Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики исследования мышления.






Перечень методик для исследования мышления

1.Таблица с изображениями предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).

2.Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.

3.Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.

4.Бланки к методике «Выделение существенных признаков».

5.Бланки к методикам «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

6.Таблицы с пословицами и поговорками.

7.Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение слов-понятий.

8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

9.Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфлик-тным содержанием).

10.Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

11.Таблицы с загадками.

12.Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов — подбор слов, противоположных по смыслу).

13.Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой).

14.Таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера).

Материалы из пособия Забрамной С.

МЕТОДИКА " ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО"

Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном, второй - на вербальном материале.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Предметный вариант

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция и ход выполнения: " Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Интерпретация.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: " Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)".

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет.

Бланк для словесного варианта.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1.Предмет и задачи психологической диагностики. Ее место среди смежных дисциплин.

2.Сферы практического применения методов психологической диагностики. Практические задачи психодиагностики в системе образования.

3.Понятие «психологический диагноз». Виды психологического диагноза.

4.История развития психодиагностики за рубежом.

5.История развития отечественной психодиагностики.

6.Вклад Л.С.Выготского в развитие психодиагностики.

7.Классификации психодиагностических методик и их основания.

8.Психометрические требования к методикам. Понятие «стандартизация».

9.Надежность психодиагностических методик. Проверка надежности.
10.Эмпирическая валидность. Процедура валидизации.

11.Конструктная и содержательная валидность.

12.Эксперимент как основной метод диагностики. Виды эксперимента.

13.Тест. Общая характеристика метода.

14.Классификации тестов.

15.Опросники. Общая характеристика метода. Классификация опросников.

16. Проективные методики. Общая характеристика. Классификация проективных методик.

17. Диагностика психофизиологических особенностей человека.

18.Наблюдение как метод диагностики.

19.Беседы как метод диагностики.

20.Контент - анализ.

Педагогическая диагностика.

22.Основные тенденции развития психодиагностики.

23.Диагностика развития младенцев и детей раннего возраста.

24.Диагностика развития дошкольников.

25.Диагностика готовности к цокольному обучению.

26.Диагностика развития младших школьников.

27.Диагностика развития в подростковом и юношеском возрастах.

28.Диагностика мотивационно-потребностной сферы.

29.Методика А.Я. Ивановой.

30.Психодиагностика состояний.

31.Психодиагностика самосознания.

32.Методики изучения самооценки и уровня притязаний.

33.Психодиагностика межличностных отношений.

34.Диагностика специальных способностей.

35. Диагностика креативности.

36.Этические принципы и правила диагностической деятельности.

37.Особенности разработки тестов учебных достижений.

38.Методика Р.Жиля.

39.Методика Э.Ф.Замбацявичене

40.Методики исследования восприятия.

41.Социометрия.

42.Тест Д.Векслера.

43.Тест Р.Амтхауэра.

44.ШТУР.

45.Невербальные тесты интеллекта. Тест Дж.Равена.

46: Методики исследования внимания.

47.Методики исследования образной памяти.

48.Методики исследования мышления.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал