Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Католическая реакция Марии Тюдор






Католическая реакция. После смерти Эдуарда VI в 1553 г. новая знать, опасавшаяся восшествия на престол католички Марии Тюдор, старшей дочери Генриха VIII, пыталась произвести государственный переворот. Герцог Нортумберлендский, возглавивший крайнюю протестантскую партию, женил своего сына на правнучке Генриха VII, 16-летней леди Джен Грей (1537—1554), и провозгласил ее королевой. Но Марию Тюдор в решительный момент поддержали большинство дворян и лондонские горожане. Она взяла верх и взошла на престол. Джен Грей и герцог Нортумберлендский были казнены (1554).

При Марии Тюдор (1553—1558) началась феодально-католическая реакция. При дворе возобладала та часть феодальной знати, которая почему-либо была недовольна реформацией, оказалась обойденной во время дележа церковных имуществ или пострадала при первых Тюдорах. В основном — это северная феодальная аристократия, напуганная растущей мощью абсолютизма. Но расчеты на то, что при Марии Тюдор произойдет полный возврат к старым доабсолютистским порядкам, не оправдались.

Правительство Марии Тюдор сразу восстановило католицизм и примирилось с папой римским. Начались жестокие преследования протестантских богословов и церковников: их отправляли на костер. В эти годы было сожжено около 300 протестантов, среди них архиепископ Кранмер, Латимер и многие другие, что дало основание протестантским историкам называть Марию Тюдор «Кровавой», хотя Елизавета Тюдор, по словам Маркса, заслуживала бы в таком случае названия «ультракровавой», ибо при ней и протестантов, и католиков казнили в гораздо большем числе.

Мария была ревностная католичка; едва она сделалась королевой, как немедленно приказала всем своим подданным снова принять католическую веру, посещать католическое богослужение и исполнять все обряды католической церкви; новый молитвенник перестал употребляться. Архиепископ Кентерберийский засажен был в темницу. Мария не только хотела уничтожить протестантскую веру в Англии, она еще задумала вновь подчинить английскую церковь папе, снова открыть закрытые монастыри и вернуть им их имущества. Она искала себе помощи не в Англии, и она задумала выйти замуж за короля Испанского Филиппа II. Филипп II был самым могущественным государем в Европе; ему принадлежала Испания, лучшая часть Италии и богатые Нидерланды; ему же принадлежали богатые владения в Америке, так что в его государстве «никогда не заходило солнце», - когда в Европе день, в Америке ночь. Испанский правитель, наследовавший Карлу V в 1555 году, был действительно создание своего времени. Его любимое правило, служащее ключом к его политике, было, «что лучше совсем не царствовать, чем царствовать над еретиками». Он употреблял всю свою энергию на приведение этого принципа в жизнь. Например, голландцы приняли протестантское учение, после чего, Филипп пошел на них жестокой войной, которая длилась тридцать лет, и которую он не прекращал до своей смерти, потому что решился искоренить новую веру. Он стремился к владычеству над Европой, потому что желал восстановить авторитет церкви. Вся его политика, все его переговоры, все его войны стремились к этой одной цели [8]. В Англии страшно не хотели этого брака. Мария добилась согласия Парламента и вышла за Филиппа. Позже прибыл папский посол в Парламент; члены Парламента пали на колени и смиренно каялись в своем великом грехе, в том, что они отпали от римской церкви. Посол объявил им от имени папы полное прощение. Так папа снова стал главою английской церкви. Однако Парламент решительно отказался признать Филиппа наследником Марии, и не соглашался открыть монастыри и вернуть богатства, отобранные при Генрихе VIII. После того, как папа снова был признан главою церкви, и введена была католическая вера и католическое богослужение, королева стала гнать и преследовать протестантов. Несколько епископов погибли на кострах. Это показало, что никто из протестантов не может ждать пощады. И действительно было сожжено 284 человека. 3000 священников лишились своих мест [9].

Новые дворяне и новая знать, не говоря уже о лондонской буржуазии, с неодобрением, но и без особого возмущения взирали на казни протестантов.

Наконец сами епископы устали гнать, преследовать, мучить и жечь протестантов. Филипп понял, что католическая вера не удержится в Англии, и покинул эту страну, хотя Мария умоляла его остаться [10]. Несмотря на все это, полная реставрация господства католической церкви оказалась невозможной: Мария Тюдор и ее правители не рискнули потребовать возвращения отнятых у церкви земель, и все, что попало в свое время к новой знати и новым дворянам, осталось в их руках. В то же время усиление происпанских тенденций во внешней политике было крайне враждебно встречено и новым дворянством, и буржуазией, ибо сближение с Испанией было чревато дальнейшим углублением реставрации католицизма и, самое главное, нарушало интересы английского купечества: союз с Испанией означал войну с Францией, что было невыгодно купцам, так как ставило под угрозу владение англичан на континенте (порт Кале). Купцы-складчики, ввозившие шерсть на континент через Кале, могли потерять и, действительно, вскоре потеряли этот опорный пункт. Перспектива лишиться захваченных у церкви поместий, явный ущерб, наносимый происпанской политикой интересам английской торговли, и вероятность введения в стране инквизиции были причиной крайне враждебного отношения сельских джентри и буржуа к браку Марии Тюдор с Филиппом Габсбургом, вскоре ставшим королем Испании. Всеобщее недовольство вылилось в 1554 г. в восстание под руководством Уайета. Восстание проходило под флагом борьбы с испанцами. Широкое участие в этом движении народных масс отпугнуло от него джентри и лондонскую буржуазию. Восстание вскоре было подавлено. Тут еще новые бедствия обрушились на англичан – голод и война с Францией. Война была неудачна: в самом начале войны французы отняли у англичан Кале. Это несчастье еще больше озлобило народ против королевы, и весь народ уже совсем был готов восстать, как вдруг Мария умерла. После ее смерти на престол вступила вторая дочь Генриха, Елизавета (1558 г.): народ английский с восторгом приветствовал новую королеву [11].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал