиях совершения правонарушений и об оптимальных мерах их предупреждения для выработки эффективных форм и методов профилактики правонарушений и ее правового регулирования". В криминологии область эксперимента ограничена в двух отношениях. С одной стороны, недопустимо провоцировать преступление. Исследователь не освобождается от уголовной ответственности за соучастие в преступлении в роли подстрекателя, пособника или ином качестве. С другой стороны, меры по борьбе с преступностью должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств. Следует также выделить методы прогнозирования. В литературе они разделяются на фоновые и профильные. Фоновые методы создают необходимую информационную базу с использованием того комплекса методов, о которых говорилось в параграфах третьем и четвертом. Профильные методы — это методы эстраполяции, моделирования, экспертных оценок. Как точно заметил И.В. Бестужев-Лада, прогнозирование — " это не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления и процесса с помощью средств современной науки".
|