![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура дисциплины
Дисциплина изучается в следующих семестрах: Очная форма, полный срок обучения – 6 семестр; Очная форма, сокращенный срок обучения – 5 семестр; Заочная форма, полный срок обучения – 7 семестр; Заочная форма, сокращенный срок обучения – 5 семестр.
Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
Содержание учебной дисциплины 1. Введение в курс “Педагогические технологии”. 1.1. Исходные понятия и сравнительный анализ. Сущность идеи и проблемы технологизации учебно-воспитательного процесса. Понятие «Педагогическая технология» и его эволюция современное состояние: аспекты, уровни, подходы. Сравнительный анализ понятий «Система обучения», «Технология обучения», «Методика обучения». Зарубежный опыт развития педагогических технологий. Этапы развития педагогических технологий. 1.2. Сущность педагогической системы. Педагогическая технология как научно-методическое знание, как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении и как реальный процесс обучения проблемы технологизации в образовании. Педагогическая технология как педагогическая система, как частная методика и как технология отдельных частей учебного процесса. Стандартизация в образовании. Учебная дисциплина «Педагогические технологии». Цели и задачи ее изучения, место в психолого-педагогической подготовке бакалавра профессионального обучения. Межпредметные связи с другими дисциплинами учебного плана. 2. Методологические основы педагогических технологий. 2.1. Классификация педагогических технологий. Философские и психологические концепции, лежащие в основе педагогических технологий. Признаки и критерии педагогических технологий, методологические требования, структурные составляющие педагогической технологии. 2.2. Основные подходы к классификации технологии обучения: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью, по подходу к обучающемуся, по преобладающему методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся и др. Развитие технологий обучения в российских и зарубежных исследованиях. 3. Проектирование технологий диагностичного целеполагания в учебном процессе. 3.1. Педагогическая технология как средство гарантированного достижения целей обучения. Понятие о диагностичной постановке цели требования диагностичности постановки целей образования. Принцип диагностичной целенаправленности личностный подход к диагностичному формулированию целей. 3.2. Диагностичная постановка целей образования и воспитания, проблемы и методы. Уровни целеобразования в профессиональном обучении. Способы постановки целей обучения. Таксономии педагогических целей. Структура целей. Таксономия Б.Блюма. 4. Проектирование тестовой технологии контроля знаний. 4.1. Тестирование знаний и умений учащихся в процессе обучения. Тестирование как психолого-педагогическое средства оценки способностей студентов. Понятие дидактического теста для контроля уровня усвоения учебного предмета и его основных характеристик: надежности, валидности коэффициент усвоения. Тестирование как элемент дидактического процесса. 4.2. Проектирование теста для контроля знаний. Способы конструирования тестов различного уровня. Проектирование теста для контроля знаний. Возможности использования дидактических тестов в профессиональном обучении. 5. Проектирование технологии программированного обучения. 5.1. Основы программированного обучения. Концептуальные основы программированного обучения. Законы Б.Скиннера. принципы программированного обучения. Воспроизводимый обучающий цикл. Сущность и признаки программированного обучения. Приоритетные дидактические функции, вид, способ и средства предъявления учебного материала, характер обратной связи. Форма организации познавательной деятельности обучаемых, характер учебной деятельности в программированном обучении. 5.2. Виды обучающих программ. Обучающая программа. Структура обучающей программы. Виды обучающих программ, их достоинства и недостатки. Этапы программирования: генеральное и рабочее программирование. Возможности использования программного обучения в профессиональном образовании «Достоинства и недостатки технологии программированного обучения». 6. Проектирование технологии проблемного обучения. 6.1. Сущность, особенности развития проблемного обучения. Проблемное обучение. Принципы проблемности в обучении. Понятие учебной проблемной ситуации. Классификация проблемных ситуаций. Дидактические функции, виды, способы и средства предъявления учебного материала, форма организации познавательной деятельности обучаемых. 6.2 Технологическая схема проблемного обучения. Цель, условия, формы и методы проблемного обучения. Структура и этапы проектирования проблемной технологии. Способы создания проблемных ситуаций на учебных занятиях. Основные достоинства и недостатки проблемного обучения в профессиональном образовании. 7. Проектирование игровой технологии обучения. 7.1. Сущность игровой технологии обучения, ее место и возможности в учебном процессе. Дидактические функции игры в учебном процессе. Вид, способ и средства предъявления учебного материала, характер обратной связи, форма организации познавательной деятельности обучаемых. Классификация игр. Психолого-педагогические принципы проектирования игровой технологии: имитационное моделирование конкретных условий; игровое моделирование содержания и форм профессиональной деятельности; проблемность содержания; ролевое общение, диагностичность, рефлексия. 7.2. Этапы разработки и реализации игровой теохнологии. (или деловой игры). Понятие и структура имитационной модели. Возможность использования деловых игр в профессиональном обучении. Достоинства и недостатки игровых технологий. 8. Проектирование технологии модульного и концентрированного обучения, опорных конспектов. 8.1. Технология модульного обучения. Дидактические концепции представления технических знаний в модульных программах. Сущность, особенности и принципы модульного обучения. Обучающий модуль: назначение, характеристика, структура. Методическое обеспечение модульной единицы. Дидактические функции, виз, способ и средства предъявления учебного материала. Характер учебной деятельности в модульном обучении. Основные понятия и определения: модуль трудовых навыков (МТН); модульный блок (МБ); учебный элемент (УЭ); интерактивный блок (ИБ). Назначение, методика разработки МТН программы. 8.2. Технология опорного конспекта В.Ф. Шаталова. Сущность технологии опорного конспекта В.Ф. Шаталова, принципы обучения с использованием опорных конспектов. Методические приемы технологии опорного конспекта. Требования к разработке и реализации опорного конспекта в учебном процессе. Ключевые проблемы технологии ее достоинства и недостатки. 9. Проектирование компьютерных технологий в обучении. 9.1. Технология дистанционное обучение. Понятие «дистанционное обучение», предпосылки создания и перспективы развития в образовательном пространстве России. Классификация видов, типов дистанционного обучения. Основы организации дистанционного обучения: общая характеристика элементов управления, характеристика элементов взаимодействия; характеристика типов и видов средств организации дистанционного обучения. 9.2. Программное техническое обеспечение. Электронная почта. Интернет. Программное обеспечение для работы в сети Интернет. Использование технологии мультимедиа. Интерактивное аудио. Интерактивное видео. Аудитория для дистанционного обучения. Организация видеоконференций. 10. Совершенствование педагогических технологий. 10.1. Развитие инноваций в образовании. Технологический подход как инновационное педагогическое явление. Общие тенденции развития инноваций в образовании. 10.2. Сравнительный анализ традиционного и технологического подхода к обучению. Проектирование системы оценки результатов. Формулирование предполагаемых результатов обучения и развития. Выделение замеряемых показателей. Критерии оценивания и система оценок результатов обучения. Проектирование системы контроля: входной, текущий, промежуточный, заключительный контроль. Средства контроля. Тесты и тестовые задания. Проектирование форм, методов, средств контроля, результатов обучения. Связь эффективности обучения и оптимальности управления и организации учебным процессом.
|