![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая система и основные элементы финансовой политики государств.
Финансовая система страны— это совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения как важнейшая составная часть экономических отношений представляют собою систему отношений по поводу образования, распределения и использования финансовых ресурсов. В связи с этим в финансовой системе выделяют три взаимосвязанные подсистемы: финансы государства; финансы хозяйствующих субъектов; финансы населения. Финансы государства (государственные финансы)— это денежные фонды государства, а также совокупность форм и методов их образования и использования. Их назначение — финансовое обеспечение функций, присущих государству. Элементами государственных финансов являются бюджетная система, внебюджетные фонды, валютные резервы и т.д. Финансы хозяйствующих субъектов— это денежные фонды фирм, которые обеспечивают процессы производства и воспроизводства на уровне первичного звена; совокупность форм и методов их образования и использования. Финансы населения— это денежные средства, которые формируются у жителей страны из доходов, получаемых на основе трудовой и иной деятельности, и расходуются на текущее потребление и сбережение. Центральным звеном финансовой системы являются государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, поскольку он играет решающую роль в макроэкономическом регулировании экономики. Различают две модели построения финансовых систем, соответствующие двум типам экономики. Одна модель финансовой системы основана на принципе фискального федерализма и присуща странам с современной рыночной экономикой. Ее отличительная черта — самостоятельность бюджетов всех уровней, четкое разграничение функций между ними и проведение самостоятельной финансовой политики. Так, бюджет центрального правительства финансирует расходы на общие социальные программы, национальную оборону и др. Местные бюджеты финансируют расходы на образование, здравоохранение, благоустройство дорог и территорий и др. Это достигается благодаря тому, что источники формирования доходной части бюджетов всех уровней разграничены. Другой тип финансовой системы основан на принципе демократического централизма и присущ странам с плановой экономикой. Его отличительные черты: централизация большей части финансовых ресурсов в руках государства, причем не только средств государственного бюджета, но и доходов социального, государственного имущественного и личного страхования; строгий контроль с его стороны за финансами хозяйствующих субъектов; бюджеты нижестоящих звеньев выступают как составная часть бюджетов вышестоящих, что ограничивает возможности участников федерации и местных самоуправлений в проведении самостоятельной финансовой политики. Именно таким образом была построена финансовая система и государственный бюджет СССР.
|