Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Понятие и структура правовой системы






 

Трудно, а иногда и невозможно изучить отношения между какими-либо явлениями, если данные явления определены неточно, и если их число невелико. В наши дни приходится сталкиваться именно с такими определениями правовой системы. В отечественном правоведении насчитывается более 10 определений правовой системы, однако, например, в Энциклопедическом юридическом словаре 1998 г. о нем не упоминается. В нормативных источниках термин «правовая система» употребляется относительно самых разнообразных правовых явлений: так, например, в п. 4 ст. 15 Конституции РФ данное понятие используется как синоним системы права применительно к соотношению норм внутринационального и международного права. Представления отечественных правоведов о характере этого понятия нередко противоположны, что свидетельствует о поверхностной разработке правовой системы в юридической науке.

Чаще всего вместо того, чтобы уделить внимание указанному понятию, авторы стараются предложить взамен совершенно новые термины — «правовая сфера», «правовая жизнь», «правовое пространство» и др. В настоящее время аналитические разработки в праве переступили через наличные теории, и накопленный теоретический материал уже не укладывается в их рамки. Но вводимые в теорию права термины не должны «растворять» его в юридических понятиях, заимствованных из иных отраслей знаний. Каждый автор в своем исследовании придерживается собственного понимания значения используемых научных терминов. Но категорически недопустима такая ситуация, когда происходит сливание в одно единое содержания основных понятий, значение которых противоречит исходным методологическим принципам.

Работая с понятием «правовая система», мы должны использовать системный подход к правовой действительности, считая ее единым целым, результатом отображения на правовую действительность системных категорий, результатом которой, прежде всего, является само понятие «система». Вследствие использования такого подхода должны быть убраны лишние аспекты и отношения правовой действительности и созданы требуемые новые, отвечающие системной природе нового образования. Одним из факторов отбора элементов в правовую систему является ее прямая цель - правовое регулирование поведения.

Понятие «правовая система» относится к предельно широким юридическим понятиям (категориям), таким же как, например, «правовая надстройка» и др. И в данном случае правовую систему необходимо отличать от системы права. Система права раскрывает внутреннюю сторону объективного права, описывает его состав (элементы) и структуру (необходимые связи между элементами). В случае, когда мы рассматриваем правовую систему, то объективное право является одним из ее элементов, хотя и особого. Эта особая роль выражена в том, что все остальные элементы правовой системы являются следствием объективного права в процессе правового регулирования и связаны с ним.

Рассмотрим юридическую формулировку данного понятия.

Правовая система - это совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части).[3]

Это такая категория, которая отражает всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. Есть известное выражение, касающаяся данной темы, французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система – это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений».[4] Он замечает, что юридическая социология пользуется понятием «правовая система» для того, чтобы рассмотреть весь спектр явлений, изучаемых ею. Если термин «правовая система» представить синонимом объективного (или позитивного) права, то его смысл был бы весьма непонятным. Право – центр и нормативная основа правовой системы, ее связующее и связывающее звено. По характеру права в данном обществе легко можно сделать выводы о состоянии всей правовой системы данного общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Но помимо права правовая система состоит из множества других частей, таких, как: правотворчество, правосудие, правоотношения, субъективные права и обязанности, ответственность, законность, механизмы правового регулирования, правосознание и множество других аспектов.

Компоненты, входящие в правовую систему, не имеют одинакового значения, юридической природы, удельного веса, степени воздействия на общественные отношения, но вместе с тем они подчиняются некоторым общим законам и характеризуются единством.

Функционирование данной системы – довольно сложный процесс, именно поэтому нынешняя теория права должна взойти на такой уровень обобщения, для более глубокого и всестороннего анализа, изучения и оценки возникшей сегодня новой правовой реальности как системы.

Во-первых, отдельные компоненты юридической среды уже буквально всесторонне изучены правоведами (право, правоотношения и т.д.). Из-за этого требуется синтезировать все это в одно понятие правовой системы общества, чтобы иметь возможность более полно отобразить общую картину, учитывая постоянно происходящие в данной системе сложные процессы.

Во-вторых, возникли и возникают новые задачи, для решения которых должны использоваться все правовые рычаги в их взаимодействии. Только полное, совместное их использование на благо общественных отношений способно дать желаемый результат, добиться достижения поставленных задач.

