![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели освоения учебной дисциплиныСтр 1 из 4Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2014 г.
Рабочая программа дисциплины «Педагогические технологии»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка» профилизации «Техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования»
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Педагогические технологии». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»., 2014, 26с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы: канд.пед.наук., доц. И.А. Торопов ст. преподаватель Т.А. Торопова
Рецензент: доктор пед. наук, профессор Н.К. Чапаев Одобрена на заседании кафедры автомобилей. Протокол от «29» 04 2014 г. № 9. Заведующий кафедрой В.П. Лялин
Рекомендована к печати методической комиссией МаИ РГППУ. Протокол от «21» 05 2014 г. № 10. Председатель методической комиссии МаИ РГППУ Н.Н. Ульяшина
Директор МаИ Ю.И. Категоренко
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально- педагогический университет», 2014 © Торопов И.А., Торопова Т.А., 2014 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Необходимость изучения педагогических технологий будущими бакалаврами профессионального обучения продиктована практикой обучения. В настоящее время педагогический процесс в профессиональных учебных заведениях характеризуется технологичностью – разделенностью на ступени, стадии, фазы, этапы, уровни и т.д. Целью изучения дисциплины «Педагогические технологии» (ПТ) является формирование основ педагогических знаний о проектировании конкретных технологий обучения и применения их в профессиональном учебном заведении. Основной целью преподавания дисциплины «Педагогические технологии» является формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для проектирования научно – обоснованных технологий обучения и воспитания. Сущность дисциплины ПТ заключается в овладении будущими специалистами методикой целенаправленного планирования процесса обучения и воспитания с заранее заданной эффективностью, т.е. методикой научных основ и принципов построения педагогической технологии. Данное требование обусловлено областью профессионально – педагогической деятельности выпускника: осуществлять подготовку обучаемых по техническим профессиям и специальностям в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения. 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕООП ВПО Дисциплина «Педагогические технологии» (ПТ) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин учебного плана и дает возможность расширения и углубления знаний для успешной профессионально-педагогической деятельности. Для изучения дисциплины ПТ необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 2.1. Из курса «Возрастная физиология и психофизиология» Знания: основных особенностей физиологических процессов; взаимоотношений организации и среды; психофизиологии воспитания, внимания, памяти, речи, мышления; физической и умственной работоспособности в различные периоды развития организма. Умения: определять адекватность умственных нагрузок возрастными особенностями обучаемых. Владения: видами и формами общения, простейшими приемами психической саморегуляции. 2.2. Из курса «Введение в профессионально-педагогическую специальность» Знания: основных требований, содержания методики организации и профессиональной подготовки рабочих. Сущности, содержания и структуры образовательного процесса. Основных требований к личности бакалавра профессионального обучения к уровню его профессиональной компетентности. Умение: развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего специалиста. Владения: технологией педагогического общения, развития личности обучаемого. 2.3. Из курса «Начертательная геометрия и компьютерная инженерная графика» Знания: Технических средств машинной графики. Программных средств, изображения предметов, эскизы деталей, чтение и компактность конструкторских документов в ЕСКД. Умения: выполнять эскизы деталей, технические чертежи деталей. Оформлять чертежи (проставлять размеры, технические требования и штамп). Использовать ЕСКД и стандарты. Владения: способами работы с технической справочной литературой и современной вычислительной техникой. 2.4. Из курса «Общая психология» Знания: Истории научной психологии, основных направлений и научных школ зарубежной и отечественной психологии, методы психологии личности. Умения: интерпретировать собственное психологическое состояние. Владения: простейшими приёмами психологической саморегуляции, способностью к деловым коммуникациям и профессионально-педагогической деятельности. 2.5. Из курса «Методика профессионального обучения» Знания: структуры и содержания учебно-программной документации для СПО. Структуры трудового процесса; характеристики учебного материала теоретических дисциплин. Этапы и уровни формирования знаний, умений и навыков; методики таксономии и конкретизации целей дисциплины, выбора методов и средств обучения. Умения: выполнять анализ содержания обучения; проектировать систему целей учебной дисциплины теоретического и производственного обучения; распределять содержание обучения между занятиями; выбирать методы обучения, организационные формы обучения; выбирать средства обучения. Владения: технологией проектирования, организацией проведения занятий по обще профессиональным и специальным дисциплинам, практическому (производственному) обучению. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: Учебная дисциплина «Педагогические технологии» является базовой для прохождения педагогической и преддипломной практик, для подготовки к государственному экзамену по психолого-педагогической подготовке, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Общекультурные компетенции (ОК): - осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все КЦП, высказывает свое отношение к каждой КЦП положению, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) (ОК – 2): Знания: сущности идеи технологизации учебного процесса Умения: анализировать понятия «Педагогическая система», «Педагогическая технология», технология обучения, их связь между собой как глобального – общего – частного. - владения нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК – 9): Знания: принципов и функций педагогических технологий. Классификации (ПТ) педагогических технологий. 3.2. Профессиональные компетенции (ПК): - готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14). - способен проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК – 17): Знания: классификации, характеристики, возможности технологий обучения. Основы проектирования технологий обучения. Умения: анализировать возможности, эффективность применения современных технологий. Владения: методиками проектирования современных технологий проблемного, программированного, дистанционного, модульного обучения и др. - готов к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК – 19): Знания: Подходов к разработке целей обучения при проектировании ПТ. Умение: Проектировать иерархию диагностичных целей при разработке конкретной технологии обучения. Владения: Подходом к построению системы целей для конкретных педтехнологий. - готов к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) (ПК – 20): Знания: принципов отбора, структурирования и оптимизации содержания в соответствии с видами технологий обучения. Умения: проводить системный анализ деятельности для отбора содержания обучения. Владения: деятельностным подходом к отбору содержания обучения при проектировании ПТ. - готов к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих (ПК – 22): Знания: подходов к проектированию системы процедур, методов и средств обучения в ПТ. Способы управления учебной деятельностью в различных формах учебных занятий. Уровни усвоения знаний и умений на занятиях различных организационных форм. Умения: Выбирать средства дидактического и технического обеспечения в соответствии с методами обучения, формами организации познавательной деятельности и способами управления процессом обучения. Владения: подходом к выбору дидактических средств в соответствии с видом технологии, целью, содержанием и методами обучения. - готов к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе (ПК – 23): Знания: подходов к проектированию системы оценки результатов обучения в ПТ. Умения: проектировать систему контроля в ПТ. Выбирать формы и средства контроля. Разрабатывать дидактические тесты. Владения: методикой проектирования дидактических тестов для контроля уровня усвоения предмета. - готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК – 27): Знания: подходов к проектированию системы организации и управления учебным процессом в ПТ. Алгоритмы управления познавательной деятельностью; разомкнутое, цикличное, смешанное управление. Умения: выбирать виды и способы осуществления алгоритма управления обучением в конкретной технологии обучения. - готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности. (ПК – 29): Знания: Особенности и достоинства технологизированного процесса обучения. Общей структуры ПТ. Классификацию, сущность особенности, возможности технологий обучения. Основы проектирования технологий обучения. Владения: Адаптировать известные технологии к целям и содержанию конкретного предмета комбинировать несколько известных технологий для создания компилятивной предметной технологии.
В результате изучения дисциплины студент должен знать: - предмет и значение курса «Педагогические технологии» для подготовки бакалавра профессионального обучения; - развитие педагогических технологий и особенности технологизации российского образования; - основные подходы к определению понятия «Технология обучения»; - основные этапы проектирования технологии обучения; - методику диагностичного задания целей и критерии эффективности педагогических технологий; - особенности применения в профессиональном образовании инновационные педагогические технологии. В результате изучения дисциплины студент должен уметь: - классифицировать педагогические технологии обучения; - анализировать образовательные стандарты; - разрабатывать диагностичные цели обучения; - разрабатывать тесты различного уровня сложности для контроля уровня усвоения учащимися знаний, навыков, умений; - разрабатывать основные компоненты технологий обучения; - владеть информационными технологиями обучения; - применять технологию обучения на практике.
|