В-третьих, используемое понятие дает возможность неординарно использовать системно-структурный подход для исследования правовой действительности и использовать метод сравнения. Полное понимание любого явления – это залог качественной и продуктивной работы с ним.

Трудно представить правовое государство без высокоразвитой, демократичной и слажено работающей правовой системы, которая способна эффективно защищать интересы общества и его граждан. Но кроме охранительно-защитительной функции, она должна выполнять также различные регулятивно-организующие задачи, связанные с сохранением нормальной жизнедеятельности людей, развитием экономики, науки, образования, культуры, социальной сферы, реализацией прав и свобод личности.

Только с помощью всей общности юридических средств, подконтрольных государству, можно достичь конечных результатов правового регулирования. Поэтому необходимо, чтобы все части правовой системы работали четко и без сбоев, активно выполняли свои функции.


Из вышесказанного следует, что правовая система рождается из права и основывается на нем. Правовая система - комплексное образование. Она состоит из всего, что имеет правовой (юридический) окрас. По словам американского правоведа Лоуренса Фридмэна, «именно структура правовой системы - ее скелет или каркас - является длительно существующей частью, придает форму и определенность целому».[5]

Элементами правовой системы являются механизмы необходимые для процессов правового регулирования. Тем не менее, порой круг элементов правовой системы некоторые авторы необоснованно увеличивают. Так, к примеру, профессор В.К. Бабаев считает, что к правовой системе относится «все, что имеет правовую (юридическую) окраску.[6]

Правонарушения также имеют юридическую окраску, но это не значит, что правонарушаемость (в том числе и преступность) можно отнести к элементам правовой системы. Не все, что входит в состав объекта, можно считать его элементом. Элементы - это нужные, функциональные единицы системы.

Назвать абсолютно все элементы правовой системы достаточно затруднительно. Важен сам принцип подбора явлений в правовую систему. В нее должно входить все из мира правовых явлений, которые необходимы для оптимального процесса правового регулирования. Правовая система являет собой совокупность связанных между собой правовых средств, необходимых для правового регулирования поведения.

К ее основным элементам можно отнести:

1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);

2) право и выражающее его законодательство;

3) правовые отношения;

4) юридическая практика;

5) юридическая техника.[7]

Правовая система представляет собой один из важнейших инструментов для общественно-экономического развития и преобразования основных моментов социальной жизни. Поэтому правовой системе современной России требуется существенное обновление.

В настоящее время государство принимает меры по следующим вопросам: понимание юридической наукой, происходящих вокруг процессов и их прогнозирование; создание нормативно-правовой базы рынка, значительное обновление и пересмотр действующего законодательства; защита личности и собственности; максимальная взаимодействие правовой системы с экономической, политической, социальной и другими системами, что позволяет эффективнее использовать возможности юридических средств.

Правовую систему не следует объединять с юридической надстройкой, так как юридическая надстройка – это всего лишь одна из составных частей правовой системы, которая включает в себя правовые взгляды, правовые нормы, правовые отношения и правовые учреждения.

Что касается правовой системы общества, то оно значительнее по объему (количеству входящих в нее частей) и другое по своему функциональному назначению, так как является выражением внутренних связей правовых явлений, их структуры и организации.

Рассуждая о структуре правовой системы, можно отметить, что она состоит из нескольких частей, которые различны по целям, функциям, содержанию. Сложность структуры – это всего лишь отображение входящих в нее элементов общественных отношений. Структуру правовой системы можно рассматривать в статических и динамических аспектах.

Ю.А. Тихомиров считает что, понятие правовой системы можно представить более однородным, если оно будет состоять из четырех групп элементов:

а) правопонимание представляет собой правовые взгляды, правосознание, правовые теории, правовую культуру, концепции, правовой нигилизм;

б) правотворчество – это один из познавательных и процессуально-оформленных способов подготовки и принятия законов и иных правовых актов;

в) правовой массив – структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов;

г) правоприменение – механизм реализации правовых актов и обеспечения законности.[8]

Но данный подход не представляет правовую систему именно как системное явление, под которым можно понимать объективное объединение по содержательным признакам отдельных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, которое обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью функционирования.

Разбирая структуру правовой системы необходимо отметить, что в качестве основного элемента выступает право, являющееся результатом взаимоотношения государства и общества в работе по созданию предписаний, которые содержатся в правовых нормах, отображающих основной уровень общественного правового сознания и понимания права. Значение общества в создании властных предписаний велико и является важнейшей по отношению к деятельности государственных органов, которые являются правотворцами, так как его можно считать носителем основных критериев регулирования существующих в нем отношений. Эти критерии регулирования в дальнейшем подвергаются изменениям по основным принципам права, которые в последующем более детально конкретизируются в правовых нормах, при этом создаются определенные способы и методы правового регулирования.

На состав правовой системы постоянно оказывают влияние изменения, происходящие в отдельных ее компонентах (реформа законодательства, применяющих право, изменения в организации прокуратуры, работы центральных и местных органов, судов и т.д.). Однако в своей основе (политической, конституционной, экономической) она остается стабильной, сохраняя, таким образом, целостность управленческо-правовой реальности. Об этом также упоминает известный профессор Ж.-Л. Бержель: «Мы приходим к пониманию того, что правовая система одна (и понятие " правовая система" в категориальном аппарате теории государства и права выполняет одну функцию, которую можно рассматривать как системообразующую), а структур у этой системы может быть несколько, в зависимости от того, в каком ракурсе и для каких целей мы ее изучаем, что для нас в ней является наиболее важным. Можно сказать, что при классификации и выделении элементов правовых систем " все зависит от конечных целей, которые ставит перед собой классификатор"»[9].

В основу структурирования правовых систем положены различные факторы: исторические, технико-юридические, религиозные, идеологические, этнические, культурно-правовые и другие факторы. Некоторые авторы придерживаются позиции существования около 200 правовых систем, когда другие ограничивают их количество всего лишь тремя большими группами всех правовых систем: правовой системы западного типа, правовой системы советского типа и религиозной правовой системы. Однако некоторыми учеными выделяются восемь видов правовых систем: нордические, системы немецкого типа, романистические, социалистические, правовые системы, основанные на обычном праве, основанные на исламских традициях, на индусской традиции, правовые системы Дальнего Востока. Но правовые системы также можно группировать по правовым семьям.[10]

Одной из самых распространенных можно считать классификацию правовых систем (семей), автором которой является Рене Давид. В ее основе лежит взаимосвязь двух аспектов: идеологии, в состав которых входят религии, философии, экономические и социальные структуры, вторым же является юридическая техника, основанная, в первую очередь, на источниках права. Усовершенствовав свою классификацию правовых систем, Рене Давид обозначил среди них четыре основные системы: романо-германская правовая система, англосаксонская правовая система, социалистическая, религиозная и традиционная правовая система.[11] В работе при классификации правовых систем особое внимание было обращено на такие критерии, как общность их исторических корней, единство правового мышления, сходство основных правовых институтов и др.

К правовой системе можно отнести все черты объективно возникающих, исторически закономерных общественных явлений, существующих независимо от воли конкретных личностей, которые ко времени вступления в социальную жизнь застают ее с уже сложившимися правовыми формами, институтами и должны учитывать их, реализуя свои интересы. С другой стороны, правовая система – продукт творчества людей, и в этом плане ей присущи все явления, относящиеся к миру искусственных вещей, сознательных процессов, случайных действий.

Задолго до появления разработок системной картины правового регулирования в отечественной юриспруденции долгое время понятие «правовая система» использовалось в науке сравнительного права (компаративистике) для исследования общего и правового регулятора отдельных государств. При этом для сравнительного анализа выбирались определенные стороны (параметры) национальных правовых систем - структура права, источники права, правовая идеология и юридическая практика. К сожалению, некоторые наши правоведы при разработке отечественной теории правовой системы подвели к названным явлениям всю структуру правовой системы, что, очевидно, в корне неверно. В данном случае произошло смешивание проблем хоть и связанных, но, тем не менее, имеющих различие. Проблемы сравнения национальных правовых систем и проблемы создания теории системы правового регулирования (правовой системы) имеют разную природу и являются различными проблемами.

Таким образом, правовая система обеспечивает организованность, целостность и стабильность общественных связей, противостоит негативным явлениям в общественной жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал